О новых дорогах и о женщине мечты. Интервью с главным госавтоинспектором Гродненщины Геннадием Белявским
Накануне профессионального праздника начальник УГАИ УВД Гродненского облисполкома Геннадий Белявский дал откровенное интервью.
– На сегодняшний день на территории области более 400 сотрудников. Половина из них – молодые люди. Служба престижная. Проходят отбор лучшие кандидаты, которые умеют корректно общаться с людьми, правильно оценивать ситуацию на дороге, проводить профилактические мероприятия от беседы со школьниками до монтажа ролика на тему безопасности движения.
В приоритете выпускники милицейских вузов и юридических факультетов университетов. У нас инспекторы дорожно-постовой службы – представительные, выдержанные сотрудники, они – лицо Госавтоинспекции. Езжу по всей республике, бывает, что и меня останавливают для проверки документов. Отмечу, что личный состав Гродненщины выгодно отличается.

Сотрудники с высшим техническим образованием работают в отделе организации дорожного движения УГАИ Гродненского облисполкома. Они разрабатывают проекты и вводят в эксплуатацию кольцевые развязки, дорожные знаки, разметки, светофоры, следят за устранением ям. К тому же наши инженеры контролируют маршрутный и учебный транспорт на предприятиях разной формы собственности.
– А представительницы прекрасной половины служат?
– Девушек в наших рядах становится все больше. Я нормально к этому отношусь и даже приветствую. К слову, моя супруга работает на госслужбе. Девушки в форме – это красиво, их выбор непростой профессии достоин уважения. Женщины-инспекторы ГАИ занимаются административной практикой почти во всей области: рассматривают материалы об административных правонарушениях, участвуют в процессах в суде, контролируют взыскания штрафов.
– Раньше Гродненская область была в лидерах по количеству транспорта. Как сейчас?
– Гродненщина остается самой автомобилизированной областью в стране, обгоняем даже столицу. У нас зарегистрировано 545 тысяч транспорта, на тысячу жителей приходится 395 единиц техники. Получается, что почти каждый второй – владелец автомобиля. Кстати, люди пересаживаются на новые автомобили. Когда в Гродно был открыт автосалон «Рено», люди постоянно ставили на учет автомобили этой марки. Сейчас лидирует «Джили».
Вместе с тем уровень ДТП снижается. За прошлый год случилось наименьшее количество происшествий за всю историю ведения статистики. Так, было зарегистрировано 311 ДТП, в которых 39 людей погибли и 340 получили травмы.
Чтобы минимизировать аварийность, нужно анализировать проблемные участки дороги и улучшать организацию дорожно-транспортного движения. И только при взаимодействии с местной исполнительной властью мы можем добиться хорошего результата. Сегодня нас слышат, выделяют средства на необходимые объекты.
– Можно узнать реальные примеры?
– В Сморгони на равнозначном перекрестке с пересечением двух республиканских дорог, который хорошо просматривался, регулярно происходили ДТП. В прошлом году в двух серьезных авариях погибли два человека. После нашего предложения здесь сделали кольцевую развязку, и с начала года на этом участке не регистрировалось ни одного ДТП.
На республиканской автомобильной дороге М6 в Щучинском районе происходило большое количество ДТП с тяжелыми последствиями. Все они на моей памяти. После реконструкции этой дороги на протяжении 5 километров оборудовали дорожку разделительными столбиками для пешеходов и велосипедистов, сделали разворотные левосторонние полосы. И это намного снизило аварийность.
На перекрестке в районе Гибуличей Гродненского района почти каждый день происходили ДТП, пока по нашему предложению не сделали кольцевое пересечение. После реорганизации этот участок дороги не попадал в «аварийную» сводку.
С вводом в эксплуатацию объездных дорог в Гродно намного сократилась интенсивность движения в центре, уменьшилось количество пробок, снизилась аварийность. В прошлом году появился островок безопасности по улице Пролетарской рядом со средней школой №5, это уменьшило риск наезда на пешеходов. В 2023 году в областном центре в ДТП погибли три человека, десять лет назад – 15.
