Известный российский режиссер, актер, заслуженный артист России Сергей Пускепалис побывал в Гродно (+Видео)

Известный российский режиссер, актер, заслуженный артист России Сергей Пускепалис побывал в Гродно (+Видео)

Сергей Пускепалис знаком многим в первую очередь как актер, снявшийся в таких известных фильмах, как «Простые вещи», «Мой парень – ангел», «Как я провел этим летом», «Жизнь и судьба», «Битва за Севастополь», «Метро», «Ледокол» и других. Первым фильмом, который открыл для меня этого актера,  был «Как я провел этим летом», где он сыграл начальника полярной метеостанции. Это тонкая психологическая картина зацепила. Харизма Пускепалиса – невероятная.

Но съемки в фильмах для него далеко не главное занятие.  Сергей Пускепалис – серьезный театральный режиссер, ученик одного из ведущих российских театральных режиссеров последних десятилетий Петра Фоменко. Правда, знакомство с постановками Пускепалиса – дело не такое уж и простое. Играет роль расстояние. Театры Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Ярославля, Саратова  лишь некоторые в списке его режиссерской географии. В Беларуси он был лишь раз. В 2009 году с Омским государственным драматическим «Пятым театром»  привозил в Могилев на молодежный театральный форум «M.@rt.контакт» спектакль.
А недавно – настоящий подарок: Сергей Пускепалис приезжает в Гродно! В рамках международного медиаклуба Format А3 состоялась встреча актера, режиссера, заслуженного артиста России со студентами ГрГУ имени Янки Купалы. 
 
Пускепалис-режиссер

В жизни он такой же, как в кино. Серьезный. Скромный. Прост и интересен в общении.

Я всегда такой, какой есть. В жизни и в кино. Я не актер, я режиссер, – несколько раз подчеркивал Сергей Пускепалис. –  А в кино просто используют мои какие-то качества в своих «корыстных» целях режиссеры.

Театр занимает в его жизни главное место. Хотя он никогда не думал, что так случится. В детстве мечтал стать летчиком. Отец Сергея работал в центральном чукотском аэропорту и часто брал его с собой. Парню нравилось смотреть, как взлетают и садятся самолеты, слушать рассказы летчиков. Но родители переехали в город с более мягким климатом Железноводск. И здесь была совсем другая история. Сергей увлекся драмкружком при детской комнате милиции. Хулиганом он не был, просто этот кружок был известен в городе. А через несколько месяцев он поехал в Саратов поступать в театральное училище.

Поехал поступать за компанию с друзьями. Не осознавая, зачем, куда. Самым радостным и главным на тот момент было то, что буду жить отдельно от родителей, самостоятельно. Первую роль сыграл на втором курсе в пьесе «Остановите Малахова!» про трудных подростков. Заболел актер, который должен быть играть сына журналиста, и мне пришлось заменить его. Как сейчас, помню свой первый выход. Очень переживал, как зритель отреагирует. Что-то быстро оттарабанил – и за кулисы. Боялся пропустить второй выход и все же пропустил. Это было эмоциональное потрясение. Настоящее испытание. Когда выходишь первый раз, столько незнакомых людей в зале, а ты должен сыграть так, чтобы они поверили. Это очень ответственно.
Лишь к третьему курсу понял и осознал, чему и где я учусь.

 
А учился Пускепалис на курсе знаменитого Юрия Петровича Киселева. Получив профессию артиста после окончания Саратовского училища, три года служил на флоте. Затем вернулся в Саратов в местный ТЮЗ к Юрию Киселеву. Под его крылом Пускепалис за десять лет вырос до заслуженного артиста России.
Однако спустя время накопилась неудовлетворенность актерской профессией.

Я разочаровался в какой-то степени в актерстве.  Понял, что нужно двигаться вперед, что-то менять. Поехал в Москву поступать в РАТИ-ГИТИС. Попасть туда было нереально. Но мне выпал счастливый билет. Меня приняли на режиссерский  курс к Петру Наумовичу Фоменко.

