Продукция качественная, технологии уникальные, а прибыли нет. Побывали в цеху керамических изделий в Волковыске и попытались понять, что поможет сохранить аутентичное производство
С 1968 года здесь делают изразцы для печей и каминов.
Создатели уюта – так можно образно охарактеризовать работу цеха по производству керамических изделий, что находится в Волковыске. С 1968 года здесь делают изразцы для печей и каминов. С течением времени ассортимент дополнили горшками и кашпо для цветов, сувенирной продукцией, из последних новинок – вазы и бутылки. Совершенно уникальное производство, на сегодняшний день единственное в Беларуси, где делают изразцы. Это не только классический белый кафель для печей, но и настоящие произведения искусства, которые имеют художественную ценность.
Своя ниша на рынке. Стоимость, к примеру, изразцов в разы ниже российских аналогов. Качество продукции. Уникальные технологии, каких больше нигде не увидишь. Сюда бы экскурсии водить, показывать редкое по сегодняшним меркам ручное производство и рассказывать об экономическом успехе предприятия. Однако в число успешных оно не входит. Скорее – выживает. И можно предположить, что не сегодня, так завтра станет вопрос, а целесообразно ли его содержать? И что важнее: сохранить аутентичное производство или пойти по жестким законам рынка?
Как рассказала начальник цеха по производству керамических изделий ОАО «Красносельскстройматериалы» Елена Шагун, их производство существует благодаря головному предприятию. Сам цех – убыточный.
– Используется у нас в основном ручной труд, а это большие затраты по времени, – поясняет руководитель. – Однако коллектив не готов сдаться, мечта каждого сотрудника – заниматься любимым делом. Многие работают у нас больше двадцати лет, есть мастера, которые пришли на производство вслед за родителями. Для них это – вся жизнь. Да, нас мало, но мы хотим работать.

К чести предприятия надо сказать, руки здесь не опустили и манны небесной не ждут. Еще в 2000 году освоили производство керамических кашпо и горшков для цветов, сувениров. Казалось бы, эксклюзива в этом нет: конкурировать с ремесленниками, которые работают с небольшими партиями, бесполезно. Но волковысские мастера взяли качеством и …уникальностью. Справедливо говорит начальник цеха: здесь работали и работают настоящие самородки.
Глина – материал капризный. Чтобы сделать особенно крупные вещи, нужны сила и мастерство. Не каждый гончар возьмется. Да и по времени затратно. А малейшая ошибка – и при обжиге изделие расколется. Легче и проще работать с мелкими вещами. Потому-то практически не встретишь у ремесленников горшков больших объемов. За исключением «сделано в Волковыске». Местные мастера могли изготовить кашпо объемом до 30 – 35 литров и вазы более метра в высоту. Но таких изделий в современном цеху, по правде говоря, единицы: на предприятии попросту некому их сделать.
– Нам очень нужны хорошие гончары-мужчины, чтобы работать с крупными изделиями. Готовы сами обучить. А будет специалист – и заработную плату достойную предложим, и с жильем поможем, и всячески поддержим.
Есть желающие? Контакты подскажем.
Совсем свежая новинка – изделия, которые не пропускают влагу. Примерно год экспериментировали с глиномассой, которую делают здесь же, на производстве, чтобы добиться нужного качества. И получилось. В итоге ассортимент пополнился вазами, оригинальными бутылками, рюмками. В день нашего приезда на производство ждали покрытия глазурью и финальной ручной росписи бутылки в виде гродненской пожарной каланчи – спецзаказ.

Есть в ассортименте и «сувенирка» на любой вкус. От панно с госсимволикой до смешливых ежиков и магнитов-бульбашей. Могут изготовить и по индивидуальному заказу.
Кафель, конечно, совсем не обязательная вещь в печи или камине, скорее, красоты ради. Да и печники не всегда хотят с ним работать: по сравнению с простой кирпичной печкой трудоемко. Однако все же есть его ценители.
– Чаще всего покупают классику, то есть рядовой белый кафель, – говорит Елена Шагун. – Популярны коллекции изразцов с рисунком: «Васильковый», «Дея» в стиле модерн, «Купава», «Беловежская пуща». «Беловежскую пущу» не так давно покупали у нас белорусы, которые живут в России. Наверное, это ностальгия.


