Стремление Литвы угодить Евросоюзу обернулось уничтожением Игналинской АЭС и жестким дефицитом электроэнергии
Литва за годы независимости прошла путь от производителя и экспортера электричества до энергетического паразита. Стиль правления литовского руководства – это постоянная готовность тамошних элит следовать глобалистскому курсу в ущерб национальным интересам. Последние события на белорусско-литовской границе тому подтверждение.
Но самым первым и самым ярким примером политической недальновидности и бездумного следования указаниям «тех, кому виднее» стала остановка Игналинской АЭС.
В своем материале подводим итоги энергетического пребывания Литвы в Евросоюзе.
Были приняты условия ЕС, в том числе под обещание строительства новой АЭС вместо Игналинской. На ликвидацию дали чуть менее 2 миллиардов евро, хотя требовалось не менее восьми. Более того, станцию закрыли, так и не решив до конца вопросы с могильником ядерных отходов. К тому же один за другим стали происходить коррупционные скандалы. За последние годы на Игналине сменились несколько директоров, один из которых проходил по делу о незаконной продаже имущества электростанции.
Процесс демонтажа Игналинской АЭС идет неспешно. К концу 2024 года на станции было демонтировано около 77 тысяч тонн оборудования и конструкций, что составляет 44% от общего запланированного объема. Предстоит демонтировать еще 103 тысячи тонн оборудования, причем к самому сложному этапу – демонтажу реакторов, Литва пока не приступала. Завершение работ по выводу из эксплуатации Игналинской АЭС намечено на 2038 год.

Как известно, новую АЭС Литва так и не получила. А выбытие мощного энергетического объекта сделало страну крайне зависимой от импорта электроэнергии. Простые жители не хотели закрывать станцию, поскольку понимали, что это приведет к росту цен.
В итоге из-за своего политического выбора маленькой, но «гордой» республике пришлось столкнуться с огромными экономическими последствиями, которые невозможно преодолеть до сих пор. Особенно в условиях мирового энергокризиса, с которым в настоящее время в той или иной степени сталкиваются все страны.
Для того чтобы осознать масштабы литовской потери, можно обратиться к цифрам.
Двухблочная Игналинская атомная электростанция, запущенная в восьмидесятых, обеспечивала работой 5 тысяч человек (из которых 1290 женщин), производила примерно 75 процентов электроэнергии, потребляемой в Литве, и поставляла энергию всей Прибалтике, Беларуси и даже европейской части России. В городе атомщиков Висагинас, где находилась электростанция, проживало порядка 32 тысяч человек. В 1993 году Игналинская АЭС выработала 12,26 млрд киловатт-часов электроэнергии, что составило 88,1% всей электроэнергии, выработанной на территории Литвы – результат, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса.

По данным на 2023 год, потребление электроэнергии в Литве в три раза превышает ее производство. Примерно 78 процентов выработанной в стране энергии, по данным Управления энергетической информации США, приходится на возобновляемые источники, в основном это ветряки. Правительство Литвы в настоящий момент может обеспечивать электричеством лишь треть собственного населения.
При этом эксперты признают, что в стране существует налаженная система передачи электроэнергии, благодаря чему эффективно действует цепочка поставок электричества «Швеция – Литва – Польша – Германия». Прибалтийская республика в этом случае становится своеобразным хабом для своих западных соседей. За счет этого и пытается прокормиться, завышая конечную стоимость электроэнергии для поляков и немцев. Довольно страшная метаморфоза променять заработок на электричестве от его продажи на доход от спекуляции на ценах. Но таковы реалии литовской экономики, подчиненной политической конъюнктуре.
В ноябре 2025 года средние недельные оптовые цены на электроэнергию в Прибалтике выросли в два раза. В литовской энергетической компании объяснили резкое подорожание холодами и безветрием.
«В странах Балтии изменения цен на электроэнергию обусловлены прохладной погодой и увеличением потребления. Почти во всей Европе было зафиксировано минимальное производство ветряных турбин и высокие цены на импортную электроэнергию, поэтому средняя оптовая цена на электроэнергию также выросла в странах Балтии», – сказал коммерческий менеджер Elektrum Lietuva Мантас Каваляускас.