– Безусловно. Сегодня у нас пять мотоциклов. Планируем создать мотопатрули в крупных райцентрах: Слониме, Лиде, Сморгони. У всех наших сотрудников есть водительские удостоверения с правом управления мотоциклом, легковым и грузовым автомобилями.
Сейчас молодежь пересаживается на мотоциклы. Мы тоже. За полгода в области зарегистрировано 645 единиц мототранспорта, это на 105 единиц больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала года более 360 человек получили водительские удостоверения с категорией А, А1.
Вместе с тем увеличивается количество ДТП с участием мотоциклистов. В мае и июне этого года произошло 15 подобных инцидентов.

На Восточном мосту в Гродно серьезно пострадал мотоциклист 1998 года рождения. Молодой человек превысил скорость, столкнулся с автомобилем. Он приехал в областной центр по делам из Берестовицкого района. Сам работает водителем фуры.
В Новогрудке погиб молодой парень. Он двигался в прямом направлении, с ним столкнулся водитель, который поворачивал налево.
Недавно мы проверили соблюдение скоростного режима мотоциклистами на гродненском Восточном мосту. За два часа были установлены восемь мотоциклистов, которые превысили скорость.
Учитывая возникшую ситуацию, по нашей инициативе в ближайшее время инструктор автошколы будет заниматься с байкерами практическими навыками вождения на площадке областной Госавтоинспекции. Двухчасовые занятия будут проходить два раза в неделю бесплатно. Наши сотрудники тоже пройдут обучение. Мотоциклистам надо быть в два раза внимательнее, чем автомобилистам. Часто молодые люди этого не осознают. Признаюсь, что я не сажусь на мотоцикл, хотя права управления им у меня есть.
– Какие правонарушения приводят к наибольшему количеству ДТП?
– Самый сложный при перестроении левый маневр, где водителю надо пропустить встречный транспорт. В прошлом году в Щучинском районе погибли пассажиры такси: бабушка и внучка. Водитель совершал левый поворот на местную дорогу в направлении деревни Головичполье, не пропустил бус, который двигался во встречном направлении.
Самые опасные перекрестки в областном центре: улицы Белуша – Лидская, при въезде в город, а также проспект Янки Купалы – улица Пестрака, район гостиницы «Турист». Здесь водителям, совершая поворот налево, надо пропустить транспорт из двух-трех полос движения. Пока нет возможности решить этот вопрос. Изучив ситуацию, мы поняли, что, если оборудовать дополнительные секции для совершения левоповоротного маневра, будет собираться затор. На сегодняшний день отрегулировали светофоры на этом участке, чтобы водители со средней скоростью 50 км/ч двигались по «зеленой улице».
К серьезным ДТП приводит несоблюдение водителями правил выезда со второстепенной дороги. Приведу в пример резонансный случай в Вороновском районе. Женщина-водитель при выезде на перекресток неравнозначных дорог не выполнила требование дорожного знака «Уступить дорогу», допустила столкновение с движущимся по главной дороге автомобилем. В итоге ее 16-летняя пассажирка получила травмы.
Отмечу, что часто водителям не хватает опыта вождения. Советую тем, кто неуверенно себя чувствует за рулем, даже получив водительское удостоверение, дополнительно позаниматься с инструктором.
– Разные. Велосипедисты просят понизить бортовой камень. Это будет сделано в этом году в 60 местах. Я езжу по вечерам на велосипеде и знаю, что проблема не выдумана. Те, кто передвигается на двухколесном транспорте, также просят разделить полосы для пешеходов и для них. В центре города это сделать невозможно. Даже прорабатывалась идея разграничить движение пешеходов и велосипедистов на Старом мосту по разным сторонам. Но люди посчитали это неудобным, ведь нужно заранее продумывать свой маршрут.
Водители автобусов сетуют на то, что «карманы» на остановочных пунктах заставлены автомобилями. И, как правило, рядом со школами, где отсутствуют парковочные места для посадки и высадки детей. Кстати, недавно звонили и благодарили родители за такие парковки рядом со школами №9, №11 и №19.
Люди разбираются в организации дорожного движения: одни просят установить светофор, другие – внести на нем правостороннюю «стрелочку», третьи приводят доводы о необходимости установки искусственной неровности, четвертые жалуются на припаркованные автомобили на газонах.
