Высота летчика Жмакина. Интервью с военным летчиком и делегатом Всебелорусского собрания, заместителем командира 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы

Высота летчика Жмакина. Интервью с военным летчиком и делегатом Всебелорусского собрания, заместителем командира 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы

Военный летчик 1-го класса, заместитель командира 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы, подполковник гвардии Эдуард Жмакин провел в небе за штурвалом самолета 950 часов!

Он каждый день берет новую высоту, проявляет свою активную гражданскую позицию, воспитывает патриотов.

С какими мыслями «крылатый замполит» поехал на VI Всебелорусское народное собрание, почему считает патриотическое воспитание главной составляющей идеологии и как жить так, чтобы родители гордились, а сын во всем брал пример, – узнавал журналист «Гродзенскай праўды».

234876-01.JPG

Покорители неба

– Как только сел впервые за штурвал – понял, что не ошибся с выбором, это мое, – делится Эдуард. 

– Вы родились и выросли в семье военного летчика. Ваша будущая профессия была предопределена?

– В какой-то степени да, – делится он. – Родился в 1981 году в городе Береза, детство прошло под рев самолетов. С ранних лет жил в этой чудесной стихии, бывал с отцом на аэродромах, читал книги о летчиках, проникся военной романтикой. Моими кумирами были Чкалов, Кожедуб, Покрышкин. Мои друзья тоже мечтали стать летчиками. Все вместе в 1998-м поехали поступать в Военную академию, но поступил только я. После академии служил в истребительных авиабазах Брестской области. В 2009-м продолжил образование на командно-штабном факультете Военной академии. А потом решил из истребителя переквалифицироваться в штурмовика. И попал в центр подготовки летного состава в Лиду. Здесь и остался служить. 

юный летчик жмакин.jpg

– Летчик первого класса – это уровень воздушного бойца мирового класса. Как достичь такого? 

– Летать и учиться, учиться и летать! У меня 950 часов налета. Награжден медалью «За безупречную службу» III степени. Летчик должен обучаться всю жизнь. Ведь современные самолеты – это летающие компьютеры с абсолютно новым принципом управления. Если прежде наша страна готовила военных летчиков в России, то после создания собственного центра подготовки летного состава в Лиде белорусские курсанты стали обучаться на месте. Государство позаботилось, чтобы здесь была создана отличная база и система подготовки специалистов.

юный летчик жмакин с родителями (1).jpg

Чтобы взлететь, нужно сперва теоретически подковаться, визуализировать полет, отработать все возможные внештатные ситуации на тренажерах и симуляторах полетов. Виртуальная система управления, к слову, белорусского производства, аналогична той, что на боевых машинах. Летчики учатся, пока не приобретут уверенность. В среднем летчик 1-го класса проводит за таким тренажером до 70 часов в год. Мы готовим летчиков до уровня 3-го класса с налетом 200 часов – примерно такой же уровень подготовки был в советское время. А дальше – все в их руках. 

Без права на ошибку

– В авиацию приходят либо по призванию, либо по незнанию, – улыбается мой собеседник. – И чаще всего остаются навсегда. Хотя наша профессия предполагает самодисциплину и ограничения. Небо манит и зовет. Испытав удовольствие полета, невозможно забыть это чувство. Летчик должен быть всегда в хорошей физической форме, чтобы выполнять фигуры высшего пилотажа, маневрировать во время боевых действий, выдерживать перегрузки, достойно нести офицерский статус, быть на страже Отечества. Мы не имеем права ошибиться, потому что небо ошибок не прощает. 

летчик жмакин (6).jpgлетчик жмакин (8).jpg

– Что самое сложное в Вашей профессии?

– Ожидание полета. Подготовка к вылету. Полет может длиться 15 минут, а готовимся к нему несколько суток. Это немного сродни предстартовому мандражу у спортсменов. Но как только садишься в кабину, нажимаешь кнопку запуска и слышишь, как железная птица начинает дышать, – становишься частью ее. В полете в летчике проявляется все самое главное. А после полета – улыбка и приятная усталость. 

