Любители экстремальной езды на мотоциклах угрожают природе? Почему мотоспорт может вредить экологии и как решить проблему, разбиралась корреспондент «ГП»

Такие развлечения наносят непоправимый ущерб природе.
О проблеме настойчиво твердят экологи, защитники природы, лесники, неравнодушные гродненцы. Почему зрелищное хобби вызывает недовольство, насколько серьезно оно угрожает растительному и животному миру и что делать, разбирался наш журналист.
– В первую очередь страдают территории с высокой мозаичностью рельефа, – подчеркивает он. – Мотоциклисты облюбовали северную часть лесопарка Пышки и буквально распахали дорожки в окрестностях Меловых гор города. Страдает также долина Немана в районе деревни Пригодичи (от моста Восточного вплоть до ГЭС) и некоторых фортов Гродненской крепости.
– Какие угрозы для природы несут такие «развлечения»? – уточняем у авторитетного эксперта.
– Нарушение и уничтожение живого напочвенного покрова местообитаний, эрозия почвы, что ведет к деградации биотопов и потере естественного ландшафта, изменение водного режима территорий (особенно это касается ручьев). Также это фактор беспокойства для животных и в первую очередь для гнездящихся птиц, так называемое шумовое загрязнение. Есть угроза для охраняемых государством редких краснокнижных растений: многоножки, ветреницы лесной, прострела лугового и раскрытого и других. И что немаловажно, уничтожаются красивейшие пейзажи, теряется эстетичная ценность ландшафта, что открывает путь для внедрения чужеродных агрессивных видов растений в экосистемы принеманского края. Да и горожанам, уверен, приятнее гулять по лесным и парковым тропам под птичьи трели, нежели под рев мотоциклетных моторов. Кстати, постановлением Совета Министров от 15 июня 2021 г. № 341 утвержден Национальный план действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021–2025 годы, который должен выполняться.

– В Пышках нелегальные трассы проходят по территории произрастания папоротника многоножки, – рассказывает он. – Вместе с ним под колеса попадают остатки исторических и культурных сооружений – окопы Второй мировой войны. Получается, что вред наносится не только растительному покрову, но и исторической памяти. Колесами изъезжен и весь темнохвойный Санницкий лес у четвертого форта – составной части уникального памятника природы «Гродненские форты». Его бороздят вдоль и поперек. А в этом уникальном лесу, возраст которого не менее трехсот лет, растут пролеска благородная, прострел луговой, много лисьих нор, целый барсучий городок, обитают косули, лоси, гнездится ястреб-тетеревятник. В пойме реки Татарки идет водораздел между Вислой и Неманом, в долине много аистов и журавлей.


