Перебитый номер кузова, криминальный двойник и «в розыске»: с чем можно столкнуться, покупая автомобиль по дешевке в России

Курс российского рубля на валютном рынке скатился вниз, цены на автомобили остались стабильными. Эксперты осторожно прогнозируют рост интереса и покупке машин в стране-соседке. Ситуация может быть и не такой суетной, как в прошлый раз, но все же крайне активной.

1505737161_50.jpg

В 2014-2016 годах белорусы массово скупали в России подержанные авто, а вместе с тем часто попадались на удочку недобросовестных продавцов. Сейчас, как отмечают сотрудники ГАИ, ажиотаж на приобретение машин по дешевке в восточной стране-соседке спал, тем не менее «проблемные» автомобили продолжают ввозить в Беларусь. 

Схема покупки автомобиля в России, казалось бы, проста: подписываешь договор купли-продажи, забираешь у продавца паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС), отдаешь деньги, едешь в ГИБДД, где получаешь новый «пластик» с отметкой «снят с учета для вывоза за пределы РФ» и транзитные номера. Это в стройной теории. На практике же может оказаться, что документы поддельные, номер кузова изменен, машина в розыске или в залоге, а продавца и след простыл. Проблемы, кстати, всплывают не только при снятии машины с учета в России, но и при постановке на учет в Беларуси. А вот с чем чаще всего приходится сталкиваться областной Госавтоинспекции. 

Машина в розыске
При регистрации подержанных авто сотрудники ГАИ делают централизованный запрос своим российским коллегам, чтобы те подтвердили – машина действительно была снята с учета в РФ, а выданное при этом пластиковое свидетельство о регистрации не «липа». Ответ, как правило, приходит в течение двух недель. Иногда нужно ждать дольше. 

–  Если мы не получаем ответа из Москвы в трехмесячный срок, СТС автомобиля направляется на экспертизу, а параллельно оформляется повторный запрос,  – объясняет старший инспектор по особым поручениям УГАИ УВД облисполкома Вячеслав Сечко.
–  
То есть может оказаться, что бывший в употреблении автомобиль, вывезенный из России, нельзя будет снять с учёта вплоть до полугода, даже если эксперты подтвердят подлинность свидетельства о регистрации,  

Именно на этом этапе часто вскрываются темные стороны четырехколесного приобретения. Может выясниться, к примеру, что автомобиль был угнан, перепродан и теперь у себя на родине находится в розыске. Правда, за последние восемь месяцев текущего года в области было только шесть таких случаев. Поставить машину на учет в ГАИ новому горе-собственнику удастся. Вот только покататься уже вряд ли – чаще всего такие случаи заканчиваются судом и возвращением транспортного средства первоначальному владельцу. 

Бывает и такое, что российская сторона не обращается в суд с целью вернуть автомобиль, – продолжает Вячеслав Сечко. – Тогда новый  владелец имеет законное право эксплуатировать машину, но не может ее снять с учета, продать или вывезти за пределы страны.

«Криминальный двойник»
Машины две – идентификационный номер один. Чтобы разобраться, какой из автомобилей «чист» перед законом, а какой на самом деле находится в розыске, обеим сторонам – российской и белорусской – приходится немало потрудиться. Такие ситуации встречаются довольно редко. Тем не менее в Гродно инцидент имел место быть. 

e53b1ec80cb74d6d0f8454a1a924653b.jpg

Дело коснулось дорогого престижного автомобиля Toyota Land Cruiser стоимостью около 4 миллионов российских рублей. Хозяин в январе 2016-ого приобрел новую машину в одном из московских автосалонов, на учет в ГАИ поставил сразу. Спустя почти год стало известно, что транспортное средство с таким же идентификационным номером в августе 2016-ого было заявлено в розыск на территории России. К слову, ситуации, когда машину объявляют в розыск после продажи, нередки. Новый владелец долгое время может беззаботно ездить на приобретенном авто, а потом как снег на голову – машина разыскивается.

– По делу криминального двойника провели проверку, доказали, что гродненский Toyota Land Cruiser 200 с криминалом не связан. Теперь готовятся материалы для исключения автомобиля из базы разыскиваемых транспортных средств. Для законопослушного гражданина ситуация с криминальным «авто-двойником» – неудачное стечение обстоятельств. Застраховаться от этого, к сожалению, нельзя.  

Номер кузова не тот
Видоизмененный номер кузова – априори это уже значит, когда речь идет о недорогих и достаточно старых автомобилях. Перебивают или вваривают номера не только для сокрытия угона, но и во избежание уплаты таможенных платежей. 

– Механизм махинации довольно простой, – объясняет Вячеслав Сечко. – Допустим, машину человек разбил, но документы на нее у него остались. Он находит такую же за границей, перебивает номер и со старыми документами пересекает границу, будто и не покупал ничего, а просто возвращается домой.  

photo_115612.jpg

Такие авто впоследствии нередко находят своих покупателей в лице белорусов, желающих выгодно воспользоваться ситуацией падения российского рубля. Поставить на учет их можно, установив первоначальный номер и доказав, что транспортное средство не находится в розыске. Но придется повозиться. 

Как не попасться?
Наткнуться на авто «с сюрпризом» может каждый. Тем не менее есть ряд правил, которые сотрудники ГАИ настоятельно рекомендуют соблюдать, чтобы хотя бы минимально обезопасить себя.

– Надежнее всего приобретать подержанный автомобиль у фактического владельца, то есть у того, чье имя прописано последним в паспорте транспортного средства. При оформлении сделки по доверенности существует более высокая вероятность нарваться на мошенников, – отмечает Вячеслав Сечко.

Перед покупкой обязательно нужно сверить VIN-код машины с тем, что указан в паспорте транспортного средства. При этом ПТС на руках у продавца должен быть оригинальным, дубликат – причина насторожиться. Для уверенности можно самостоятельно проверить автомобиль на нахождение в розыске и участие в ДТП через официальный сервис ГИБДД – http://www.gibdd.ru/check/auto. 

b92144ds-960.jpg

– Многие отдают деньги сразу же, подписав договор купли-продажи. Но надежнее поехать в ГИБДД вместе с продавцом. Перед тем как снять автомобиль с учета для вывоза за пределы РФ, инспектор проверит, не находится ли машина в розыске, не видоизменен ли номер кузова и так далее. Если обнаружатся какие-то проблемы, можно будет потребовать расторжения сделки на месте. 

Насторожиться стоит, если цена машины занижена – высока вероятность, что от нее хотят избавиться как можно скорее. Снятие автомобиля с учета до продажи самим продавцом тоже должно вызвать вопросы – ведь в России в отличие от Беларуси переоформить для вывоза можно только находящееся на учете транспортное средство. В противном случае можно остаться и без денег, и без автомобиля.