Молодые люди просят обустроить парковочные места в старых микрорайонах улиц Пушкина, Советских пограничников. Эта работа ведется.
На прямой линии часто слышу нарекания, что все дороги Гродно и области покрыты искусственными неровностями, так называемыми «лежачими полицейскими». Эта мера доставляет неудобство водителю, но спасает жизнь. Управляющий автомобилем вынужден снизить скорость при приближении к пешеходному переходу или выезде на трассу с интенсивным движением со второстепенной дороги. У него есть время обратить внимание на опасный участок впереди.
– Какие объекты планируются в ближайшее время?
– Будет строиться 4-полосная дорога от микрорайона Ольшанка до кольцевого пересечения в районе Гибуличей. Планируем расширить дорогу на улице Советских пограничников в направлении Лососно до четырех полос. Далее за заправкой в районе поворота на Заречанку предусмотрена кольцевая развязка.
Островки безопасности созданы на улице Врублевского. Планируем продолжить такую работу на улицах Советских пограничников и Гоголя.
Сегодня мы работаем над созданием центра управления диспетчерской службы. Сотрудники будут следить за обстановкой на дорогах по камерам и регулировать работу светофоров. Еще хотим создать центр по профилактике ДТП на базе областного МЧС, где будут планшеты для решения ситуаций на дороге, а также оборудование для виртуальной реальности, где можно пройти аварийные ситуации.
– Как правило, я хожу пешком на работу. По городу езжу на велосипеде. В семье у нас автомобиль марки «Киа», на нем ездит обычно моя супруга. Кстати, только недавно приобрел автомобиль с автоматической коробкой передач. До этого всегда ездил «на механике», могу сказать, что приятно удивлен. Бывает, что в отпуске все же езжу за рулем своего автомобиля, к примеру, к родителям в Щучин. И случается, что меня останавливают инспекторы ГАИ для проверки документов. Я нормально к этому отношусь. Главное, что наши сотрудники действуют по инструкции.
– Вы начинали службу в Щучинском районе, почему решили переехать в Гродно?
– Это совместное решение с супругой. Мы посчитали, что так будет лучше нашим детям. Хотя на малой родине меня все устраивало, там я нашел свою любовь, обзавелся семьей.
– А как с супругой познакомились?
– Она тоже из Щучинского района. Приметил ее, когда она разъезжала на мопеде, тогда подобная техника была редкостью. Потом подошел к ней на дискотеке. Она – активная и волевая. Могу сказать, женщина моей мечты. С ней мы вместе более 20 лет.
– Вы – лояльный муж и отец?
– Думаю, что да. С супругой у нас поделены обязанности, мы равноправны. Как отец, я, скорее всего, мягкий. Иногда себя корю за это. Родители меня воспитывали в строгости.
– Спортом занимаетесь?
– Все в семье занимаются спортом и ходят в тренажерный зал, кроме меня. Старший сын увлечен футболом, младший – гандболист. Этими видами спорта я занимался в юности.
– А как вы отдыхаете?
– На даче. Я ее достроил своими руками. У меня был опыт с юности, когда строил дом с отцом. На участке у меня газон, грядок нет. Кстати, часто езжу на дачу на общественном транспорте, чтобы посмотреть, как перевозят пассажиров, как ездят водители.
В отпуск поеду с семьей на экскурсию по городам Беларуси. В прошлом году посетили Брест, Минск, в этом планируем побывать в Гомеле.
– Сыновей ориентируете на милицейскую службу?
– Да. Я считаю, что форма дисциплинирует, развивает волевые качества характера. Старший сын окончил юридический факультет Купаловского вуза, он идет работать в систему МВД. Младшему еще 15 лет, но, скорее всего, он станет инженером, пойдет по стопам моего отца и брата. В принципе, профессия не важна, главное, чтобы они стали порядочными людьми.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Каждый второй житель имеет авто
– Геннадий Деонизович, расскажите, кто сегодня становится инспектором ГАИ: легко ли попасть на службу, какое нужно иметь образование?– На сегодняшний день на территории области более 400 сотрудников. Половина из них – молодые люди. Служба престижная. Проходят отбор лучшие кандидаты, которые умеют корректно общаться с людьми, правильно оценивать ситуацию на дороге, проводить профилактические мероприятия от беседы со школьниками до монтажа ролика на тему безопасности движения.