В связи с проблемами в энергосекторе и подорожанием энергоресурсов жители и предприятия республики стараются найти способы экономии и сокращения потребления. Кроме того, в Литве уже долгое время сохраняются высокие цены на электричество, топливо, продукты питания и другие товары.
В это и так нелегкое время Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) утвердил новые, еще более высокие тарифы на электроэнергию и газ для потребителей Ignitis на первую половину 2026 года, сообщает пресс-служба ведомства.
И на этом фоне прибалтийские элиты гордятся завершением процесса выхода из БРЭЛЛ. Особенно удивляет воинственность литовцев. БРЭЛЛ позволял странам держать энергетический сектор в относительном балансе: делать балансировку за счет перетоков дешевой электроэнергии из России и Беларуси в пики потребления, а в другие периоды отдавать ее обратно.
В то же время их собственная АЭС периодически напоминает о себе различными ЧП.
25 ноября 2025 года в Литве на территории Игналинской атомной электростанции в блоке переработки отходов вспыхнул пожар. Инцидент произошел в комплексе первичной переработки радиоактивных отходов, расположенном более чем в 250 м от основных энергоблоков. В этом блоке проводится первичная дезактивация низкоактивных радиоактивных отходов.

Вильнюс официально уведомил о происшествии белорусское МЧС только спустя 5 дней – 30 ноября.
В литовском конфликте вокруг белорусской АЭС есть только один подтекст – политический, поскольку, если бы речь шла об экономике и заботе о населении, Литва только приветствовала бы появление поставщика дешевой электроэнергии в регионе. Но она безуспешно стремится устранить своего конкурента, ведь энергоресурсы и геополитика неразделимы. Кто контролирует рынок электроэнергетики, тот напрямую влияет на социально-экономическое благосостояние региона.
В то время, как литовские собаки лают, караван белорусской энергетики идет вперед. Островецкая атомная электростанция полностью покрывает потребности национального производственно-промышленного комплекса. А литовскому правительству вместо заигрываний на границе пришло время задуматься, что атомный реактор не сарай, на который можно повесить замок и забыть.
27 сентября 2006 года на Игналинской атомной станции из-за неисправности был остановлен турбогенератор одного из реакторов.
8 ноября 2007 года на станции произошло короткое замыкание, которое вывело из строя один из генераторов.
5 октября 2010 года произошла авария в помещении главных циркуляционных насосов ИАЭС. При проведении технологической промывки контура ядерного реактора первого энергоблока произошел разрыв контура в районе дроссельно-регулирующего клапана. Около трехсот кубометров густого промывочного материала в виде суспензии с сильной степенью радиоактивного заражения под давлением вылилось через образовавшийся разрыв в технологическое помещение первого блока. Персонал был вынужден своими силами собирать ядовитое вещество, поскольку специальные роботы, которые могли бы использоваться во время таких работ, на станции отсутствовали.
В 2017 году в соседнем городе Висагинас было обнаружено загрязнение канализационных вод тритием: 6-8 Бк/л (естественное фоновое значение менее 1 Бк/л).
1 апреля 2018 года во время обработки отработанного ядерного топлива в горячей камере 2-го блока часть одной сборки отработанного топлива отцепилась от используемого подъемного механизма и осталась на дне горячей камеры.
Специалисты и ветераны станции долгие годы настаивают на проблемах с безопасностью Игналинской АЭС. На нарушениях правил эксплуатации. На высокой радиоактивности и повышенной пожароопасности. На экологических проблемах. На растрате денежных средств, которые были выделены на демонтаж станции.
В случае возникновения аварийных ситуаций в пунктах хранения радиоактивных отходов в любой момент может произойти выброс и перенос радиоактивных веществ как воздушными, так и водными путями. В силу существующих гидрографических и гидрологических условий сток поверхностных вод в районе предполагаемого строительства пункта хранения отработанного ядерного топлива и пунктов хранения радиоактивных отходов с территории Литвы идет на территорию Беларуси.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Но самым первым и самым ярким примером политической недальновидности и бездумного следования указаниям «тех, кому виднее» стала остановка Игналинской АЭС.
В своем материале подводим итоги энергетического пребывания Литвы в Евросоюзе.