Эти узоры на изразцах на самом деле пропитаны каким-то особым теплом – знакомым и родным. Может, и тепло рук тех, кто их изготовил, они тоже хранят. Ведь, как и вся продукция, практически на сто процентов изразцы – результат ручного труда. Каждый был вручную замыт, обрезан, отшлифован, осмотрен, бережно уложен на стеллаж для подвялки и просушки, потом – в печь, оттуда – наводить лоск, то есть покрываться глазурью. Пожалуй, один из cамых автоматизированных участков – это прессование. Чтобы глиномасса стала прочным изразцом, который прослужит не один десяток лет, формы отправляют под пресс, давление в котором доходит до пяти тонн.
– С ремесленниками нам тяжело конкурировать. Но у нас есть преимущества. Во-первых, это уникальные изделия: изразцы, большие вазы и кашпо. Во-вторых, качество. За ним строго следим с самого первого этапа – подготовки глиномассы. Ее делаем сами, глина проходит несколько этапов очистки, чтобы получить сырье нужных нам характеристик. То же касается и глазури. Неправильные пропорции – и изделие покроется паутинкой трещинок. То, что этого не случится и через годы эксплуатации, мы гарантируем. Далее – само производство. Каждая вещь шлифуется вручную, тщательно осматривается на предмет брака. Вот почему наши изразцы – это качество с гарантией. Такого без специального оборудования не добьешься, – поясняет во время экскурсии по цехам руководитель.

В розничной торговле купить керамику из Волковыска можно в столичной сети «Кирмаш», есть она в магазинах Полоцка, Новогрудка, Лиды. В самом Волковыске тоже был фирменный магазин в центре города. Закрыли по логичным и понятным причинам: аренда дорогая, сбыта, достаточного для содержания здания и зарплаты продавцу, не было. Магазин сначала перенесли на территорию производства, а потом и вовсе закрыли. Правда, покупатели от этого выиграли: сейчас вся продукция реализуется со склада изготовителя, а значит, без торговой надбавки. Кроме того, многие изделия подпадают под указ, согласно которому изделия народных художественных ремесел признанного художественного достоинства освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Елена Шагун не скрывает: есть проблемы с продвижением продукции. «Красносельскстройматериалы» входит в холдинг Белорусской цементной компании, и керамические изделия – далеко не основной продукт, рекламой которого нужно заниматься. Не хватает участия в ярмарках, выставках, узкоспециализированных форумах, чтобы показать себя во всей красе. Что показать – есть. Но кто это будет делать? В самом цеху попросту не хватает людей.
В свою очередь вспоминаем про Республиканский фестиваль национальных культур. Начальник цеха говорит, участие в нем обсуждали с руководителем. Признаться, теперь и мы ждем волковысского производителя на масштабном многонациональном празднике в Гродно. В их павильоне однозначно будет на что посмотреть. Могут привезти даже печь. Настоящую, работающую, с ровными рядами белого кафеля: разведешь огонь, и сквозь дверцу будут поблескивать языки пламени, тихонько потрескивать дрова, из трубы пойдет дым, руку приложишь к кафелю – и почувствуешь знакомое с детства тепло… Единственное, что отличает эту печку – размер. Она не больше полуметра в высоту. Примерно такого же размера есть и замок из глины – с башнями и окошками-бойницами. А вот расписанная вручную ваза, наоборот, по привычным меркам просто гигантская – больше метра.



Сувениров, кашпо и вовсе не счесть, на любой вкус и размер. И на любой кошелек. В том смысле, что цены – демократичные. Поэтому ждем.



