Слышать мир и говорить с ним на равных. Трогательная история сестер-двойняшек об отношениях со сверстниками, учебе и жизнелюбии

Слышать мир  и говорить с ним на равных. Трогательная история сестер-двойняшек об отношениях со сверстниками, учебе и жизнелюбии

Двойняшки Карина и Полина Токть учатся в интегрированном классе средней школы №16 Гродно.

С виду это обычные семиклассницы, но если присмотреться, можно заметить небольшие аппаратики за ушными раковинами. Устройства помогают девочкам слышать мир и взаимодействовать с ним на равных. Но был период, когда они не слышали практически ничего. Со временем они узнали, как звучит мамин голос, как журчит вода, как скрипит снег под ногами в морозный день. Но мир звуков не открылся им в одночасье – достичь таких результатов помогли совместные усилия родителей и специалистов – медиков, педагогов и дефектологов. 

2021-02-05 09.47.07.JPG

Услышали окружающий мир

О том, что у девочек есть проблемы со слухом, родители узнали не сразу. Когда малышкам исполнился год, Алексей и Алеся Токть насторожились. Они заметили, что Карина очень внимательно прислушивается к музыкальным игрушкам, хотя звук в них достаточно громкий, а Полина и вовсе не реагирует на такие звуки.

– Тогда мы решили обратиться за помощью к детским сурдологам. По результатам обследования Полине поставили четвертую степень тугоухости – самую тяжелую, у Карины была на тот момент первая-вторая степень. Она слышала звуки, но не так хорошо, как хотелось бы. Уже позже мы выяснили, что это заболевание возникло на генетическом уровне, – рассказывает Алеся Токть. – Карине мы надели слуховые аппараты, а Полине оформили инвалидность и стали на очередь, чтобы сделать операцию по установке кохлеарного импланта. Принять, что мои дети не такие как все, было непросто, но мы ждали и надеялись на лучшее. Когда Полине исполнилось два, ее прооперировали.

За Кариной долгое время наблюдали специалисты – каждые полгода ее осматривали белорусские и российские медики. Но слух малышки постепенно падал. Через полгода ей уже ставили вторую-третью степень тугоухости. В три года ее также прооперировали. 

2021-02-05 09.48.08.JPG

С двухлетнего возраста с девочками стали усердно заниматься не только родители, но и учителя-дефектологи. Изо дня в день шел непрерывный процесс бытового обучения – детей учили слышать звук воды, стук в дверь, проезд машины, создавали звуковые ассоциации с действиями, чтобы двойняшки смогли ориентироваться в пространстве. 

При таком диагнозе, как у девчонок, слух полностью не восстанавливается. Ребенок с кохлеарными имплантами приравнивается к ребенку с первой степенью тугоухости и вынужден носить их всю жизнь. Таким детям сложно распознавать звуки на расстоянии дальше шести метров, понимать чужую речь, трудно ориентироваться в пространстве. Им бывает сложно сосредоточиться, если вокруг слишком шумно. Девочки привыкли к речи родителей и преподавателей, но, когда встречают нового человека, могут растеряться. 

Обучение на равных

Родители двойняшек не раз задумывались над тем, как Карина и Полина будут получать образование. Среди вариантов были домашнее обучение, обучение в специальной школе или интегрированном классе. 

2021-02-05 10.04.18.JPG

– Нам предложили пойти в класс интегрированного обучения на базе средней школы №16. Первый класс был сформирован из 20 учащихся, среди них трое учеников были с нарушением слуха. Несколько раз в неделю с детьми проводили дополнительные коррекционные занятия учителя-дефектологи. С первых месяцев в школе мы убедились, что сделали правильный выбор, – рассказывает мама двойняшек.

В средней школе №16 классы интегрированного обучения и воспитания впервые начали работать в 2014 году. Наряду с обычными детьми здесь учатся ребята с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, а также дети с аутистическими расстройствами.

– В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь в интегрированных классах могут обучаться до 20 учащихся, из них с особенностями психофизического развития – от 1 до 6 детей. В этом учебном году в школе функционируют 6 классов интегрированного обучения и воспитания, а также один специальный класс. В них учатся 26 ребят с особыми образовательными потребностями, – отмечает директор СШ №16 Жанна Солома. – Дополнительно с учащимися с нарушением слуха проводят коррекционные занятия учителя-дефектологи, учитель ритмики и танца. В расписании у ребят есть такие занятия, как «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Ритмика и танец». 

Процесс обучения девочек практически не отличается от обычного. Все уроки, кроме русского и белорусского языков, Карина и Полина посещают вместе с другими детьми. С педагогами они занимаются по той же программе, что и остальные, но более детально. Так как у девочек пока очень маленький пассивный словарный запас, им нужно объяснять новые слова и учить их правильно писать. 

2021-02-05 09.56.33.JPG

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха имеет свои особенности. Главная из них – визуализация материала. В работе учителя-дефектологи применяют традиционные методы и приемы в сочетании с такими технологиями, как пескотерапия, Су-Джок терапия, леготехнологии и прочее. Дополнительно учащиеся с нарушением слуха посещают факультативы по изобразительному искусству.

Самый дружный класс

При общении со сверстниками у Карины и Полины проблем не возникает – класс очень дружный, а  особенности девочек не воспринимаются как что-то необычное. К тому же дети учатся вместе с первого класса и уже привыкли друг к другу. Хотя в первом классе были разные ситуации – дети живо интересовались устройствами, которые закреплены за ушными раковинами одноклассниц, и порой даже просили дать поносить. 

2021-02-05 09.59.23.JPG

Сестры, как и другие ребята, занимаются спортом, посещают кружки и активно участвуют в школьной жизни. Полина уже третий год ходит на плавание, танцы, отлично рисует, некоторое время занималась фехтованием. Карина от сестры не отстает и тоже ходит в бассейн, любит рисовать и старается успевать в учебе. Один из ее любимых предметов – трудовое обучение. Полине нравятся математика и физкультура.

  – Интеграция для наших детей – это однозначно лучший вариант. При домашнем обучении вся нагрузка ложится на родителей, а в классе они находятся в обществе и учатся общению со сверстниками. При этом у них есть преподаватель, который объяснит новый материал, дома вместе с родителями они его закрепят. Нужно понимать, что обучение детей должно быть основано на полном взаимодействии педагогов и родителей, – считает Алеся Токть.

2021-02-05 09.52.32.JPG

Таланты девчонок не раз приносили дипломы и призовые места в копилку школы. Успехами Карины и Полины гордятся педагоги и родители. Дома двойняшки помогают маме и папе, готовятся к урокам, рисуют, играют во дворе с друзьями, по очереди выгуливают собаку. И растут абсолютно счастливыми – а это самое главное.

В тему

Как рассказала директор Гродненского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Елена Федоренко, в 2020/2021 учебном году специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь в области получают 26 839 детей с особенностями психофизического развития. 

На базе учреждений дошкольного и общего среднего образования функционируют:

-547 специальных и интегрированных групп на уровне дошкольного образования

-254 пункта коррекционно-педагогической помощи на базе учреждений дошкольного образования

-617 специальных и интегрированных классов на уровне общего среднего образования

-240 пунктов коррекционно-педагогической помощи на базе учреждений общего среднего образования.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»