Такого быть не должно, считает общественный эколог. Он сокрушается, что в этом году эндуристы активизировались как никогда. Если пройтись по берегу от Гродно до деревни Бережаны – повсюду такая же картина. Несанкционированные трассы есть даже на Августовском канале. Самые отчаянные гоняют по Румлевскому парку: по корням деревьев, редким растениям, хрупкой кромке, хотя там передвижение транспорта категорически запрещено (территория памятника природы – прим. автора).
– Статьи 52, 53 и 54 Водного кодекса конкретизируют, что можно делать в границах водоохранных зон и прибрежных полосах, а что нельзя, – отмечает сотрудник инспекции Александр Крастин. – Установлены определенные запреты, за нарушение которых предусмотрено наказание. Однако в части транспорта они касаются стоянок транспортных средств, а не передвижения. Статья 16.34 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает наказание за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. За уничтожение (повреждение) объектов растительного мира ответственность предусмотрена по статье 16.17 КоАП РБ. В целом деятельность в отношении объектов растительного мира регламентирует Закон «О растительном мире».
Конечно же, водители мотоциклов и квадроциклов, прокладывая себе трассы и трамплины в лесах, парках, наносят непоправимый ущерб природе, разрушая напочвенный покров и уничтожая растения. Вместе с тем двигаясь по дорогам общего пользования, они никому не мешают.
Невозможно предъявить претензии водителям-экстремалам и по линии Госавтоинспекции.
– Проблема есть, – отмечает Артур Панасевич, инспектор ОАиП ГАИ УВД Гродненского облисполкома. – Однако привлечь к ответственности любителя экстрима на лесной дороге только за то, что он проехал по редкому растению, мы не можем. Можно привлечь за несоответствие категории транспортного средства категории в водительском удостоверении, вождение без прав или в состоянии алкогольного опьянения. Но если человек просто катается по пересеченной местности, лесным дорогам, долинам, холмам, он не нарушает правил дорожного движения, ибо движется вне дорог. А на лесные тропы, массивы и дороги правила не распространяются.
То же говорит инженер по лесопользованию Гродненского лесхоза Людмила Федорович:
– К сожалению, мотоциклистов, предпочитающих агрессивный стиль езды, привлечь к ответственности чаще всего не за что. Наши инженеры по охране леса пытались с ними беседовать – безрезультатно.
Проблему надо решать сообща и системно – к такому выводу пришли все, кого искренне волнует эта тема. Определиться, как действовать, чтобы соблюсти природоохранное законодательство, покой граждан, но и не ущемить интересы любителей спорта – задача не из простых. Ведь у медали есть и вторая сторона: экстремальным мотоциклистам необходимо место для тренировок. Они обожают свое хобби и ищут любые варианты для движения.
В Гродно за старым аэропортом есть официально зарегистрированная трасса для мотокросса. Но она предназначена именно для мотокросса – эндуро в структуре ДОСААФ не культивируют.
– Эндуро предполагает агрессивный стиль езды по бездорожью, на трассах с экстремальными перепадами, бревнами, валунами и другими препятствиями, а потому наша трасса для занятий не годится, – подчеркивает председатель Совета Гродненской областной организационной структуры ДОСААФ Виталий Дапиро. – Мы развиваем такие направления спорта, как мотокросс, мотобол, показываем высокие результаты в чемпионатах страны и первенствах Республики Беларусь.
Однако коль интерес к гонкам по бездорожью сегодня так велик, возможно, пришло время задуматься о строительстве за городом трассы мотогорного спортивного туризма, где могли бы тренироваться все желающие. Такие трассы сейчас являются трендом во всем мире.
– Мне кажется, есть смысл установить запреты на движение на мототранспорте и квадротранспорте в городских лесах и одновременно определить территорию за городом для эндуристов и картингистов, где они могут заниматься своим хобби, не мешая отдыхающим, – резюмирует Александр Крастин. – Да и для их личной безопасности это будет верным решением. В конце концов, нужно просто уважать друг друга и стараться решать проблемы совместно.
Олег Созинов вспоминает, что одно время подобная проблема возникала с джиперами в Гродненском районе. Долго ломали копья, пока под эгидой Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды не организовали встречу всех заинтересованных сторон. В горячей дискуссии нашли компромиссное решение по трофи-рейдам и тренировкам на подготовленных внедорожниках по ориентированию на местности и преодолению бездорожья. Все остались довольны. Нечто подобное можно сделать и в этой ситуации.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
«Распахали» лесопарк, распугали птиц
Доктор биологических наук Олег Созинов – заведующий кафедрой ботаники, профессор кафедры экологии ГрГу имени Янки Купалы – давно «болеет» этой темой. Говорит, сердце обливается кровью, когда видит, как долина Немана уничтожается мотоциклами и квадроциклами.– В первую очередь страдают территории с высокой мозаичностью рельефа, – подчеркивает он. – Мотоциклисты облюбовали северную часть лесопарка Пышки и буквально распахали дорожки в окрестностях Меловых гор города. Страдает также долина Немана в районе деревни Пригодичи (от моста Восточного вплоть до ГЭС) и некоторых фортов Гродненской крепости.
– Какие угрозы для природы несут такие «развлечения»? – уточняем у авторитетного эксперта.
– Нарушение и уничтожение живого напочвенного покрова местообитаний, эрозия почвы, что ведет к деградации биотопов и потере естественного ландшафта, изменение водного режима территорий (особенно это касается ручьев). Также это фактор беспокойства для животных и в первую очередь для гнездящихся птиц, так называемое шумовое загрязнение. Есть угроза для охраняемых государством редких краснокнижных растений: многоножки, ветреницы лесной, прострела лугового и раскрытого и других. И что немаловажно, уничтожаются красивейшие пейзажи, теряется эстетичная ценность ландшафта, что открывает путь для внедрения чужеродных агрессивных видов растений в экосистемы принеманского края. Да и горожанам, уверен, приятнее гулять по лесным и парковым тропам под птичьи трели, нежели под рев мотоциклетных моторов. Кстати, постановлением Совета Министров от 15 июня 2021 г. № 341 утвержден Национальный план действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021–2025 годы, который должен выполняться.

Нелегальные дороги в уникальных лесах
Проблема волнует и общественного эколога, краеведа, учителя биологии и географии гимназии №1 имени Карского г. Гродно Виталия Гуменного.– В Пышках нелегальные трассы проходят по территории произрастания папоротника многоножки, – рассказывает он. – Вместе с ним под колеса попадают остатки исторических и культурных сооружений – окопы Второй мировой войны. Получается, что вред наносится не только растительному покрову, но и исторической памяти. Колесами изъезжен и весь темнохвойный Санницкий лес у четвертого форта – составной части уникального памятника природы «Гродненские форты». Его бороздят вдоль и поперек. А в этом уникальном лесу, возраст которого не менее трехсот лет, растут пролеска благородная, прострел луговой, много лисьих нор, целый барсучий городок, обитают косули, лоси, гнездится ястреб-тетеревятник. В пойме реки Татарки идет водораздел между Вислой и Неманом, в долине много аистов и журавлей.


