Как лидский батюшка Максим Цигель выбрал профессию, создал железнодорожный парк в миниатюре и наставлял на правильную жизненную стезю заключенных
Почти двадцать лет протоиерей создает макет линейной железнодорожной станции.
Общаясь со своим собеседником, в очередной раз задумалась над тем, кто или что определяет наш жизненный путь. В детстве протоиерей, секретарь Лидской епархии Максим Цигель мечтал спасать жизни людей: стать хирургом либо анестезиологом-реаниматологом. Будучи потомком железнодорожников, отлично знает историю железной дороги, подвижного и тягового составов. В свободное время на протяжении почти двадцати лет занимается созданием макета линейной железнодорожной станции. Как удается сочетать детские мечты и увлечения с настоящей профессиональной деятельностью, в откровенной беседе рассказал священнослужитель.
Как журнал «Здоровье» повлиял на выбор профессии
О своем детстве и выборе профессии он рассказывает так:– Оба моих дедушки – по отцовской и материнской линии – были железнодорожниками. Отец также всю жизнь отдал профессии машиниста тепловоза. Поэтому мне часто удавалось бывать у них на работе. Иногда отец даже брал в поездки. Получается, что азы этой профессии я впитывал с детства. Но свою профессиональную деятельность хотел связать с медициной. Во многом интерес был привит журналом «Здоровье», который в числе многочисленной периодики выписывала наша семья. Я жадно вчитывался в статьи, рассматривал иллюстрации. В конце концов изготовил макеты скелета человека, кровеносной и центральной нервной систем, внутренних органов – все это было закрыто макетом кожного покрова. А еще изготовил модели аппарата искусственной вентиляции легких, катетеров, зонда… Внутренние органы, как правило, делал с какой-то патологией, как было на картинках в журнале. А потом, при ассистировании моих двоюродных сестер, «оперировал». При этом для меня было важно разрезать кожу макета точно над тем местом, где по задумке требовалось оперативное вмешательство. В общем, на полном серьезе готовился к поступлению в медицинский вуз.
Человек предполагает, а Господь располагает
Так случилось, что в жизни юного Максима и его семьи произошли события, о подробностях которых на широкую публику говорить, наверное, не стоит, но которые кардинально повлияли на перемену решения в выборе профессии.– Теперь, спустя годы, я понимаю, что все те события – это всего лишь инструменты в руках Божьих, которые привели меня в церковное служение. Как говорится в Евангелии, «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…».
Во время учебы в десятом классе пришлось быстро переориентироваться в подготовке для поступления: стал изучать церковно-славянский язык, церковное пение, Ветхий и Новый Заветы…
К слову, сказать, что все это для меня было в новинку, нельзя. Потому что семья наша была воцерковлена, мы регулярно посещали богослужения, читали соответствующую литературу.
В общем, в результате в 1998 году легко поступил в Минскую духовную семинарию (что в Жировичах). Закончил ее практически с отличием и ученой степенью бакалавра богословия. Педсовет семинарии рекомендовал мое поступление в Минскую духовную академию. По ее окончании я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Пастырское служение в реалиях современного мира».
И все-таки попал в медицину, но не только…
Город Ошмяны стал первым, где начал свою пастырскую службу отец Максим. Это был 2006 год. И так получилось, что с медициной ему пришлось столкнуться очень близко – почти ежедневно бывал в реанимационном отделении больницы: духовно напутствовал пациентов до и после операции, а также перед смертью.Вместе с тем в течение четырех лет непростым местом служения было еще одно: колония вольного поселения в деревне Новосяды, где содержались заключенные, совершившие тяжкие преступления. К этому контингенту пришлось также искать свой подход. К сожалению, не все они стремились стать на путь истинной веры и законопослушания. Некоторые возвращались в места не столь отдаленные, где, не секрет, им было привычнее.
Но были среди преступивших закон и люди уверовавшие, желающие искупить свою вину и перед людьми, и перед Господом. Поэтому там же, на месте поселения, вместе построили часовню в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Некоторые из этих людей, выйдя на свободу, продолжали помогать в делах насущных. Например, во время реконструкции здания под церковь на станции Ошмяны.
Четыре года службы в Ошмянах пролетели незаметно. Дальше было служение в сельских приходах Лидского района благочинным церковного округа в Кореличах, а в 2014 году пришлось вернуться на малую родину – в Лиду, настоятелем Свято-Михайловского кафедрального собора. После образования Лидской епархии и приезда туда на служение епископа Порфирия, в 2015 году, вступил в должность ключаря кафедрального собора и секретаря Лидской епархии.
Есть место в жизни увлечению
Жизнь священника, как и любого человека, предполагает свободное время, возможность переключиться от забот и проблем, восстановить душевные силы для дальнейшего служения Богу и людям.Я рассматриваю макет линейной железнодорожной станции периода 70-80-х годов прошлого столетия, который занимает почти половину мансардной комнаты. Скрупулезно, до мельчайших деталей, изготовлены тепловозы, паровозы, мотовозы и дрезины, грузовые и пассажирские вагоны, железнодорожное полотно; сопутствующие строения: стрелковая военизированная охрана, товарная контора, водонапорная башня; железнодорожные переезды, путепровод, карликовые и мачтовые светофоры, фонари освещения и мачтовые прожекторы; люди, работающие на разгрузке-погрузке грузов на контейнерном терминале, путевые работники и другие…
Максим Владимирович поясняет, что первый элемент этой инсталляции сделал, еще когда служил в Ошмянах, в 2006 году. А вообще, идея зародилась в далеком 1985 году, когда вместе с родителями побывал на ВДНХ в Москве и увидел там большой макет железной дороги. Правда, тот был в масштабе 1:43, а он делает 1:35. Материалы, которые использует, самые простые: картон, дерево, металл, клеевые растворы и т. д.
Дальше был поток потрясающих фактов об истории советской железной дороги. Особенно зацепил рассказ о неприхотливом и скромном трудяге-паровозе, который спас тысячи человеческих жизней в Первую мировую войну и в блокадном Ленинграде, когда, за неимением традиционного, в качестве топлива использовали сушеную рыбу. И он работал, доставляя эшелоны с едой и боеприпасами.
Было понятно, что эта тема и детское увлечение по-прежнему уверенно живут в сердце моего собеседника. Поэтому рассказывать об этом он может часами.
– Да, я с уверенностью могу сказать, что железная магистраль останется со мной на всю жизнь. И мой макет железнодорожной станции с сооружениями, подвижным и тяговым составами – далеко не предел, есть еще много задумок. Именно за этой работой мне удается расслабиться, привести свои мысли в порядок, настроиться на дальнейшее священническое служение…
А ведь все сбылось!
Оценивая все увиденное и услышанное со стороны, хочется сказать: «А ведь все сбылось!» Только в интерпретации по Божьему замыслу: вместо излечения тела, пастырским служением и словом излечивается душа человеческая, которая впоследствии становится на ровный, как железнодорожный, жизненный путь, который ведет к свету и радости.Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!