Между тем на производстве все идет своим чередом: продолжают изготавливать изразцы, выполняют индивидуальные заказы, работая фактически как скульпторы – с изготовлением форм из пластилина, потом глины и далее по технологии, осваивают выпуск новой продукции. Обсуждают планы по переезду в помещение поменьше. И надеются на лучшее. На то, что у них есть будущее.
Так вот: наша самобытность или рыночная экономика? Хочется вспомнить наши промышленные гиганты, которые волевым решением Главы государства были сохранены, а сегодня являются примером стабильных и крепких предприятий. Минский моторный завод, «Коммунарка», «Луч», десятки других. Мнение, конечно, субъективное, но волковысская керамика тоже достойна быть в этом ряду.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Своя ниша на рынке. Стоимость, к примеру, изразцов в разы ниже российских аналогов. Качество продукции. Уникальные технологии, каких больше нигде не увидишь. Сюда бы экскурсии водить, показывать редкое по сегодняшним меркам ручное производство и рассказывать об экономическом успехе предприятия. Однако в число успешных оно не входит. Скорее – выживает. И можно предположить, что не сегодня, так завтра станет вопрос, а целесообразно ли его содержать? И что важнее: сохранить аутентичное производство или пойти по жестким законам рынка?
Нерентабельно
Рынок уже вмешался в жизнь коллектива. В 2011 году предприятие как нерентабельное присоединили к «Красносельскстройматериалам». Прошла череда сокращений. От штата более ста человек в нынешнем году осталось 24. Огромные производственные площади выглядят полупустыми.Как рассказала начальник цеха по производству керамических изделий ОАО «Красносельскстройматериалы» Елена Шагун, их производство существует благодаря головному предприятию. Сам цех – убыточный.
– Используется у нас в основном ручной труд, а это большие затраты по времени, – поясняет руководитель. – Однако коллектив не готов сдаться, мечта каждого сотрудника – заниматься любимым делом. Многие работают у нас больше двадцати лет, есть мастера, которые пришли на производство вслед за родителями. Для них это – вся жизнь. Да, нас мало, но мы хотим работать.
К чести предприятия надо сказать, руки здесь не опустили и манны небесной не ждут. Еще в 2000 году освоили производство керамических кашпо и горшков для цветов, сувениров. Казалось бы, эксклюзива в этом нет: конкурировать с ремесленниками, которые работают с небольшими партиями, бесполезно. Но волковысские мастера взяли качеством и …уникальностью. Справедливо говорит начальник цеха: здесь работали и работают настоящие самородки.
Глина – материал капризный. Чтобы сделать особенно крупные вещи, нужны сила и мастерство. Не каждый гончар возьмется. Да и по времени затратно. А малейшая ошибка – и при обжиге изделие расколется. Легче и проще работать с мелкими вещами. Потому-то практически не встретишь у ремесленников горшков больших объемов. За исключением «сделано в Волковыске». Местные мастера могли изготовить кашпо объемом до 30 – 35 литров и вазы более метра в высоту. Но таких изделий в современном цеху, по правде говоря, единицы: на предприятии попросту некому их сделать.
– Нам очень нужны хорошие гончары-мужчины, чтобы работать с крупными изделиями. Готовы сами обучить. А будет специалист – и заработную плату достойную предложим, и с жильем поможем, и всячески поддержим.
Есть желающие? Контакты подскажем.
Не изразцами едиными
Что еще уникального делают в Волковыске? Кашпо для улиц из глины с добавлением шамота. Такие изделия прекрасно выдерживают перепады температур и влажности.Совсем свежая новинка – изделия, которые не пропускают влагу. Примерно год экспериментировали с глиномассой, которую делают здесь же, на производстве, чтобы добиться нужного качества. И получилось. В итоге ассортимент пополнился вазами, оригинальными бутылками, рюмками. В день нашего приезда на производство ждали покрытия глазурью и финальной ручной росписи бутылки в виде гродненской пожарной каланчи – спецзаказ.
Есть в ассортименте и «сувенирка» на любой вкус. От панно с госсимволикой до смешливых ежиков и магнитов-бульбашей. Могут изготовить и по индивидуальному заказу.
Сделано с любовью
Что же касается изразцов, их и сегодня выпускают. Печи, которые раньше были в каждом частном доме, и не одна, сегодня вновь входят в моду. Пусть и не как основной источник тепла, но однозначно как важный элемент домашнего уюта.Кафель, конечно, совсем не обязательная вещь в печи или камине, скорее, красоты ради. Да и печники не всегда хотят с ним работать: по сравнению с простой кирпичной печкой трудоемко. Однако все же есть его ценители.
– Чаще всего покупают классику, то есть рядовой белый кафель, – говорит Елена Шагун. – Популярны коллекции изразцов с рисунком: «Васильковый», «Дея» в стиле модерн, «Купава», «Беловежская пуща». «Беловежскую пущу» не так давно покупали у нас белорусы, которые живут в России. Наверное, это ностальгия.