летчик жмакин (9).jpg

– А бесстрашные летчики часто обращаются к Богу?

– Каждый летчик перед полетом обращается к высшей силе, в которую верит. Да, нельзя быть человеком и ничего не бояться. Просто одни просят у Господа помощи про себя, а другие открыто. В экстремальных же ситуациях, которые случаются с каждым из нас, все мы просим помощи у Бога. 

– У нас – людей советского времени – сложился образ идеального офицера по одноименному фильму. Что для вас понятие офицерской чести?

– Офицер – лицо армии, ее честь, достоинство, опора. Выбрав эту профессию, надо соответствовать, с гордостью и достоинством представлять не только себя, но и свой воинский коллектив, беречь честь мундира. 

летчик жмакин (1).jpg

Каждый год мы проводим красивый ритуал с пополнением нашей войсковой части. Молодые офицеры представляются коллективу и принимают Кодекс чести офицера, дают клятву быть настоящим офицером, продолжателем славных традиций, ценить офицерское братство. И когда лейтенанты дают обещание, по телу бегут мурашки.

Часть великой истории

– Чем гордится заместитель командира 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы?

– Наша штурмовая база – одна из старейших воинских частей в Беларуси. Она воевала в Великую Отечественную войну, была преобразована в гвардейскую, ее летчики выполняли интернациональный долг в Афганистане. И сегодняшние  «рыцари неба», как и авиаторы-герои прошлого, всегда готовы в считанные минуты подняться в воздух для устранения возможной угрозы, защитить рубежи Отечества. С задачами по охране воздушных рубежей справляемся достойно. 

234876-02.JPG

Сегодня мы, представители белорусской летной школы, занимаем лидирующие позиции и имеем заслуженный авторитет среди летающей братии. Это подтверждают армейские игры, откуда молодые летчики всякий раз привозят награды. В минувшем году, кстати, мы вырвали трудную победу у россиян. А это значит, что мы выстроили грамотную систему подготовки летного состава: в Военной академии и нашей авиабазе, престиж которых существенно вырос.

В Лиде – городе военных авиаторов – летную славу региона продолжают новые поколения. Важно, что мы сохранили эту преемственность. Изучаем историю авиационной базы и ее частей, занимаемся гражданско-патриотической работой среди молодежи, изучаем воспоминания бывших гвардейцев, создаем комнату боевой славы. В нашей авиабазе были свои герои: и даже свой Маресьев. 

Я увлечен историей авиации. Мечтаю собрать материалы и выпустить книгу именно по истории 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы. На великих примерах воспитывать нашу молодежь. Патриотическое воспитание – основа, на которую опирается национальная идея.

– Вас часто можно встретить в школах среди учебной молодежи…

– Патриотическое воспитание – это ведь не громкие призывы, а живое общение, примеры, встречи. Пропагандируя профессию «Родину защищать» в средних школах, колледжах, лицеях, мы воспитываем в ребятах гордость за страну и готовим себе смену. С прошлого года занимаемся профориентационной работой в межшкольном центре допризывной подготовки, который работает на базе средней школы №1 города Щучина. Школьники приезжают к нам на Дни открытых дверей, получают возможность поприсутствовать во время проведения полетов. 

234876-06.JPG

О любви к Отчизне

– Любовь к Отчизне для меня – не пустые слова. Я счастлив, что родился и живу в нашей стране, горжусь выбранной мною профессией, потому что защита Родины – это не только почетно, но и настоящая мужская работа. 

