Учитель русского языка и литературы гимназии №9 Гродно: "Педагогика как айсберг". Алина Костюк в проекте "Учитель. ДА!" (+видео)

Почему айсберг? Мы видим лишь вершину труда педагога – тот урок, который он проводит. А что за ним? 

Сегодня о труде наставника поговорим с учителем русского языка и литературы гимназии №9 Гродно Алиной Костюк. Узнаем, зачем педагогу личный сайт, каким должен быть современный урок и что читают старшеклассники помимо программы.

IMG_8451.JPG

Алина Костюк в педагогике без малого 40 лет. После окончания Гродненского государственного университета имени Янки Купалы работала в родном Дятловском, а также Новогрудском районах. Последние два десятилетия учит грамоте и прививает любовь к слову ученикам гимназии №9. И для этого все средства хороши. Алина Костюк – учитель современный, у нее даже есть свои сайты по языку и литературе. Это тоже невидимая часть айсберга. 

– А как по-другому? Учитель должен быть современным, – говорит педагог. – Я создала и веду сайты «Уроки русского» и «Профиль.ру».

«Уроки русского» – это большой читательский дневник, где много творчества самих гимназистов, их рассказы-эссе, очерки, отзывы и рецензии на книги и фильмы. 



– Я много сотрудничаю с российскими коллегами, обмениваемся опытом, вместе участвуем в конкурсах. В этом году, к примеру, подключились к акции «Читательский марафон», которую инициировала моя коллега Ольга Голубева из Тольятти. Ребята читают произведения из предложенного списка и пишут отзывы. В акции участвую и я сама. Потому что если ученик видит, что учитель рядом и, как и он, тоже пишет отзыв, он охотнее подключается к работе. Все отзывы есть на моем сайте, для ребят очень важно, что их работа где-то опубликована. 

IMG_8459.JPG

Вот, к примеру, декабрь 2019 года: 36 отзывов. Всего же за сентябрь – март их более 150. Что читают школьники? В списке авторов – Анна Гавальда, Джером Клапка Джером, Артур Хейли, Евгений Замятин, Рэй Брэдбери, Ольга Громова и многие другие, кого не изучают в рамках учебной программы, но их с удовольствием в свободное время читают старшеклассники. Пробегаешь, даже бегло, их отзывы, и становится понятно: читают осознанно, вдумчиво. И эти отзывы – порой лучшая реклама для сверстников: читайте, это интересно.

В планах – еще один международный читательский марафон, предложенный еще одной российской коллегой. Его тема – «75 лет Победы». Привлечь планируется не только самих учеников, но и их отцов.

IMG_8494.JPG

– Ежегодно ребята принимают участие в Международном конкурсе рецензий и эссе «По ту сторону экрана» на просмотренные кинофильмы. Он объединяет участников из шести – семи стран, и каждый год у наших учеников есть призовые места. В минувшем, к примеру, было два первых в разных номинациях. А значит, ребята умеют писать, и это правда!

К слову, кино есть в жизни учеников не только как дополнительная, внешкольная работа. Изучая «Войну и мир», к примеру, старшеклассники смотрят фильм. Но, конечно, не вместо прочтения книги, а в дополнение, чтобы сравнить, увидеть разницу, глубже понять Толстого как писателя и философа.

Сайт «Профиль.ру» посвящен урокам русского языка. Здесь есть материалы уроков, можно проверить знания с помощью тестовых заданий. 

– Сайт делала так, чтобы все было систематизировано по темам, выверено. Кроме того, там нет рекламы, лишней информации, так что мы еще заботимся и о безопасности ребят в сети Интернет. 

В портфолио Алины Костюк есть любопытные разработки уроков, однако она скромно отмечает: старые. У этого педагога на самом деле каждый урок не похож на предыдущие. И даже если материал изучается все тот же, урок – новый. Потому что ученику должно быть интересно. Тогда и запоминаться все будет гораздо лучше. А интересно для одного класса и для другого – это могут быть совершенно разные «интересно», даже в одной параллели. 

– С годами приобретается опыт, и я легко понимаю, что в каком классе сработает. Кроме того, дети сегодня другие. Поэтому постоянно придумываю что-то новое. Мне нравится методика развивающего обучения. Старюсь совмещать подготовку к экзаменам и развитие в учениках творческого начала, чтобы они умели мыслить, искать ответы, задавать вопросы… 

Вот и получается, что подготовка к урокам, каждый из которых уникален, ведение сайта, онлайн-работа с учениками и составляют ту невидимую часть айсберга, которая делает труд педагога эффективным. Оценить его помогает увесистая, иначе не скажешь, папка-портфолио педагога: награды от районного до республиканского уровней, методические разработки, публикации.

Однако на вопрос, что является самой большой наградой, Алина Костюк отвечает историей. Пару лет назад был в ее жизни момент, когда решила уйти из школы. Об этом узнали ученики и устроили настоящий флешмоб: после каждого урока Алина Костюк находила на своем столе письма. Разные. От разных учеников нынешнего 10 класса. О чем? Самым трогательным, наверное, было то, где они вспоминали яркие моменты уроков, пережитое вместе с педагогом и благодаря педагогу. И просили учителя снова встретиться в сентябре… Она осталась. А те письма хранит как самое дорогое и самое значимое признание ее как учителя.

Редакция газеты «Гродненская правда»