В приоритете выпускники милицейских вузов и юридических факультетов университетов. У нас инспекторы дорожно-постовой службы – представительные, выдержанные сотрудники, они – лицо Госавтоинспекции. Езжу по всей республике, бывает, что и меня останавливают для проверки документов. Отмечу, что личный состав Гродненщины выгодно отличается.

Сотрудники с высшим техническим образованием работают в отделе организации дорожного движения УГАИ Гродненского облисполкома. Они разрабатывают проекты и вводят в эксплуатацию кольцевые развязки, дорожные знаки, разметки, светофоры, следят за устранением ям. К тому же наши инженеры контролируют маршрутный и учебный транспорт на предприятиях разной формы собственности.
– А представительницы прекрасной половины служат?
– Девушек в наших рядах становится все больше. Я нормально к этому отношусь и даже приветствую. К слову, моя супруга работает на госслужбе. Девушки в форме – это красиво, их выбор непростой профессии достоин уважения. Женщины-инспекторы ГАИ занимаются административной практикой почти во всей области: рассматривают материалы об административных правонарушениях, участвуют в процессах в суде, контролируют взыскания штрафов.
– Раньше Гродненская область была в лидерах по количеству транспорта. Как сейчас?
– Гродненщина остается самой автомобилизированной областью в стране, обгоняем даже столицу. У нас зарегистрировано 545 тысяч транспорта, на тысячу жителей приходится 395 единиц техники. Получается, что почти каждый второй – владелец автомобиля. Кстати, люди пересаживаются на новые автомобили. Когда в Гродно был открыт автосалон «Рено», люди постоянно ставили на учет автомобили этой марки. Сейчас лидирует «Джили».
Вместе с тем уровень ДТП снижается. За прошлый год случилось наименьшее количество происшествий за всю историю ведения статистики. Так, было зарегистрировано 311 ДТП, в которых 39 людей погибли и 340 получили травмы.
Чтобы минимизировать аварийность, нужно анализировать проблемные участки дороги и улучшать организацию дорожно-транспортного движения. И только при взаимодействии с местной исполнительной властью мы можем добиться хорошего результата. Сегодня нас слышат, выделяют средства на необходимые объекты.
– Можно узнать реальные примеры?
– В Сморгони на равнозначном перекрестке с пересечением двух республиканских дорог, который хорошо просматривался, регулярно происходили ДТП. В прошлом году в двух серьезных авариях погибли два человека. После нашего предложения здесь сделали кольцевую развязку, и с начала года на этом участке не регистрировалось ни одного ДТП.
На республиканской автомобильной дороге М6 в Щучинском районе происходило большое количество ДТП с тяжелыми последствиями. Все они на моей памяти. После реконструкции этой дороги на протяжении 5 километров оборудовали дорожку разделительными столбиками для пешеходов и велосипедистов, сделали разворотные левосторонние полосы. И это намного снизило аварийность.
На перекрестке в районе Гибуличей Гродненского района почти каждый день происходили ДТП, пока по нашему предложению не сделали кольцевое пересечение. После реорганизации этот участок дороги не попадал в «аварийную» сводку.
С вводом в эксплуатацию объездных дорог в Гродно намного сократилась интенсивность движения в центре, уменьшилось количество пробок, снизилась аварийность. В прошлом году появился островок безопасности по улице Пролетарской рядом со средней школой №5, это уменьшило риск наезда на пешеходов. В 2023 году в областном центре в ДТП погибли три человека, десять лет назад – 15.
Много ДТП с мотоциклистами
– Вижу, что ваши сотрудники патрулируют Гродно и его окрестности на мотоциклах. Будете ли расширять мотопарк?– Безусловно. Сегодня у нас пять мотоциклов. Планируем создать мотопатрули в крупных райцентрах: Слониме, Лиде, Сморгони. У всех наших сотрудников есть водительские удостоверения с правом управления мотоциклом, легковым и грузовым автомобилями.