ЛИТВА вступила в… ЕС
1 мая 2004 года Литва стала членом Евросоюза. В процессе подготовки к присоединению к Европейскому союзу Литва приняла обязательство закрыть один из реакторов Игналинской АЭС. Это обязательство было частью усилий Вильнюса по соответствию стандартам ЕС в области ядерной безопасности.Были приняты условия ЕС, в том числе под обещание строительства новой АЭС вместо Игналинской. На ликвидацию дали чуть менее 2 миллиардов евро, хотя требовалось не менее восьми. Более того, станцию закрыли, так и не решив до конца вопросы с могильником ядерных отходов. К тому же один за другим стали происходить коррупционные скандалы. За последние годы на Игналине сменились несколько директоров, один из которых проходил по делу о незаконной продаже имущества электростанции.
Процесс демонтажа Игналинской АЭС идет неспешно. К концу 2024 года на станции было демонтировано около 77 тысяч тонн оборудования и конструкций, что составляет 44% от общего запланированного объема. Предстоит демонтировать еще 103 тысячи тонн оборудования, причем к самому сложному этапу – демонтажу реакторов, Литва пока не приступала. Завершение работ по выводу из эксплуатации Игналинской АЭС намечено на 2038 год.

Как известно, новую АЭС Литва так и не получила. А выбытие мощного энергетического объекта сделало страну крайне зависимой от импорта электроэнергии. Простые жители не хотели закрывать станцию, поскольку понимали, что это приведет к росту цен.
В итоге из-за своего политического выбора маленькой, но «гордой» республике пришлось столкнуться с огромными экономическими последствиями, которые невозможно преодолеть до сих пор. Особенно в условиях мирового энергокризиса, с которым в настоящее время в той или иной степени сталкиваются все страны.
Для того чтобы осознать масштабы литовской потери, можно обратиться к цифрам.
Двухблочная Игналинская атомная электростанция, запущенная в восьмидесятых, обеспечивала работой 5 тысяч человек (из которых 1290 женщин), производила примерно 75 процентов электроэнергии, потребляемой в Литве, и поставляла энергию всей Прибалтике, Беларуси и даже европейской части России. В городе атомщиков Висагинас, где находилась электростанция, проживало порядка 32 тысяч человек. В 1993 году Игналинская АЭС выработала 12,26 млрд киловатт-часов электроэнергии, что составило 88,1% всей электроэнергии, выработанной на территории Литвы – результат, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса.

Электроэнергия за год подорожала в два раза
«Убийство» мощнейшей из атомных станций превратило Литовскую Республику в импортера электроэнергии.По данным на 2023 год, потребление электроэнергии в Литве в три раза превышает ее производство. Примерно 78 процентов выработанной в стране энергии, по данным Управления энергетической информации США, приходится на возобновляемые источники, в основном это ветряки. Правительство Литвы в настоящий момент может обеспечивать электричеством лишь треть собственного населения.
При этом эксперты признают, что в стране существует налаженная система передачи электроэнергии, благодаря чему эффективно действует цепочка поставок электричества «Швеция – Литва – Польша – Германия». Прибалтийская республика в этом случае становится своеобразным хабом для своих западных соседей. За счет этого и пытается прокормиться, завышая конечную стоимость электроэнергии для поляков и немцев. Довольно страшная метаморфоза променять заработок на электричестве от его продажи на доход от спекуляции на ценах. Но таковы реалии литовской экономики, подчиненной политической конъюнктуре.
В ноябре 2025 года средние недельные оптовые цены на электроэнергию в Прибалтике выросли в два раза. В литовской энергетической компании объяснили резкое подорожание холодами и безветрием.
«В странах Балтии изменения цен на электроэнергию обусловлены прохладной погодой и увеличением потребления. Почти во всей Европе было зафиксировано минимальное производство ветряных турбин и высокие цены на импортную электроэнергию, поэтому средняя оптовая цена на электроэнергию также выросла в странах Балтии», – сказал коммерческий менеджер Elektrum Lietuva Мантас Каваляускас.
В связи с проблемами в энергосекторе и подорожанием энергоресурсов жители и предприятия республики стараются найти способы экономии и сокращения потребления. Кроме того, в Литве уже долгое время сохраняются высокие цены на электричество, топливо, продукты питания и другие товары.
