Полет в вечность. Улица Гастелло в проекте "Имя героя. Беларусь помнит"

Советский военный летчик, бросивший свой горящий самолет в механизированную колонну врага недалеко от Радошкович, навсегда остался 33-летним.

Имя Героя Советского Союза Николая Гастелло носят улицы многих городов Беларуси и СНГ, на его подвиге выросло несколько поколений летчиков, а его огненный таран стал одним из самых заметных в истории Великой Отечественной войны.

Есть только миг

26 июня 1941 года с аэродрома Боровское на боевое задание в район Молодечно–Радошковичи с интервалом полтора-два часа в воздух один за другим поднялись три звена (по два самолета в каждом) тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Одним из звеньев командовал капитан Николай Гастелло. Летчики получили приказ бомбить немецкие танки и автомобили, чтобы остановить продвижение немецких войск на Минск.

николай гастелло.jpg
Из шести бомбардировщиков вернулся только один – из состава звена капитана Гастелло. Пилот – старший лейтенант Федор Воробьев – и штурман Анатолий Рыбас в рапорте изложили, что капитан Гастелло направил свой подбитый горящий самолет во вражескую механизированную колонну.

«Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков, расстреливая из пулемета экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдениям старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем фашистские танки. Такой ценой заплатили фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа», – так написано в наградном листе командира эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитана Гастелло.

О подвиге Гастелло написала газета «Правда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» и навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Члены его экипажа, лейтенанты А. Бурденюк и Г. Скоробогатый, старший сержант А. Калинин, оставшиеся в тени подвига своего командира, в 1958 году посмертно были награждены орденами Отечественной войны I степени.

«Во всем – пример»

Задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о Николае Гастелло говорили: «Куда ни поставь, он во всем – пример».

николай гастелло 2.jpg
Родился он в Москве 23 апреля 1907 года в рабочей семье, а вот корни его – в Беларуси. Его отец Франц Гастелло в 1900 году отправился в Москву на заработки из Новогрудского уезда, работал в литейных мастерских на Казанской железной дороге, мама была белошвейкой.

Николай учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени Пушкина, работал учеником столяра, потом вместе с отцом слесарил на паровозостроительном заводе в Муроме, куда переехала семья, параллельно окончил школу. В 1928 году вступил в ВКП(б). По возвращении в Москву (Хлебниково) поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин.
Весной 1932 года по специальному набору ушел в Красную Армию и был отобран на учебу в военную авиационную школу пилотов в Луганск. Через год уже служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базировавшейся в Ростове-на-Дону. Начал летать вторым пилотом на тяжелом бомбардировщике ТБ-3, а вскоре самостоятельно пилотировал самолет. В 1938 году в результате реорганизации соединения Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе, в советско-финской войне. Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Гастелло, была переброшена к западным границам СССР, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. В этом же году Николаю Гастелло присвоили звание капитана.

Весной 1941 года летчик прошел переподготовку и освоил самолет ДБ-3Ф (Ил-4). В мае 1941 года стал командиром 4-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

Первый свой боевой вылет совершил 22 июня в 5 часов утра. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся в живых летчики и уцелевшие самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи, капитан Гастелло стал командиром второй. Успел выполнить три боевых вылета. Отличился и на земле: огнем пулеметной установки сбил пикирующий вражеский бомбардировщик, атакующий аэродром, и был представлен к награде. Увы, получить ее не успел.

В памяти – навечно

Огненный таран Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны. Всех летчиков, совершивших подобный таран, стали называть «гастелловцами». Всего за годы войны советские летчики совершили свыше 500 таранов.

В 1944 году была выпущена почтовая марка, посвященная подвигу бесстрашного летчика. Почти в каждом крупном городе СНГ есть улицы, названные в его честь. На месте огненного тарана, близ Радошковичей, стоит мемориал в честь летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.Памятные знаки и мемориальные доски в честь Гастелло есть в Москве, Уфе, Муроме, Ростове-на-Дону, Долгопрудном и других местах, с которыми переплелась судьба этого мужественного человека.

800px-Voennaia_marka_Gastello_30_kop_seraia.jpg
мемориал Радошковичи (4).jpgмемориал Радошковичи (2).jpg

Вся история летчика хранится в небольшом школьном музее в поселке Хлебниково в Подмосковье. Здесь есть и копия рапорта очевидцев тарана бомбардировщика. Много материалов о Гастелло в краеведческом музее города Мурома. О полете в вечность снято несколько документальных фильмов.

В 2004-м вышла книга «Мой отец – капитан Гастелло», где сын Героя Советского Союза Виктор Гастелло рассказал о храбром летчике, его друзьях и сослуживцах – тех, кого лично знал и любил, с кем встречался спустя десятки лет после Великой Отечественной войны. Это книга о ратном подвиге крылатых воинов, беззаветно любящих свое Отечество, и летной славе вызвала незабываемые эмоции у целого поколения мальчишек, мечтавших о самолетах, небе и подвигах.

Микрорайон новостроек и молодых семей

Имя Гастелло в Лиде носит одна из самых густонаселенных улиц: здесь живет более 15 тысяч человек. Десятки многоэтажек выстроились в геометрические фигуры. Теплые тона новостроек сделали спальный район необычайно солнечным.

IMG_8048.JPG
 
А еще около десяти лет назад это была небольшая улочка частной застройки. Знали ее горожане лишь потому, что в начале ее находился продуктовый магазин, в середине – детский сад, а в конце – зеленхоз, где многие покупали цветы.

Район улицы Гастелло попал в план новой застройки, и здесь закипела новая жизнь. Появились стильные многоэтажки, супермаркет, новый детский сад на 260 мест, спортивные площадки. Дорожная магистраль приобрела несколько полос, обустроены новые удобные тротуары, установлены светофоры. Жить здесь комфортно и спокойно.

IMG_8050.JPGIMG_8053.JPG

Помолодели и жители микрорайона: нынче здесь преимущественно молодые семьи и детвора. Мечта о собственном жилье сбылась у этих лидчан именно на улице летчика-героя. 

20.JPGIMG_5536.JPG14.JPG

В гармонии с природой

Имя Гастелло носят улицы во многих городах Беларуси, России, Украины, Казахстана и Молдавии. Есть они в Гродно и Щучине.

IMG_7368.jpg

В Гродно в районе Озерского шоссе параллельно идущие улицы Маяковского, Мичурина, Заслонова и Гастелло появились еще в 50-е годы прошлого столетия. По прошествии лет облик последней кардинальным образом не изменился. Попав сюда, ощущаешь полную гармонию с природой. Дома буквально утопают в благоухающих клумбах, созданных заботливыми руками хозяев. А над яркими палисадниками настоящий каскад из кустарников и деревьев. И здесь не только привычные нам яблони, груши, сливы. В дружную компанию отлично вписываются карликовая ива, грецкий орех, хвойные растения. Все это филигранно подобранное живое оформление придает особый шарм всей улице. 

IMG_7371.jpg

Хранят традиции авиаторов

В Щучине улицу Гастелло знает каждый: здесь находится редакция районной газеты «Дзянніца», ранее «Савецкая вёска». В красивом старинном особняке опытные мастера пера и талантливые молодые журналисты пишут историю региона и ведут летопись времен.

foto 008_result.jpg

– Символично, что я работаю и живу на улице Гастелло, – рассказывает Анна Каспер, заместитель главного редактора районной газеты «Дзянніца». – Имя этого летчика жители города произносят с гордостью. Ведь Щучин – город авиаторов, который пятьдесят лет засыпал и просыпался под гул военных самолетов, хранит традиции и возрождает свою авиационную славу.