Сейчас молодежь пересаживается на мотоциклы. Мы тоже. За полгода в области зарегистрировано 645 единиц мототранспорта, это на 105 единиц больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала года более 360 человек получили водительские удостоверения с категорией А, А1.
Вместе с тем увеличивается количество ДТП с участием мотоциклистов. В мае и июне этого года произошло 15 подобных инцидентов.

На Восточном мосту в Гродно серьезно пострадал мотоциклист 1998 года рождения. Молодой человек превысил скорость, столкнулся с автомобилем. Он приехал в областной центр по делам из Берестовицкого района. Сам работает водителем фуры.
В Новогрудке погиб молодой парень. Он двигался в прямом направлении, с ним столкнулся водитель, который поворачивал налево.
Недавно мы проверили соблюдение скоростного режима мотоциклистами на гродненском Восточном мосту. За два часа были установлены восемь мотоциклистов, которые превысили скорость.
Учитывая возникшую ситуацию, по нашей инициативе в ближайшее время инструктор автошколы будет заниматься с байкерами практическими навыками вождения на площадке областной Госавтоинспекции. Двухчасовые занятия будут проходить два раза в неделю бесплатно. Наши сотрудники тоже пройдут обучение. Мотоциклистам надо быть в два раза внимательнее, чем автомобилистам. Часто молодые люди этого не осознают. Признаюсь, что я не сажусь на мотоцикл, хотя права управления им у меня есть.
– Какие правонарушения приводят к наибольшему количеству ДТП?
– Самый сложный при перестроении левый маневр, где водителю надо пропустить встречный транспорт. В прошлом году в Щучинском районе погибли пассажиры такси: бабушка и внучка. Водитель совершал левый поворот на местную дорогу в направлении деревни Головичполье, не пропустил бус, который двигался во встречном направлении.
Самые опасные перекрестки в областном центре: улицы Белуша – Лидская, при въезде в город, а также проспект Янки Купалы – улица Пестрака, район гостиницы «Турист». Здесь водителям, совершая поворот налево, надо пропустить транспорт из двух-трех полос движения. Пока нет возможности решить этот вопрос. Изучив ситуацию, мы поняли, что, если оборудовать дополнительные секции для совершения левоповоротного маневра, будет собираться затор. На сегодняшний день отрегулировали светофоры на этом участке, чтобы водители со средней скоростью 50 км/ч двигались по «зеленой улице».
К серьезным ДТП приводит несоблюдение водителями правил выезда со второстепенной дороги. Приведу в пример резонансный случай в Вороновском районе. Женщина-водитель при выезде на перекресток неравнозначных дорог не выполнила требование дорожного знака «Уступить дорогу», допустила столкновение с движущимся по главной дороге автомобилем. В итоге ее 16-летняя пассажирка получила травмы.
Отмечу, что часто водителям не хватает опыта вождения. Советую тем, кто неуверенно себя чувствует за рулем, даже получив водительское удостоверение, дополнительно позаниматься с инструктором.
О новых дорогах и виртуальной реальности
– Вы часто устраиваете прямые линии, лично общались с автолюбителями на дороге. Какие вопросы чаще всего задают люди?– Разные. Велосипедисты просят понизить бортовой камень. Это будет сделано в этом году в 60 местах. Я езжу по вечерам на велосипеде и знаю, что проблема не выдумана. Те, кто передвигается на двухколесном транспорте, также просят разделить полосы для пешеходов и для них. В центре города это сделать невозможно. Даже прорабатывалась идея разграничить движение пешеходов и велосипедистов на Старом мосту по разным сторонам. Но люди посчитали это неудобным, ведь нужно заранее продумывать свой маршрут.
Водители автобусов сетуют на то, что «карманы» на остановочных пунктах заставлены автомобилями. И, как правило, рядом со школами, где отсутствуют парковочные места для посадки и высадки детей. Кстати, недавно звонили и благодарили родители за такие парковки рядом со школами №9, №11 и №19.
Люди разбираются в организации дорожного движения: одни просят установить светофор, другие – внести на нем правостороннюю «стрелочку», третьи приводят доводы о необходимости установки искусственной неровности, четвертые жалуются на припаркованные автомобили на газонах.
Молодые люди просят обустроить парковочные места в старых микрорайонах улиц Пушкина, Советских пограничников. Эта работа ведется.