После окончания ГИТИСа в 2001 году режиссура стала его основным занятием. Ставил спектакли в московских «Мастерской Петра Фоменко», Театре-студии под руководством Олега Табакова, МХТ им А. П. Чехова. Были постановки в Челябинске, Саратове, Омске, Уфе, Самаре, на Камчатке. Пять лет был главным режиссером в Магнитогорске, два года возглавлял старейший драматический театр – Российский театр драмы имени Волкова в Ярославле.  И сегодня он востребованный режиссер.

– В театре я только режиссер и актером быть не хочу.

– Что самое сложное в работе режиссера? – интересуюсь.

– Кастинг. Выбор темы, текста. Актеров.  Ты приходишь в коллектив  с какой-то идеей, предложением, и надо не ошибиться, узнать, что интересно сегодня человеку, обществу. Если ты четко все выбрал, определился, оно начинает работать, катится в нужном направлении, как снежный ком.
Правда, случались и режиссерские неудач
и.

Были провальные проекты, когда я не смог что-то довести до конца. Тогда в первую очередь, анализируя, высматриваю как режиссер собственные ошибки. Потому что именно я что-то не учел, неправильно на что-то отреагировал или пошел на какой-то компромисс, который исказил все. Так что неудача – это тоже учеба.

– Вы требовательный режиссер?

– Я добрый режиссер. Хотя, конечно, с самого начала навязываю свою точку зрения тем же выбором материала. Дальше  смотрю, как актеры реагируют на мои идеи. Если начинают улучшать их, не мешаю. Иногда корректирую, всегда есть вероятность того, что что-то не доглядел в разработке материала. Но всегда стараюсь создать такие условия, чтобы работа шла с радостью. Если ты из-под палки чем-то будешь заниматься, этот процесс долго не продлится.
Профессию режиссера Пускепалис  считает уникальной.

– Чтобы обучить режиссера, нужно быть семи пядей во лбу. Наши произведения все штучные. Режиссеров в мире меньше, чем космонавтов. И обе эти профессии схожи тем, что мы осваиваем, изучаем миры.


Сколько поставил пьес, не считал. Равно как и количество фильмов, в которых снялся. Нет у него деления на любимые и нелюбимые. Разве это важно?

Каждый спектакль и фильм дорог, и каждый – отдельный этап моей жизни. А еще это и время моего пребывания в той или иной компании людей.  Поэтому каждая история для меня ценна.

Пускепалис-актер

Его первая роль в кино в 2003 году была эпизодической: участник аварии в мелодраме Алексея Учителя «Прогулка». Настоящую славу актеру уже в зрелом возрасте принесла случайная встреча с кинорежиссером Алексеем Попогребским. Тогда режиссер Борис Хлебников решил попробовать 10-летнего сына Пускепалиса Глеба в своей первой с Алексеем Попогребским картине «Коктебель».  Сергей приехал с женой навестить сына на съемках и познакомился с Попогребским.  А спустя какое-то время он позвонил и предложил Сергею сняться в кино. Вот что рассказал Алексей Попогребский в одном интервью: «Его образ запал мне в сознание, и вскоре я не представлял в этой роли никого другого. Я писал сценарий «под Сергея», хотя его почти не знал. Потом выяснилось, что многие детали сценария совпадали с жизнью Сергея. Я подумал: раз все так срастается, значит, не случайно». Алексей Попогребский дал Сергею сценарий «Простых вещей». И Пускепалис, уже забывший об актерской профессии, загорелся. Правда, признался режиссеру, что понятия не имеет о том, как сниматься в кино. Но Попогребский успокоил: «Я тоже первый раз самостоятельно кино снимаю, давай вместе пробовать». Результат
  Гран-при «Кинотавра», призы за лучшую мужскую роль на различных кинофестивалях.

А спустя три года состоялась новая совместная работа Попогребского и Пускепалиса – картина «Как я провел этим летом». И вновь невероятный успех. На Берлинском кинофестивале этот фильм получил сразу трех «Серебряных медведей». В том числе приз за лучшую мужскую роль.

