Исследование: миролюбие является национальным брендом белорусов

Исследование: миролюбие является национальным брендом белорусов

БИСИ представил доклад "Ценностный портрет современного белорусского общества".

Белорусы знают цену миру из-за больших потерь в годы Великой Отечественной войны. И это находит отражение в таком характерном для белорусов качестве, как миролюбие. Такое мнение высказала сегодня на пресс-презентации аналитического доклада Белорусского института стратегических исследований "Ценностный портрет современного белорусского общества" аналитик БИСИ Ольга Богомаз, передает корреспондент БЕЛТА.

В белорусском обществе наблюдается оптимальный баланс индивидуальных ценностей и коллективных. Среди государствообразующих ценностей лидируют мир, безопасность и свобода.

"Стремление к миру и спокойствию - это не просто базовая ценность белорусов, а исторически сложившийся идеал общества. Он связан с колоссальными потерями в годы Великой Отечественной войны. Большинство белорусов считают победу над нацистской Германией предметом национальной гордости. А праздник День Победы считают одним из главных", - сказала Ольга Богомаз.

Вторым после вклада белорусского народа в Великую Победу предметом национальной гордости респонденты назвали культурное наследие второй половины XIX - начала XX веков (Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович). Затем идет партизанское и подпольное движение в годы ВОВ и на четвертой строчке - деятели периода белорусского возрождения (Ф. Скорина, Н. Гусовский и др.). На пятом - достижения белорусских спортсменов.

"Белорусы знают ценность мира. А доброжелательность и миролюбие - это те качества, которые мы всегда проявляем, в том числе и к соседним государствам. Миролюбие - наш национальный бренд", - подчеркнула Ольга Богомаз.

"Наши граждане считают, что безопасность должна обеспечиваться законом и правоохранительными органами", - добавила аналитик БИСИ. Говоря же о структуре безопасности, она отметила, что граждане страны беспокоятся по поводу отдельных аспектов социальной, экономической, политической безопасности. Это и возможность ведения здорового образа жизни (59%), и чувство личной безопасности (42%). В экономической безопасности озабоченность вызывает рост цен. Характерен для белорусов и высокий интерес к социально-политическим событиям в стране (44% отслеживают обстановку, участвуют в общественно-политической жизни).

Стремление к свободе у белорусов, по словам Ольги Богомаз, особое. "Наши люди со свободой ассоциируют возможность самореализации, проявления творческой инициативы, реализации лидерских качеств. У нас свобода связана с созидательной инициативой. При этом сохранение государственного суверенитета важно", - сказала она.

Также для белорусов характерно то, что они очень хотят участвовать в принятии общественно-политических решений, а свобода имеет для них "выраженный внешнеполитический акцент". То есть белорусы против того, чтобы кто-то извне диктовал, как им жить.

000022_1634807460_465640_big.jpg

Исследование: понятие "дабрабыт" объединило в себе главные ценности белорусов

Мир, безопасность, свобода, а также семья, здоровье и душевный комфорт - основные коллективные и индивидуальные ценности белорусского общества. Такими итогами исследований поделилась сегодня на пресс-презентации аналитического доклада Белорусского института стратегических исследований "Ценностный портрет современного белорусского общества" аналитик БИСИ Светлана Алейникова, передает корреспондент БЕЛТА.

"Ценности белорусов можно разбить на две большие группы: личностно-семейные, индивидуальные и коллективные, или государствообразующие. Если говорить о первых, то исследование выявило приверженность белорусского общества к традиционному пониманию ценностей. Тройка лидеров выглядит так: здоровье, семья, душевный покой и комфорт. Вот что прежде всего важно для людей. Немного уступает материальный достаток и работа. А на периферии ценностей - стремление к власти, карьере, второстепенные вопросы имиджа", - рассказала Светлана Алейникова.

Во второй группе ценностей тройку главных (причем почти для 100% респондентов) составляют мир, безопасность и свобода. В топ-5 также входят порядок и справедливость. Последнее место занял национализм.

"Мы вывели код ценностей белорусского общества. В центре, объединяющем два столпа (индивидуальное и коллективное), находится белорусское понятие "дабрабыт" - это душевное и материальное благополучие", - обобщила Светлана Алейникова.

Для белорусов также характерны устойчивые патерналистские установки на сильное государство, смещение от материальных благ к приоритетам более духовного порядка. Велик запрос в обществе на коммуникацию и диалог, общение и обратную связь, участие в принятии важных решений. И еще один акцент современного общества - на развитие, желание увидеть образ будущего.

