Театр как противовес дефициту внимания и гаджето-зависимости

Театр как противовес дефициту внимания и гаджето-зависимости

Долгожданные выходные – и все спешат к своим любимым занятиям выходного дня. Тренд отдыха очевиден. Для взрослых загородный отдых, косметические салоны, шопинг, телевизор или просто устроить себе день «ничегонеделания». А наши дети? Наверное, каждый современный родитель может сказать, что гаджето-зависимость детей стоит остро во многих семьях. Виртуальная реальность переживает настоящий бум.

Сегодня самыми распространенными проблемами у детей является синдром дефицита внимания и гиперактивность. В школе они не могут долго слушать, не очень любят читать книги. Они думают – скорее бы все закончилось, чтобы я сел и спокойно играл. Им сложно общаться с людьми, их реальность – виртуальная.

Это дети, а что уж говорить про нас, взрослых. Проводился эксперимент: мамы с детьми до 3 лет должны были отказаться от использования смартфонов и других гаджетов. Вместо этого они искали альтернативу в виде «безгаджетных» занятий. Каждые 30 минут участники оставляли записи в специальном дневнике о том, как проводят время. Участники отмечали постоянное чувство тревоги и нервозности.

Отдельная тема для разговора, это результаты пропаганды в соцсетях контента с насилием.

К сожалению, не обошла эта нездоровая тенденция и нас. Все помнят Минский теракт, недавнее страшное по своему содержанию убийство учительницы ее же учениками.  Поиск истоков такой бесчеловечности, на мой взгляд, нужно искать глубже. Возможно это, в том числе, и воздействие псевдокультуры через систему гаджетов? Задумайтесь.
Есть ли возможность изменить эту тенденцию? Кто может взять на себя сложную миссию возрождения духовности?
На мой взгляд, определенная роль здесь может принадлежать современному театру. Именно в театре человек остается наедине со сценой и собой.

Разумеется, для этого не нужно отправлять всех в театр. А вот восстановить естественную преемственность зрителей, которая сейчас обрывается на подростках, крайне необходимо.

Нам сегодня нельзя упустить детского зрителя. Воздействие театрального искусства на подростков универсально: оно развивает впечатлительность и воображение, формирует мышление и нравственность. Обладая большой силой морально-эстетичного воздействия на ребенка, театр является действенным средством формирования его свободы, характера, личности в целом. Социологи утверждают, что если ребенок до 12 лет не посещает театр, то, скорее всего, несмотря на любовь к искусству, он потом максимум, будет «случайным зрителем». Тем не менее, считаю, что потенциальный детский зритель должен быть охвачен стопроцентно: каждого ребенка обязательно нужно приобщать к театральному искусству. Может быть, он, когда вырастет, будет профессионально развиваться в сфере, далекой от театра, но этот опыт соприкосновения с искусством останется у него на всю жизнь. Только делать надо это не формально.

В нашем театре есть такая замечательная форма работы с подростками, как «Театральный университет». Предлагая школьникам совместно с педагогом посетить театр, мы открываем для подрастающего поколения в какой-то степени «обратную сторону луны», неизведанную и, уверен, более человечную, настоящую и, главное, не виртуальную. Мы не первопроходцы, но эту традицию живого общения поддерживаем и стараемся популяризировать. Отрадно, что система образования и учреждения культуры в этом стремлении – единомышленники.

Современные родители, в силу разных причин, зачастую надуманных, настолько заняты, что не находят время сходить с ребенком в театр.

Школьный педагог, тем самым, как бы замещает родителей и выступает в роли проводника в мир искусства. Пусть любовь к театру мы привьем не всему классу, а, скажем, одному или двум человекам, но даже в этом случае – наш труд не напрасен.

Вспоминая разговоры с людьми моего поколения, могу сказать: некоторых оттолкнуло первое посещение театра именно тем, что не понравился спектакль, и таким образом человек получил «прививку» нелюбви к нему на многие годы. Важен первый опыт.

Сегодня мы другие. «451 по Фаренгейту», «Очень простая история», «Камедыя пра Нешчаслівага селяніна, яго жонку Маланку, жыда Давіда і Чорта, які страціў сэнс існавання», «Рождение», «Клеменс», «Аскар i панi Роза» – это только некоторые спектакли проекта «Театральный университет».

В последние три года число посетителей белорусского театра растет, достигнув свыше 1,7 миллиона  человек в год. Но есть и другая статистика: около 70 % жителей не посещали театр вообще.

Сегодня никакая виртуальная реальность не способна заменить живую нить театра. Театральный феномен состоит в том, что действие, которое происходит на глазах у зрителя, – это и есть сама жизнь, она существует здесь и сейчас.
Уверен, любовь к театру надо прививать с детства. Таким образом, мы вырастим думающее, чувствующее, развитое  поколение.