Эти узоры на изразцах на самом деле пропитаны каким-то особым теплом – знакомым и родным. Может, и тепло рук тех, кто их изготовил, они тоже хранят. Ведь, как и вся продукция, практически на сто процентов изразцы – результат ручного труда. Каждый был вручную замыт, обрезан, отшлифован, осмотрен, бережно уложен на стеллаж для подвялки и просушки, потом – в печь, оттуда – наводить лоск, то есть покрываться глазурью. Пожалуй, один из cамых автоматизированных участков – это прессование. Чтобы глиномасса стала прочным изразцом, который прослужит не один десяток лет, формы отправляют под пресс, давление в котором доходит до пяти тонн.
– С ремесленниками нам тяжело конкурировать. Но у нас есть преимущества. Во-первых, это уникальные изделия: изразцы, большие вазы и кашпо. Во-вторых, качество. За ним строго следим с самого первого этапа – подготовки глиномассы. Ее делаем сами, глина проходит несколько этапов очистки, чтобы получить сырье нужных нам характеристик. То же касается и глазури. Неправильные пропорции – и изделие покроется паутинкой трещинок. То, что этого не случится и через годы эксплуатации, мы гарантируем. Далее – само производство. Каждая вещь шлифуется вручную, тщательно осматривается на предмет брака. Вот почему наши изразцы – это качество с гарантией. Такого без специального оборудования не добьешься, – поясняет во время экскурсии по цехам руководитель.
Ау, покупатели!
Современный рынок – это грамотный маркетинг. Показать себя во всей красе, разрекламировать, буквально постучаться к потенциальному покупателю. С керамикой дела обстоят по-другому. Ее найдет скорее тот, кто знает, что ищет именно волковысскую керамику. Правда, по запросу «купить изразцы Беларусь» волковысские – в первых строчках. А как иначе? Других в стране нет.В розничной торговле купить керамику из Волковыска можно в столичной сети «Кирмаш», есть она в магазинах Полоцка, Новогрудка, Лиды. В самом Волковыске тоже был фирменный магазин в центре города. Закрыли по логичным и понятным причинам: аренда дорогая, сбыта, достаточного для содержания здания и зарплаты продавцу, не было. Магазин сначала перенесли на территорию производства, а потом и вовсе закрыли. Правда, покупатели от этого выиграли: сейчас вся продукция реализуется со склада изготовителя, а значит, без торговой надбавки. Кроме того, многие изделия подпадают под указ, согласно которому изделия народных художественных ремесел признанного художественного достоинства освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Елена Шагун не скрывает: есть проблемы с продвижением продукции. «Красносельскстройматериалы» входит в холдинг Белорусской цементной компании, и керамические изделия – далеко не основной продукт, рекламой которого нужно заниматься. Не хватает участия в ярмарках, выставках, узкоспециализированных форумах, чтобы показать себя во всей красе. Что показать – есть. Но кто это будет делать? В самом цеху попросту не хватает людей.
В свою очередь вспоминаем про Республиканский фестиваль национальных культур. Начальник цеха говорит, участие в нем обсуждали с руководителем. Признаться, теперь и мы ждем волковысского производителя на масштабном многонациональном празднике в Гродно. В их павильоне однозначно будет на что посмотреть. Могут привезти даже печь. Настоящую, работающую, с ровными рядами белого кафеля: разведешь огонь, и сквозь дверцу будут поблескивать языки пламени, тихонько потрескивать дрова, из трубы пойдет дым, руку приложишь к кафелю – и почувствуешь знакомое с детства тепло… Единственное, что отличает эту печку – размер. Она не больше полуметра в высоту. Примерно такого же размера есть и замок из глины – с башнями и окошками-бойницами. А вот расписанная вручную ваза, наоборот, по привычным меркам просто гигантская – больше метра.

Сувениров, кашпо и вовсе не счесть, на любой вкус и размер. И на любой кошелек. В том смысле, что цены – демократичные. Поэтому ждем.
Между тем на производстве все идет своим чередом: продолжают изготавливать изразцы, выполняют индивидуальные заказы, работая фактически как скульпторы – с изготовлением форм из пластилина, потом глины и далее по технологии, осваивают выпуск новой продукции. Обсуждают планы по переезду в помещение поменьше. И надеются на лучшее. На то, что у них есть будущее.
Так вот: наша самобытность или рыночная экономика? Хочется вспомнить наши промышленные гиганты, которые волевым решением Главы государства были сохранены, а сегодня являются примером стабильных и крепких предприятий. Минский моторный завод, «Коммунарка», «Луч», десятки других. Мнение, конечно, субъективное, но волковысская керамика тоже достойна быть в этом ряду.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!