Приятно осознавать, что государство заботится о нас. Я имею в виду новую авиационную технику, техническое оснащение, условия службы и быта. Мы обеспечены служебным жильем, достойным денежным довольствием, не думаем о бытовых вопросах. Каждый молодой летчик может реализовать себя по высшему классу. Сегодня у нас действующая боеспособная армия, и я с гордостью прохожу службу в ее рядах. 
Белорусская армия – это армия профессионалов. В войска поступают современные образцы вооружения и военной техники. В частности, благодаря принятому Главой государства решению о принятии на вооружение, закупке и освоении таких типов летательных аппаратов, как Як-130, Су-30СМ, Ми-8 МТВ-5 и Ми-35, значительно расширились боевые возможности военной авиации нашей страны, существенно укреплена ее техническая составляющая. 

234876-04.JPG

Я давал присягу на верность белорусскому народу и стараюсь быть верным ее словам. Потому мне так важно, чтобы в стране сохранились мир, спокойствие, безопасность. Свою позицию я выражаю посредством участия в акциях «За Беларусь!», с сослуживцами организовали велопробег, выступаю в школах, трудовых коллективах. И убеждений своих не стесняюсь. 

– Вы – идеолог. Чем прежде всего противостоите своим оппонентам – тем, кто пытается все очернить и выставить в негативном свете?

– Фактами и реальными примерами из жизни своей части, историческими данными. Как идеолог пытаюсь донести, что сильная армия – сильная страна, что Вооруженные Силы – гарант стабильности и при необходимости люди в погонах сделают все, чтобы этот хрупкий мир сохранился, чтобы наши дети и внуки не изведали ужасов войны. Политика, выстроенная нашим государством, – разумная, социальная, направленная на рост благополучия человека, мир и стабильность. 

летчик жмакин (5).jpg

Идеологов называют инженерами человеческих душ. И если я кому-то помог разобраться в ситуации, вернуть уверенность в себе, вырасти – испытываю чувство радости. Очень важно правильно влиять на молодежь, тогда мы можем не беспокоиться о будущем.
Доверие представлять Лидчину и Вооруженные Силы.

– Вам в числе лучших доверили представлять Лидчину на Всебелорусском народном собрании. Для Вас это важно?

– Да, это большое доверие и ответственность – представлять регион и Вооруженные Силы Республики Беларусь на высоком форуме, где будут приниматься решения по дальнейшему развитию нашей страны, нашего общества. Я поддержу любую добрую инициативу, касающуюся совершенствования армии. Очевидно, что мы на правильном пути: современная белорусская армия постоянно совершенствуется при всемерной поддержке нашего Главнокомандующего, а направление в развитии Вооруженных Сил, которое выбрала наша страна, является взвешенным, грамотным и, уверен, останется таковым.

Все мы хотим и в дальнейшем жить под мирным небом, растить своих детей, радоваться жизни. Для этого важно сохранить то, что построено. 

Любовь в небе и на земле

– Понимаю, «первым делом – самолеты», но а девушки…?

– Любовь своей всей жизни я встретил случайно. С русской девушкой Юлей из города воинской славы Ельня нас познакомили друзья. Какое-то время общались через скайп, потом случилась знаковая встреча… Кажется, мы совпали сразу. Почувствовал, что это мой человек, который тоже интересуется историей, много читает. В первую нашу реальную встречу Юля провела для меня чудесную экскурсию по своему городу, рассказала о его военном прошлом, подарила книгу Марка Галлая «Испытано в небе».

летчик жмакин (7).jpg

Женились в 2013-м. Растим сына Марка. Супруга – мой надежный тыл, семья – то место, где я полностью расслабляюсь и отдыхаю, чувствую себя счастливым. А когда пролетаю над нашим домом – машу крыльями. Сын определяет мой самолет по звуку и говорит: «Папа полетел». Как все мальчишки, он интересуется вооружением, восхищается «крылатыми машинами». Беру его на аэродром. Он еще маленький, но здорово, если бы наша летная династия продолжилась.

Живем в служебной квартире, дома есть попугай и кот. Увлекаюсь коллекционированием знаков квалификации летного состава – уже 430 экземпляров. Много читаю. Поддерживаем тесную связь с родителями, надеюсь, они гордятся нами так же, как мы ими. Радуемся каждому дню и ценим то, что имеем.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»