Спасали жизни, передавали информацию и налаживали быт. Как советские женщины помогали солдатам в Афганистане

Спасали жизни, передавали информацию и налаживали быт. Как советские женщины помогали солдатам в Афганистане

Через афганскую войну прошли порядка 30 тысяч белорусов.

36 лет назад советские войска покинули Афганистан. Через афганскую войну прошли порядка 30 тысяч белорусов, в том числе 3750 уроженцев Гродненской области. Не вернулся на родную гродненскую землю 71 военнослужащий. Они погибли или до сегодняшнего дня числятся без вести пропавшими. 

Тысячи историй, искалеченных судеб и пугающих воспоминаний. Эти страшные события в основном коснулись представителей сильного пола. Мужчины ехали в горячую точку, чтобы отдать интернациональный воинский долг, помочь местному населению. Но вместе с ними в Афганистане служили и женщины. Медсестры, диспетчеры, архивариусы, повара, инженеры, строители… Но война не делает скидку на пол или возраст. И, находясь в эпицентре военного конфликта, невозможно чувствовать себя в безопасности. Даже если ты не на передовой – вражеская пуля подстерегала всюду. 

«Было шумно и страшно»

В 1983 году гродненка Мария Майнена работала в областном роддоме операционной медсестрой. Тогда ей был всего 21 год. Она, конечно, знала, что в то время происходило в Афганистане, но и подумать не могла, что совсем скоро сама там окажется. 

0-02-05-aabed38f8e2507ac1c6fb9b1a447a0056cc5deafeea6e6034aa114a5d957c1c7_8e92ed0a0a04efc1.jpg

– В роддом часто приходили сотрудники военкомата. Рассказывали, что идет война, что нашим солдатам очень нужны медики, особенно операционные медсестры. Тогда со мной в команде работали две пожилые женщины и одна беременная медсестра, поэтому решение пришло само собой, – рассказывает Мария Майнена. 

Маме о том, что уезжает на войну, наша героиня не рассказала. Чтобы родной человек не переживал, она сказала, что едет работать в Монголию. Но мама не хотела отпускать дочку даже туда, долго уговаривала ее остаться. Мария была непреклонна и, оформив необходимые документы, отправилась в Кабул. На грузовом самолете летела не одна: вместе с другими медиками, а еще машинистками, продавцами, диспетчерами, работниками архива и не только. 

По прилете Марию, как операционную медсестру, определили в медико-санитарный батальон в Кундуз. Приехав туда, она сразу поняла, насколько серьезная здесь обстановка. Кругом военные, оружие, издалека слышны взрывы…

В первый рабочий день в госпиталь привезли много раненых. Каждому нужна была неотложная помощь. В палатку, где Марии только начали оформлять документы, вбежала старшая медсестра и сразу увела девушку с собой.  

– Я помню много военной техники и носилок, на которых ряд за рядом лежали люди. Они истекали кровью, вокруг было шумно и страшно. Потом увидела молодого паренька, который был серьезно ранен. Не выдержала и упала в обморок. Меня привели в чувства и спросили: нам что, и тебя откачивать надо? И я поняла, что должна быстро брать себя в руки, – вспоминает собеседница.  

0-02-05-5f153e512101962f788ac4aff07544bc2b6d5cf75df017f8ea9821410636a066_13950222de4058c8.jpg

Старшие медики постоянно повторяли: работать надо быстро, времени на промедление нет. Сначала действуешь, спасаешь, а только потом думаешь, а что могло бы быть, если… Раненых в таком количестве в госпиталь привозили не каждый день, но работы хватало и без того. Солдаты, которых прооперировали, нуждались в постоянном уходе и наблюдении. Кроме того, нужно было складывать новые бинты, готовить инструменты. 

 – Все было не так, как сейчас. Теперь врачи имеют все под рукой, спокойно открывают стерильную упаковку, достают иглу, нитку и все остальное. А там мы сами скручивали бинты, стирали простыни, халаты, – рассказывает медик. 

Раз в несколько месяцев наши медики оказывали помощь местному афганскому населению. Те встречали врачей радушно. Спустя год службы Мария отправилась домой в отпуск. Все это время она писала маме письма, и вот, наконец, родные люди смогли увидеться, обнять друг друга. Отпуск быстро закончился, и Мария снова собралась в дорогу. Рассказывать ма­ме правду она снова не хотела, но та сама нашла документы дочери. 

– Мама сразу поняла, что я лечу в Афганистан. У нее был шок, слезы, крики. Конечно, она умоляла меня не ехать, говорила, что хватит и года, который я там провела. Но как не ехать, если меня там ждут? – вспоминает Мария Майнена. 

После второго года в госпитале, когда служба уже подходила к концу, молодая медсестра задумалась над тем, чтобы остаться: она уже обучена, знает, что нужно делать. Но штат госпиталя на тот момент был уже полностью укомплектован, медперсонала хватало, поэтому наша героиня все же отправилась домой. 

