Конституция определяет вектор развития законодательства, ее изменение – необходимость, вызванная временем

Конституция определяет вектор развития законодательства, ее изменение – необходимость, вызванная временем

Игорь Мартыненко, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ГрГУ имени Янки Купалы:

Изменения Конституции – необходимость, вызванная временем. Поправки и новации, которые отражены в проекте Основного Закона, нет сомнений, направлены исключительно на развитие и процветание нашего государства на данном этапе и, конечно, в будущем.

Как юристу, сочетающему в своей деятельности науку и практику, мне интересны новые положения, касающиеся изменений и дополнений в политической и судебно-правовой системах. К числу наиболее обсуждаемых в силу абсолютной новизны относятся вопросы конституционно-правового регулирования полномочий Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь. Нам предстоит еще в полном объеме осознать его статус в системе органов государственной власти. В частности, имеются положения, которых никогда не было в нашем законодательстве, о том, что Президент может быть смещен с должности именно Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или другого тяжкого преступления. При этом расследование инициируется Всебелорусским народным собранием. Кстати, в случае принятия белорусским народом этой новеллы потребуется еще разработать специальный закон, более детально определяющий порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания, как это предусматривается в статье 89.6 анализируемого законопроекта.

Весьма важными и практически значимыми являются новеллы, касающиеся защиты историко-культурного наследия и исторической памяти. Давно занимаюсь этой проблемой и хочу сказать, что в Беларуси государством принимаются меры по обеспечению сохранения, изучения, использования, популяризации и восстановления историко-культурных ценностей, других объектов культуры. И нам есть чем гордиться и что охранять, а если потребуется – и защищать. В настоящее время в Государственном списке историко-культурных ценностей зарегистрировано свыше 5 580 объектов, которые расположены во всех регионах страны. На государственном учете состоит более 7,9 тысячи воинских захоронений и захоронений жертв различных исторических периодов, в которых захоронено более 2 миллионов погибших.

Конституцией установлено, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, что каждый имеет право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Важен и тот пункт, где сказано, что каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Проектом предлагается дополнить эти нормы двумя важными положениями: государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь. Не случайно Указом Президента Республики Беларусь 2022 год объявлен Годом исторической памяти, а Советом Министров Республики Беларусь утверждена Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.

Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. Конституция гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения. В то же время Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Поэтому важным является дополнение Конституции новым положением о том, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства.

Важной конституционной гарантией является установленная в Основном Законе защита от незаконного вмешательства в частную жизнь граждан, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство. Развивая это положение, в проекте предлагается дополнить статью 28 Конституции новой частью, отвечающей реалиям сегодняшнего дня, обязывающей государственные органы создавать условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.

В завершении отмечу, что Конституция – акт прямого действия, так как именно она порождает соответствующие общественно-политические, экономические, социальные и государственно-властные отношения, на ее основе учреждаются органы государственной власти и управления, местного управления и самоуправления, политические партии и общественные объединения. Наконец, Конституция определяет вектор развития законодательства. И в этом смысле нас ждут еще изменения в законодательстве: принятие новых или дополнения существующих нормативных правовых актов, их систематизация, а также учреждение определенных новых институтов в Основном Законе.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»