В это и так нелегкое время Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) утвердил новые, еще более высокие тарифы на электроэнергию и газ для потребителей Ignitis на первую половину 2026 года, сообщает пресс-служба ведомства.
И на этом фоне прибалтийские элиты гордятся завершением процесса выхода из БРЭЛЛ. Особенно удивляет воинственность литовцев. БРЭЛЛ позволял странам держать энергетический сектор в относительном балансе: делать балансировку за счет перетоков дешевой электроэнергии из России и Беларуси в пики потребления, а в другие периоды отдавать ее обратно.
Завидовали бы молча
Напомним, что политики Литвы с завидным постоянством продолжают высказываться о безопасности Островецкой АЭС. В свое время ими даже была развернута настоящая информационная война против строительства нашей электростанции. Без зазрения совести использовались обвинения, основанные на откровенных «вбросах» представителей так называемой белорусской оппозиции.В то же время их собственная АЭС периодически напоминает о себе различными ЧП.
25 ноября 2025 года в Литве на территории Игналинской атомной электростанции в блоке переработки отходов вспыхнул пожар. Инцидент произошел в комплексе первичной переработки радиоактивных отходов, расположенном более чем в 250 м от основных энергоблоков. В этом блоке проводится первичная дезактивация низкоактивных радиоактивных отходов.

Вильнюс официально уведомил о происшествии белорусское МЧС только спустя 5 дней – 30 ноября.
В литовском конфликте вокруг белорусской АЭС есть только один подтекст – политический, поскольку, если бы речь шла об экономике и заботе о населении, Литва только приветствовала бы появление поставщика дешевой электроэнергии в регионе. Но она безуспешно стремится устранить своего конкурента, ведь энергоресурсы и геополитика неразделимы. Кто контролирует рынок электроэнергетики, тот напрямую влияет на социально-экономическое благосостояние региона.
В то время, как литовские собаки лают, караван белорусской энергетики идет вперед. Островецкая атомная электростанция полностью покрывает потребности национального производственно-промышленного комплекса. А литовскому правительству вместо заигрываний на границе пришло время задуматься, что атомный реактор не сарай, на который можно повесить замок и забыть.
Аварии на Игналинской АЭС:
В августе 2005 года из-за ошибки персонала отключился 2-й блок Игналинской АЭС. Потребители нехватки электроэнергии не почувствовали, поскольку включились резервные литовские мощности.27 сентября 2006 года на Игналинской атомной станции из-за неисправности был остановлен турбогенератор одного из реакторов.
8 ноября 2007 года на станции произошло короткое замыкание, которое вывело из строя один из генераторов.
5 октября 2010 года произошла авария в помещении главных циркуляционных насосов ИАЭС. При проведении технологической промывки контура ядерного реактора первого энергоблока произошел разрыв контура в районе дроссельно-регулирующего клапана. Около трехсот кубометров густого промывочного материала в виде суспензии с сильной степенью радиоактивного заражения под давлением вылилось через образовавшийся разрыв в технологическое помещение первого блока. Персонал был вынужден своими силами собирать ядовитое вещество, поскольку специальные роботы, которые могли бы использоваться во время таких работ, на станции отсутствовали.
В 2017 году в соседнем городе Висагинас было обнаружено загрязнение канализационных вод тритием: 6-8 Бк/л (естественное фоновое значение менее 1 Бк/л).
1 апреля 2018 года во время обработки отработанного ядерного топлива в горячей камере 2-го блока часть одной сборки отработанного топлива отцепилась от используемого подъемного механизма и осталась на дне горячей камеры.
Специалисты и ветераны станции долгие годы настаивают на проблемах с безопасностью Игналинской АЭС. На нарушениях правил эксплуатации. На высокой радиоактивности и повышенной пожароопасности. На экологических проблемах. На растрате денежных средств, которые были выделены на демонтаж станции.
В случае возникновения аварийных ситуаций в пунктах хранения радиоактивных отходов в любой момент может произойти выброс и перенос радиоактивных веществ как воздушными, так и водными путями. В силу существующих гидрографических и гидрологических условий сток поверхностных вод в районе предполагаемого строительства пункта хранения отработанного ядерного топлива и пунктов хранения радиоактивных отходов с территории Литвы идет на территорию Беларуси.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