– Афганистан многому меня научил. Мне повезло, что рядом были люди, которые умели сопереживать, жертвовали любой свободной минутой, чтобы помочь. Если у нас на гражданке можно сказать, что у меня выходной или сегодня не моя смена, то там об этом и речи быть не могло. Медработники сами выходили на смену, брали дополнительные обязанности, потому что иначе было нельзя. Как мы могли спать, зная, что у нас после операции лежит тяжелый больной? – вспоминает Мария. 

Вернувшись в Гродно, девушка около года проработала в военном госпитале. Потом поступила в медицинский университет, получила высшее образование. Вскоре вышла замуж за офицера, родила дочь. Через некоторое время устроилась в областную станцию скорой медицинской помощи, где проработала до 2017 года. Сегодня Мария Мечиславовна трудится в одном из санаториев под Минском. В Афганистане ей вручили почетную медаль «За трудовую доблесть». 

d09f7081adf4a0c4eba3bee9a606bf51.jpg

Голос с афганского фронта

Зоя Анатольевна Полякова почти 30 лет живет в городском поселке Россь Волковысского района. Родилась и выросла в украинском Кировске. Получила высшее образование в Стахановском филиале Коммунарского горно-металлургического института и спустя несколько лет переехала в Николаевск, где работала инженером. Девушка мечтала о новых возможностях, профессиональном развитии, дополнительном заработке, поэтому пришла в военкомат с просьбой отправить ее туда, где это возможно.  

21.jpg

– Я была молодой, независимой и решительной. Пришла и сказала: хочу работать инженером, какие есть варианты? А мне говорят, сейчас есть один вариант – Афганистан. И я поехала, – рассказывает Зоя Анатольевна. 

В 1987 году она попала в Афганистан. Родным Зоя ничего не сказала. Не хотела, чтобы мама переживала, да и документы оформили быстро, пришлось оперативно собираться в дорогу. Первую весточку девушка послала домой, уже будучи в зоне боевых действий. 

Отправляясь в Афганистан, наша героиня рассчитывала, что станет работать в лаборатории и изучать стройматериалы, но вышло иначе. Когда она приехала в Кабул, лабораторию уже расформировали, поэтому ей предложили должность диспетчера в Джелалабаде с последующим присвоением воинского звания. В апреле девушка прибыла в строевую часть, где занималась оформлением документов, приказов, представлений к наградам и похоронок. Здесь Зоя Анатольевна проработала до вывода войск из Афганистана. 

– Работа была непростая. Жара достигала 40 градусов в тени, печатать приходилось быстро, но аккуратно. Если наши на отлично отработали задание, у нас было буквально несколько дней, чтобы на каждого составить характеристику для представления к награде или званию, – вспоминает героиня. – Труднее всего давалось написание похоронных писем. Это огромная ответственность, которая ложилась на плечи: я понимала, что слова, которые напишу, в корне изменят жизнь людей. И всегда хотелось как-то смягчить боль утраты, но это никак не повлияло бы на ситуацию. 

Самый запоминающийся документ, который Зоя Анатольевна оформляла вместе с товарищами, касался присвоения звания Героя Советского Союза командиру эскадрильи МИ-8 Александру Максимовичу Райляну. За две командировки в Афганистан он совершил около тысячи вылетов в район боевых действий, пятая часть из которых – в ночное время. 

– У нас было два вида авиационного транспорта: МИ-8, на котором вывозили десант, и МИ-24, который использовался непосредственно для боевых действий. Это было большим событием, когда летчику МИ-8 Александру Райляну присвоили такое почетное звание. Причем заслуженно, потому что он пилот от Бога. Его у нас еще называли «Голубь мира». Когда бойцы узнавали, что именно он будет пилотировать, все были спокойны за полет, – говорит собеседница. 

Территория аэродрома, где работала Зоя Анатольевна, была ограждена двумя рядами колючей проволоки, за которыми располагалось и минное заграждение. Все это, чтобы афганские моджахеды не смогли проникнуть внутрь. И хоть казалось, что они довольно далеки от эпицентра военного конфликта, территорию аэродрома тоже обстреливали. Незадолго до того, как наша героиня приехала на базу, в один из деревянных модулей, где жили работники, попал снаряд, унесший жизнь одного солдата. 

За себя Зоя Анатольевна мало переживала. Глубоко в душе она верила, что с ней плохое не случится. Поэтому больше волновалась за боевых товарищей, летчиков, которые всегда были под ударом. За время ее службы в Афганистане в результате обстрелов погибло много молодых ребят.  

24.jpg

– Помню, я только приехала, и через месяц произошла страшная история. Два летчика отправились на задание, и их подбил противник. Вертолет совершил жесткую посадку, но ребята были живы. Заклинило двери, один смог выбраться и изо всех сил пытался спасти друга. Рассказывали, что он в кровь разбил руки, пытался выбить стекло прикладом автомата, но ничего не выходило. А потом взорвался бензобак. Второй парень остался внутри, – с горечью вспоминает Зоя Полякова. – Я помню только фамилию погибшего летчика – Винник. Потом мне пришлось описывать документально, как произошла эта трагедия, и отправлять на него похоронку. 

