Как возрождалась система образования в послевоенное время
После войны в Гродно приходилось заново создавать систему образования – от высшего до школьного и профессионально-технического. В соответствии с распоряжением СНК СССР от 20 октября 1944 года возобновил работу Гродненский учительский институт, который был переименован в педагогический. Это был единственный четырехгодичный вуз в западных областях БССР. Пединститут приступил к подготовке высококвалифицированных педагогов для средних школ и техникумов Гродненской, Брестской и на тот момент существовавших Барановичской, Молодечненской и Пинской областей. Институт располагался в двух зданиях: бывшем здании учительского института на улице Ожешко, 22, подлежащем капитальному ремонту, и здании на улице Студенческой, 13. Директором института был назначен Власовец Николай Васильевич.
В первые послевоенные годы обучение студентов осуществлялось на трех факультетах: литературном, физики и математики, иностранных языков. Кроме стационарного отделения, в институте было открыто заочное отделение, на котором обучались учителя школ, не имеющие законченного высшего образования. В 1944/1945 учебном году на первом курсе обучались 113 студентов. Институт испытывал огромные трудности: не было необходимой материальной базы, ощущалась нехватка квалифицированных педагогических кадров, учебных пособий и методических разработок. Областные и городские власти помогали, чем могли: было предоставлено здание под студенческое общежитие, открыта студенческая столовая, выделено подсобное хозяйство площадью 50 га. Со всего Советского Союза в пединститут поступали кадры и необходимое оборудование. В 1945-1946 годах в институте работало всего 30 преподавателей. Многие из них не имели стажа и опыта работы. Только один из них имел ученое звание доцента. Эти проблемы решались по мере того, как восстанавливалось народное хозяйство и ликвидировались последствия войны. Остро стоял вопрос обеспечения школ учителями начальных классов. 20 января 1945 года при областном отделе народного образования (в здании по улице Ожешко, 19) были организованы курсы подготовки учителей для начальных школ.
Во время войны из довоенных школ уцелело лишь здание школы №6 – единственное на то время в Занеманской части города. Во время немецкой оккупации в школе был завод по ремонту техники. В 1944 году директором школы был Борис Иванович Мысов. Отработав учебный год, он ушел. Решать сложнейшие задачи – хозяйственные, кадровые, педагогические – пришлось новому директору – Дарье Вениаминовне Баскиной. По ее просьбе для очистки двора от ломаной техники прибыл отряд летчиков, и они все вывезли. Ремонт в здании делали пленные немцы под охраной конвоиров. Срубили фундаменты станков, сделали полы, вставили окна. Делали аккуратно. Все стройматериалы и другие ресурсы директору приходилось доставать через ГорОНО или по личным связям. Отопление было печным. В классах стояли печи из красивых ярко-коричневых изразцов. Отапливали сперва торфом, потом брикетом с Вертелишковского завода. Школа была не только учебным, но и культурно-спортивным центром. Часто в спортзале демонстрировали кинофильмы, здесь же проходили тренировки, в клубе на втором этаже – концерты, различные вечера, танцы. Но главная задача, которую выполняли все учебные заведения, – это воспитывать настоящих сталинцев, готовить детей и молодежь к труду и жизни.
На основании постановления №836 Совета народных комиссаров БССР от 27 ноября 1944 года возобновила свою деятельность Гродненская государственная музыкальная школа. За школой закреплялось ранее принадлежавшее ей здание по улице Коминтерна. Учебное заведение вошло в подчинение отдела по делам искусств исполнительного комитета Гродненского областного Совета депутатов трудящихся. К своей должности вернулся первый директор Владимир Ильич Янов,который руководил школой еще до войны.
В 1944/1945 учебном году в музыкальной школе работали классы фортепиано, баяна, скрипки, трубы и сольного пения. Обучение вели 10 педагогов. Надо отметить огромный интерес гродненцев к музыкальному образованию. К началу 1945/1946 учебного года было подано 278 заявлений о приеме в школу, однако принять такое большое количество учащихся было невозможно из-за нехватки педагогических кадров. Общее количество учащихся составило 146 человек.
Как и другие уебные заведения, музыкальная школа не имела достаточной учебно-материальной базы. Остро не хватало учебных пособий, школьной мебели и самого главного – музыкальных инструментов. В 1945 году в школе не было ни одной скрипки и виолончели, отсутствовали баяны, духовые инструменты: флейты, кларнеты, фаготы, валторны, трубы. Музыканты города и артисты Белорусского ансамбля песни и танца под руководством Григория Романовича Ширмы, который работал в городе с осени 1944 года, оказывали школе помощь в ремонте и настройке музыкальных инструментов, создании нотной библиотеки.
В 1944/1945 учебном году приступили к работе несколько техникумов, специализированных школ, педагогическое училище (находилось в здании по улице Замковой, 7). Фармацевтическая и фельдшерско-акушерская школа занимали здания на Замковой, 9, а железнодорожный техникум в здании под №13/1. Техникуму физической культуры 9 апреля 1945 года передали в аренду дом №5 на улице Кирова (известен как дом основателя эсперанто Людвика Заменгофа). После переселения фармацевтической и фельдшерско-акушерской школы на улицу Студенческую ее площади занял строительный техникум.
Возрожденные и строящиеся промышленные предприятия нуждались в квалифицированных кадрах рабочих. Эти задачи решали школы фабрично-заводского обучения – предшественники профессионально-технических училищ. Так, на улице Замковой, 12 и 16 готовили обувщиков и строителей, на Энгельса, 3 – полиграфистов. Строителей учили на улице 8 Марта, 23 (ныне улица Малая Троицкая), а будущих текстильщиков – на Мостовой, 39. Однако, как свидетельствуют архивные документы, школы ФЗО не пользовались популярностью среди молодежи. Выполнение плана набора проводилось по разнарядке, точнее, был узаконен обязательный призыв, который назывался «мобилизация». В помощь привлекалась городская милиция, которой вменялось в обязанность «оказать помощь по выполнению плана мобилизации в порядке привода лиц, злостно уклоняющихся от явки по призыву в школы ФЗО».
Таким образом, в системе народного образования города к концу 1946 года насчитывались: педагогический институт, 8 техникумов, 9 школ и 3 школы фабрично-заводского обучения. Из года в год росло количество студентов, учащихся училищ и техникумов, школьников, совершенствовались материально-техническая база, содержание учебно-воспитательного процесса. Гродненцы достойно преодолевали трудности восстановительного периода, уверенно смотрели в будущее.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!