Университет 3.0, технопарк и фонд поддержки молодежи. Большое интервью Ирины Китурко

Во время недавнего визита в Гродно Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы: ознакомился с потенциалом университета и встретился со студентами.  Речь шла и о развитии современного высшего образования. О новых подходах рассказала ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко.

Ректор.jpg

– Почти год назад в Беларуси несколько университетов, в том числе и ГрГУ имени Янки Купалы, вошли в экспериментальную площадку Министерства образования по внедрению модели «Университет 3.0». В проекте  мы не случайно. Потому что все условия, которые необходимы для реализации модели «Университет 3.0» – единство образования, науки и коммерциализации разработок – уже созданы в нашем университете.
Время диктует свои требования к специалистам. Сегодня нужен человек, который умеет действовать в ситуации неопределенности, когда нет готового решения: его необходимо выработать, найти оптимальное… С 2019 года во все учебные планы будет введен курс «Инновационное предпринимательство». Но изучение только этого курса не означает, что сразу появится специалист, который готов коммерциализировать разработки. Этому можно научить, лишь погружая студентов в профессиональную среду. Причем не только во время производственной практики, когда студенты идут на предприятия. Мы нацеливаем преподавателей, что практикоориентированность должна быть на каждом занятии, в каждом задании.

Одним из примеров внедрения модели «Университет 3.0» является выполнение студентами междисциплинарных дипломных работ и магистерских диссертаций. Авторы не просто применяют полученные знания, а приобретают новые компетенции: формируют предпринимательские навыки, учатся работать в команде на результат. Так, над одним из представленных Главе государства проектом работали вместе строители, историки, дизайнеры, журналисты и программисты. Такие инновации продиктованы временем. 

– Технопарк, новое здание которого вскоре откроется в Гродно, тоже станет площадкой для «погружения в среду»? Какие у него есть точки соприкосновения с образовательным процессом?

– Научно-технологический парк – не только та инновационная площадка, которая предоставит место для существующих фирм-резидентов, где они будут «становиться на ноги», используя различные льготы. Уверены, поспособствует он развитию коммерческой жилки и у наших студентов. Созданный благодаря областному инновационному фонду, научно-технологический парк с его уникальным оборудованием станет местом, где студенты смогут реализовывать свои идеи, проекты, проводить научные исследования, а полученные результаты коммерциализировать. Мне очень импонирует амбициозность наших студентов. Например, выступая перед Главой государства, студент пятого курса физико-технического факультета Вадим Козячий сказал, что в его планах – окончить университет и создать фирму, которая в будущем станет резидентом технопарка. 

Существует договоренность о сотрудничестве в рамках научно-технологического парка с Гродненским государственным медицинским и Гродненским государственным аграрным университетами. Технопарк объединит ученых самых разных направлений.

IMG_6436.jpg

– Во время встречи со студентами в контексте создания сетевого университета говорилось и о дистанционном образовании, увеличении роли информационных технологий. Мне кажется, что-то подобное, но в рамках одного университета, есть у купаловцев – образовательный портал.

– Образовательный портал – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он позволяет каждому студенту с любого устройства получить доступ к материалам для обучения. Каждый преподаватель и студент имеют личный кабинет. В личном кабинете студента хранится вся актуальная информация, которая формируется в автоматическом режиме на протяжении всего периода обучения. В то же время образовательный портал дает возможность дистанционного общения преподавателя со студентом и студентов между собой. Обсудить вопросы с преподавателями, получить на них ответы, пообщаться с однокурсниками можно благодаря форуму и чату. Здесь же студент может выполнить задание и нажатием одной кнопки отправить его преподавателю. Дистанционные технологии для нас не ноухау, это реалии нашей жизни, они настолько привычны, что, порой, даже не замечаем их. 

К слову, благодаря образовательному порталу студенты имеют возможность «посещать» отдельные электронные библиотеки разных стран и пользоваться оцифрованными документами, книгами, которые там размещены.

– Ирина Федоровна, а преподаватели готовы учить по-новому?

– Безусловно. Мы учим и преподавателей – учить современных студентов, способных действовать в ситуации неопределенности. Создана цельная система повышения профессионального мастерства. Наши преподаватели имеют возможность проходить стажировки не только в ведущих учреждениях и научных центрах Беларуси и за рубежом, но и на предприятиях и в организациях, связанных со специальностями, в рамках которых они обеспечивают учебный процесс. Также ведем подготовку, повышение квалификации наших преподавателей по внедрению инновационных методик преподавания в образовательный процесс.

Сегодня коренным образом меняется роль преподавателя. Если раньше он был единственным источником информации, то сегодня у него роль скорее модератора. Его задача – научить студента учиться на протяжении всей жизни, только тогда выпускник будет конкурентоспособен. «Я ему разжевал и в рот положил…» – такого подхода не должно быть. Более ценными будут те знания, что получены самостоятельно.

3ca291adb5bf54443b2815d2092d1b25 (1).jpg

– Большое внимание уделяется на государственном уровне поддержке, в том числе и материальной, талантливой молодежи. 

– Мы всегда стремимся поддерживать одаренную и талантливую молодежь. Для студентов, которые хорошо учатся, может предоставляться скидка на оплату обучения – до 60 процентов. Также есть возможность перевода на бюджетную форму. Все в руках самого студента!

У нас действует положение о материальном поощрении. Все студенты, которые добились значимых результатов в спорте, творчестве, олимпиадном движении, получают премию. Также премия выплачивается руководителю или тренеру. В этом году создали Фонд поддержки одаренной и талантливой молодежи. За счет его средств отправляем наших студентов для участия в международных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях – то, что требует часто немалых затрат. Буквально последний пример: в Бразилии проходил чемпионат мира среди студентов по спортивной борьбе, и по линии Белорусской ассоциации студенческого спорта туда поехали один наш студент и тренер. Однако у нас создана мощная школа греко-римской борьбы, и мы решили за счет этого фонда направить туда еще двух студентов. Ребята выступили успешно, завоевав призовые места. И, кстати, были единственными представителями Беларуси на данных соревнованиях.

Хочу подчеркнуть, что Миссия университета – «выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога». Именно так и стремимся работать, раскрывая и помогая реализовать уникальный потенциал каждого купаловца, а значит – университета.