Сохранила в памяти Зоя Анатольевна и светлые воспоминания. Вместе с военнослужащими на аэродроме жили несколько собак. Летчики подкармливали их, обучали, дрессировали, а те взамен охраняли базу по ночам, пресекая диверсии. Особенно хорошо наша героиня запомнила собаку по кличке Найда. Она и еще несколько щенков как раз жили на аэродроме, когда советские войска готовились к выводу из Афганистана. Летчики так прикипели к четвероногим друзьям, что просто не могли их оставить. Поэтому единогласно решили увезти собак с собой. 

 – Я не знаю, да и не помню уже, как ребятам удалось уговорить пограничников, чтобы те пропустили нас с собаками, но у них получилось. Мы прилетели в Душанбе, где пробыли около месяца. Потом отправились в Львовскую область, поселок Калинов. Именно там и была эскадрилья Александра Райляна. Тогда его уже назначили командиром полка. Он знал, что на базу должен прибыть наш полк, поэтому военные выстроились, чтобы нас встретить. И когда приземлился самолет, первыми на землю выбежали собаки. Найда узнала Александра Максимовича, да и он тоже был удивлен и рад такой теплой встрече, – с улыбкой рассказывает женщина. 

После Афганистана Зоя Полякова отправилась для продолжения службы в Германию. В 1993 году она приехала на авиабазу в поселок Россь Волковысского района, где проработала начальником диспетчерского пункта вплоть до расформирования базы. В 2010 году уволилась с военной службы и ушла в отставку. 

Россь 2009.jpg

Она награждена медалями «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «Ветеран боевых действий», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР и юбилейными медалями.

«Войну старались не обсуждать»

В 1982 году судьба свела с Афганистаном и гродненку Лилию Хартанович. Девушке было 26 лет, и она отчаянно искала возможность заработать, чтобы помочь родным. 

0-02-05-a717aa7bc6d6e92017025c6cc98f77554ce30e8b12ac3b28b11b450fb6e33b09_a66134ff2598b6e8.jpg

– Папы рано не стало, мне тогда было всего 8 лет. Мама одна поднимала троих детей. Я видела, как ей трудно, старалась помогать, чем могла. Когда выросла, с работой тоже было непросто, денег не хватало. Потом узнала, что гражданским людям можно поехать в Афганистан. Там нужны были рабочие руки, и я решила, что попробую. Попала туда на два года, – рассказывает Лилия Хартанович. 

Приехала в Кабул и устроилась на работу в столовую в воинской части крепости Бала-Хиссар. Гражданские работники вместе с офицерами жили в деревянных модулях. 

В задачи Лилии Здиславовны входило подготовить столовую к приему пищи: убрать столы, расставить посуду. Перед обедом она с напарницами старались из подручных материалов как-то украсить столы, к примеру, поставив туда вазочки с полевыми цветами, чтобы военнослужащие, вернувшись с боевого задания, могли оказаться в чистой и уютной обстановке, хоть немного напоминавшей дом. 

Первое время Лилия Здиславовна и другие работники столовой трудились без выходных. Только позже командир полка обратил на это внимание и проследил, чтобы девушки обязательно отдыхали хотя бы один раз в неделю. В свободное время они могли выезжать в город, правда, не одни, а только под присмотром охраны. 

– С нами всегда ходил солдат с оружием, который мог в любой момент защитить нас. Но никаких нападок за время моего пребывания ни разу не было. Бывало, что афганские дети из любопытства дернут за платье или руку, но агрессии мы не чувствовали, – вспоминает собеседница. 

По ночам были слышны взрывы и хлопки автоматов. Казалось, это далеко, и опасность им не грозит. Но каждый раз, ложась спать, девушки все же оставляли возле кроватей одежду: вдруг придется бежать. 

За два года в Афганистане наша героиня обрела много друзей. Но спустя столько лет связи потерялись. А в памяти до сих пор теплые вечера у костра, когда военнослужащие играли на гитаре, а девчонки пели песни… Вместе они праздновали Новый год и дни рождения. Как могли, готовили угощения, поднимали друг другу настроение. 

0-02-05-32ad5c422e7cecfb4a911c5f15e5a3cdc322e9d9d0418c1622e59f022813058e_c41d5ed6be767200.jpg

– Мы много общались, шутили, кто-то рассказывал анекдоты. Но про войну почти не говорили: старались отвлечься. Мы же гражданские, поэтому не знаем всего, что там происходило. Помню, как командир собирал бойцов и они уезжали на задание. А возвращались уже не все. И такое чувство тяжелое было: ведь я утром разговаривала с этим пареньком, а теперь его нет и больше никогда не будет, – с горечью делится Лилия Здиславовна.  

После Афганистана она вернулась в Гродно. Поступила в университет на вечернее отделение. Тогда же у нее родился сын, а сегодня уже подрастает маленькая внучка. Сейчас Лилия Хартанович на заслуженном отдыхе, а до этого больше 20 лет проработала в одном из цехов на заводе «Химволокно». 

Цифры

2743 ветерана войны в Афганистане проживают сегодня в регионе.

3750 жителей области были призваны на службу в Афганистан. 

71 человек в числе погибших и без вести пропавших. 

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»