Затем были роли в фильмах, сериалах. Главные и не главные. Снимался в сериалах «Викинг», «Жизнь и судьба», «Крик совы», «Доктор Анна», фильме-катастрофе «Метро», «Черное море», «Ледокол» и других.  Его персонажи не супермены: переживают кризисы, могут выпить, сорваться на близких. Но они всегда надежны. Они не предадут, не разменяют жизнь на мелочи. Они сильные, цельные личности. Сергей Пускепалис играл врачей в фильмах "Простые вещи" и «Метро», в сериале «Попытка Веры», был начальником полярной метеостанции в картине «Как я провел этим летом», в сериале «Частица Вселенной»  он космонавт, член экипажа МКС.

Предложений сняться в кино Пускепалису поступает много. Вот только принимает он не все.

Четких критериев отказать или принять нет. Во-первых, должны быть хорошая компания, коллектив, режиссер. А дальше уже смотрю материал. Никогда не снимусь в роли, которую не понимаю, которая не соответствует мне, неинтересна. Когда это вижу, прочитав сценарий, советую режиссеру пригласить на мою роль других актеров. И всегда оказываюсь прав. 

В кино он играет самого себя.

Кино и театр – это две разные истории. В кино только себя и надо играть. Вжиться в роль –  значит, реагировать так, как ты бы сам реагировал. Истина страстей, правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах. Я не понимаю, когда кто-то кого-то «играет». Для меня это сразу кривлянье. Я всегда говорю: зачем в кино камень снимать в виде дерева? Сними ты дерево или камень. Я за документальный подход к фильму.

В театре актеру необходимо войти в роль. На сцене я приветствую искусство перевоплощения. Потому что это игра, актеры вместе со зрителем представляют определенные обстоятельства, переживают эмоции. Актер театра чуткий, понимающий, он всегда борется за результат, за сюжет, за его настоящее донесение до зрителя. 

– Реально ли сегодня попасть в кино человеку с улицы?

–   Да.  Но ненадолго.  Вспомните историю с актером в фильме Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Заметили его редкостную фактуру, пригласили в кино. Пришел успех, затем он поступил в Щукинское училище, но на этом и закончился, причем не очень хорошо. Много историй таких.  С киноудачей  нужно быть очень аккуратным. Да и сама узнаваемость может сыграть с человеком злую шутку.
Актерский труд нелегкий. Нужно иметь соответствующее образование, иначе ты рискуешь остаться невостребованным.

– Чье мнение для Вас важно? – спрашиваю у Сергея Пускепалиса.

– Меня часто спрашивают, для кого я ставлю спектакли, снимаюсь в кино. Так вот – для своих друзей, мнением которых я дорожу. И, если я пойду на какой-либо компромисс, как же я потом буду смотреть им в глаза, оправдываться?

Актерской славы он… стесняется.  Все свои достижения, награды считает плодом коллективного творчества.
А недавно Сергей Пускепалис дебютировал как кинорежиссер. В 2016 году вышел его первый фильм «Клинч» – трагикомедия о столкновении учителя с бывшей ученицей –  с Алексеем Серебряковым, Славой Евлантьевым, Асей Домской, Агриппиной Стекловой.

О личном

Рассказывая о себе, Сергей Пускепалис немногословен. А личная жизнь вообще тайна. Сын Глеб окончил ГИТИС и работает актером в театре «Студия театрального искусства». Жена Елена – геолог, живет в Железноводске. Пускепалис постоянно в разъездах.

– Не жалуется семья на недостаток внимания?

– Иногда это полезно. Лицом к лицу лица не увидать. Дистанция укрупняет отношения.


Любимый отдых для него общение с друзьями. Хобби – это работа, потому на работе не устает. Вывести из себя его может чаще всего глупость.

Своей творческой судьбой Сергей Пускепалис доволен.

Мне повезло. Я встретил много хороших людей на своем пути и стараюсь их надежды оправдать и не подвести.

О планах говорить не любит: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

Точку ставлю, спрашивая о любви. Что она для него и какое место занимает в жизни?

– Многие мои знакомые из церкви отвечали мне: «Любовь – это все». Со временем я стал задумываться над этим и стал понимать, что на самом деле  это так. Это чувство в нашей жизни есть постоянно, со временем оно меняется. Это любовь к родителям, жене, детям, друзьям, окружающим людям, любовь к Родине. Любовь к жизни, к миру.

Редакция газеты «Гродненская правда»