На прямой линии часто слышу нарекания, что все дороги Гродно и области покрыты искусственными неровностями, так называемыми «лежачими полицейскими». Эта мера доставляет неудобство водителю, но спасает жизнь. Управляющий автомобилем вынужден снизить скорость при приближении к пешеходному переходу или выезде на трассу с интенсивным движением со второстепенной дороги. У него есть время обратить внимание на опасный участок впереди.
– Какие объекты планируются в ближайшее время?
– Будет строиться 4-полосная дорога от микрорайона Ольшанка до кольцевого пересечения в районе Гибуличей. Планируем расширить дорогу на улице Советских пограничников в направлении Лососно до четырех полос. Далее за заправкой в районе поворота на Заречанку предусмотрена кольцевая развязка.
Островки безопасности созданы на улице Врублевского. Планируем продолжить такую работу на улицах Советских пограничников и Гоголя.
Сегодня мы работаем над созданием центра управления диспетчерской службы. Сотрудники будут следить за обстановкой на дорогах по камерам и регулировать работу светофоров. Еще хотим создать центр по профилактике ДТП на базе областного МЧС, где будут планшеты для решения ситуаций на дороге, а также оборудование для виртуальной реальности, где можно пройти аварийные ситуации.
О женщине мечты
– Геннадий Деонизович, на какой машине ездите и останавливают ли вас инспекторы ГАИ Гродненской области?– Как правило, я хожу пешком на работу. По городу езжу на велосипеде. В семье у нас автомобиль марки «Киа», на нем ездит обычно моя супруга. Кстати, только недавно приобрел автомобиль с автоматической коробкой передач. До этого всегда ездил «на механике», могу сказать, что приятно удивлен. Бывает, что в отпуске все же езжу за рулем своего автомобиля, к примеру, к родителям в Щучин. И случается, что меня останавливают инспекторы ГАИ для проверки документов. Я нормально к этому отношусь. Главное, что наши сотрудники действуют по инструкции.
– Вы начинали службу в Щучинском районе, почему решили переехать в Гродно?
– Это совместное решение с супругой. Мы посчитали, что так будет лучше нашим детям. Хотя на малой родине меня все устраивало, там я нашел свою любовь, обзавелся семьей.
– А как с супругой познакомились?
– Она тоже из Щучинского района. Приметил ее, когда она разъезжала на мопеде, тогда подобная техника была редкостью. Потом подошел к ней на дискотеке. Она – активная и волевая. Могу сказать, женщина моей мечты. С ней мы вместе более 20 лет.
– Вы – лояльный муж и отец?
– Думаю, что да. С супругой у нас поделены обязанности, мы равноправны. Как отец, я, скорее всего, мягкий. Иногда себя корю за это. Родители меня воспитывали в строгости.
– Спортом занимаетесь?
– Все в семье занимаются спортом и ходят в тренажерный зал, кроме меня. Старший сын увлечен футболом, младший – гандболист. Этими видами спорта я занимался в юности.
– А как вы отдыхаете?
– На даче. Я ее достроил своими руками. У меня был опыт с юности, когда строил дом с отцом. На участке у меня газон, грядок нет. Кстати, часто езжу на дачу на общественном транспорте, чтобы посмотреть, как перевозят пассажиров, как ездят водители.
В отпуск поеду с семьей на экскурсию по городам Беларуси. В прошлом году посетили Брест, Минск, в этом планируем побывать в Гомеле.
– Сыновей ориентируете на милицейскую службу?
– Да. Я считаю, что форма дисциплинирует, развивает волевые качества характера. Старший сын окончил юридический факультет Купаловского вуза, он идет работать в систему МВД. Младшему еще 15 лет, но, скорее всего, он станет инженером, пойдет по стопам моего отца и брата. В принципе, профессия не важна, главное, чтобы они стали порядочными людьми.
Справка «ГП»
Геннадий Белявский родился 3 декабря 1977 года в Мостах. Свой милицейский путь начал с должности инспектора дорожно-патрульной службы. До назначения на должность начальника УГАИ УВД Гродненского облисполкома руководил межрайонным отделом ГАИ УВД.Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