На протяжении года в Беларуси проводился большой цикл исследований соответствующей темы. В основе доклада лежит большой массив данных, полученных как путем эмпирических исследований (в частности, четырех крупных опросов: "Социокультурный портрет современного белорусского общества", "Поколение Z", "Историческое прошлое в оценках общественного мнения населения Беларуси", "Социальный портрет современной белорусской молодежи"), так и на основе встреч фокус-групп, экспертного сообщества, изучения различных научных трудов.

Заведующая кафедрой экономической социологии Белорусского государственного экономического университета Ирина Лашук отметила, что социологи не ставят цель опросить все население. Есть свои правила и законы у этой науки, которые позволяют делать выводы и экстраполировать данные исследований на генеральную совокупность жителей Беларуси (от 18 лет и старше). Соблюдаются инструкции по подбору и опросу респондентов. За достоверность получаемой информации отвечают интервьюеры.

Интересно то, что, по словам Ирины Лашук, базовые ценности (жизнь человека, семья, порядок) не изменились с 2017 года. И эти ценности характерны для всех поколений. Конечно, ценность свободы у молодежи гораздо выше, чем у старшего поколения. Но какого-то межпоколенческого разрыва нет. В объединяющем резерве ценностей произошли некоторые перестановки. Если прежде четверка лидеров выглядела так: общительность, благополучие, свобода, независимость, то в 2021 году свобода уже на первом месте, далее жертвенность, благополучие и властность. В целом же на первый план выходят общечеловеческие ценности.

000022_1634808274_465647_big.jpg

Исследование: "тутэйшасць", традиции и любовь к стране лежат в основе белорусской идентичности

Главными основаниями идентичности белорусского общества стали "тутэйшасць" и культуроцентричность. Такими итогами исследований поделилась сегодня на пресс-презентации аналитического доклада Белорусского института стратегических исследований "Ценностный портрет современного белорусского общества" аналитик БИСИ Светлана Алейникова, передает корреспондент БЕЛТА.

"Нам удалось выявить глубинные основания идентичности белорусского общества, то есть того, что формирует чувство общности, объединяет белорусов, - поделилась результатами работы Светлана Алейникова. - Если одним словом попытаться охарактеризовать чувство идентичности современных белорусов, то, как сказал классик, это "тутэйшасць". Это привязанность к земле, месту проживания, дому. Сильным объединяющим фактором также выступают так называемые горизонтальные связи, чувство общности с близкими людьми, друзьями, знакомыми. Также белорусская индентичность еще и культуроцентрична: в центре нашего чувства общности лежат общие традиции, обычаи, культура и менталитет. Наверное, это специфическая черта белорусского общества".

На вопрос "Что в первую очередь объединяет белорусов?" 78,5% респондентов ответили, что это место проживания (город, село), 77,3% - традиции и обычаи, 76,8% - менталитет и характер, 75,4% - территория страны, 72,1% - национальность.

Что примечательно, в ответ на вопрос "Что значит быть белорусом?" большинство респондентов ответили "любить Беларусь и белорусов" (45,8%), "жить в Беларуси" (42,1%) и "считать себя белорусом" (38,1%). В пятерке ответов также "уважать и ценить белорусскую культуру", "знать и беречь национальные традиции". То есть самоотождествление и культуроцентричность, определенно, являются основой белорусской идентичности.

Отдельно Светлана Алейникова затронула аспект отношений гражданина, общества и государства. Исследования показали запрос подавляющего большинства населения на социально ориентированное и сильное государство, сохранение всех социальных гарантий. "Порядка 95% высказались за безусловное сохранение этих благ и гарантий, которые уже обеспечиваются государством", - отметила она.

Большинство сходится во мнении, что идеальная модель общества, в котором бы хотелось жить, - общество равных стартовых возможностей, которые государство предоставляет для самореализации. А дальнейший успех зависит от личных предпочтений, устремлений и способностей. Речь не об уравниловке, а именно о равных стартовых возможностях. Тогда будет соблюдена справедливость. "Причем большинство граждан сказали, что мы уже живем в этой модели. Она действующая", - добавила Светлана Алейникова.

"Если говорить об общей платформе большинства социальных и профессиональных групп, то это стремление к единству", - отметила аналитик БИСИ. Для примера она показала распределение ценностей по возрастным группам и по регионам. Заметных отличий в соотношении ценностей между, скажем, жителем Минской области и Брестской, между 18-летним и 50-летним человеком нет.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»