Такого быть не должно, считает общественный эколог. Он сокрушается, что в этом году эндуристы активизировались как никогда. Если пройтись по берегу от Гродно до деревни Бережаны – повсюду такая же картина. Несанкционированные трассы есть даже на Августовском канале. Самые отчаянные гоняют по Румлевскому парку: по корням деревьев, редким растениям, хрупкой кромке, хотя там передвижение транспорта категорически запрещено (территория памятника природы – прим. автора).
По закону не нарушают?
Мы обратились в Гродненскую городскую и районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды, которая осуществляет государственный контроль в области охраны природы. О мотоциклистах и картингистах, бороздящих берега Немана и лесопарки, здесь знают. Для них это тоже проблема. Факты фиксируются регулярно. Следы от колес сотрудники наблюдают не только в прибрежных полосах, но и под линиями электропередач, в заболоченной местности, в лесопарковых массивах.– Статьи 52, 53 и 54 Водного кодекса конкретизируют, что можно делать в границах водоохранных зон и прибрежных полосах, а что нельзя, – отмечает сотрудник инспекции Александр Крастин. – Установлены определенные запреты, за нарушение которых предусмотрено наказание. Однако в части транспорта они касаются стоянок транспортных средств, а не передвижения. Статья 16.34 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает наказание за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. За уничтожение (повреждение) объектов растительного мира ответственность предусмотрена по статье 16.17 КоАП РБ. В целом деятельность в отношении объектов растительного мира регламентирует Закон «О растительном мире».
Конечно же, водители мотоциклов и квадроциклов, прокладывая себе трассы и трамплины в лесах, парках, наносят непоправимый ущерб природе, разрушая напочвенный покров и уничтожая растения. Вместе с тем двигаясь по дорогам общего пользования, они никому не мешают.
Невозможно предъявить претензии водителям-экстремалам и по линии Госавтоинспекции.
– Проблема есть, – отмечает Артур Панасевич, инспектор ОАиП ГАИ УВД Гродненского облисполкома. – Однако привлечь к ответственности любителя экстрима на лесной дороге только за то, что он проехал по редкому растению, мы не можем. Можно привлечь за несоответствие категории транспортного средства категории в водительском удостоверении, вождение без прав или в состоянии алкогольного опьянения. Но если человек просто катается по пересеченной местности, лесным дорогам, долинам, холмам, он не нарушает правил дорожного движения, ибо движется вне дорог. А на лесные тропы, массивы и дороги правила не распространяются.
То же говорит инженер по лесопользованию Гродненского лесхоза Людмила Федорович:
– К сожалению, мотоциклистов, предпочитающих агрессивный стиль езды, привлечь к ответственности чаще всего не за что. Наши инженеры по охране леса пытались с ними беседовать – безрезультатно.
Как решить проблему?
– В решении проблемы в первую очередь могут помочь местная власть, областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, Гродненская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, общественные организации. Необходим конструктивный диалог всех заинтересованных сторон, – считает Олег Созинов.Проблему надо решать сообща и системно – к такому выводу пришли все, кого искренне волнует эта тема. Определиться, как действовать, чтобы соблюсти природоохранное законодательство, покой граждан, но и не ущемить интересы любителей спорта – задача не из простых. Ведь у медали есть и вторая сторона: экстремальным мотоциклистам необходимо место для тренировок. Они обожают свое хобби и ищут любые варианты для движения.
В Гродно за старым аэропортом есть официально зарегистрированная трасса для мотокросса. Но она предназначена именно для мотокросса – эндуро в структуре ДОСААФ не культивируют.
– Эндуро предполагает агрессивный стиль езды по бездорожью, на трассах с экстремальными перепадами, бревнами, валунами и другими препятствиями, а потому наша трасса для занятий не годится, – подчеркивает председатель Совета Гродненской областной организационной структуры ДОСААФ Виталий Дапиро. – Мы развиваем такие направления спорта, как мотокросс, мотобол, показываем высокие результаты в чемпионатах страны и первенствах Республики Беларусь.
Однако коль интерес к гонкам по бездорожью сегодня так велик, возможно, пришло время задуматься о строительстве за городом трассы мотогорного спортивного туризма, где могли бы тренироваться все желающие. Такие трассы сейчас являются трендом во всем мире.
– Мне кажется, есть смысл установить запреты на движение на мототранспорте и квадротранспорте в городских лесах и одновременно определить территорию за городом для эндуристов и картингистов, где они могут заниматься своим хобби, не мешая отдыхающим, – резюмирует Александр Крастин. – Да и для их личной безопасности это будет верным решением. В конце концов, нужно просто уважать друг друга и стараться решать проблемы совместно.
Олег Созинов вспоминает, что одно время подобная проблема возникала с джиперами в Гродненском районе. Долго ломали копья, пока под эгидой Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды не организовали встречу всех заинтересованных сторон. В горячей дискуссии нашли компромиссное решение по трофи-рейдам и тренировкам на подготовленных внедорожниках по ориентированию на местности и преодолению бездорожья. Все остались довольны. Нечто подобное можно сделать и в этой ситуации.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!