Фейки растут как сорняки, и, чтобы сохранить культурное информационное поле, с ними нужно бороться

Фейки растут как сорняки, и, чтобы сохранить культурное информационное поле, с ними нужно бороться

Лилия Новицкая, главный редактор ОУИРП «Рэдакцыя газеты  «Гродзенская праўда»: 

– Чтобы вырастить цветы на клумбах и урожай в поле, нужно изрядно потрудиться. Это знают даже те, кто далек от сельского хозяйства. А вот сорняк растет сам по себе, забот не требует. Более того, если не бороться с ним ежедневно, то от культурного огорода в считанные недели и следа не останется, особенно если этот сорняк – какой-нибудь золотарник канадский или того хуже, агрессивный борщевик. Вместо урожайного поля вы получите один большой неуправляемый сорняк. И что «засветит» нерадивому хозяину с наступлением осени? Правильно: пустые закрома и зимняя бескормица, да еще и всякие сопутствующие вредным растениям болячки. А если и вокруг победят сорняки, то попросту голодная гибель.

Точно так же и в журналистике: чтобы написать достойную статью или первым сообщить важную новость, требуется немало усилий. Налаживание контактов, сбор информации, изучение источников, проверка фактов – это еще далеко не все этапы создания порой небольшой публикации, которую читатель видит в СМИ. Понятное дело, что все это требует средств, сил и определенного времени. 

И всем этим не пренебрегают государственные средства массовой информации, работающие с читателями и зрителями десятилетиями и смотрящие на десятилетия вперед. Они понимают, что создание  и поддержание в порядке культурного информационного поля дает свои плоды в виде долгосрочного доверия публики. 

А вот многочисленные интернет-ресурсы, которые регистрироваться в качестве СМИ не торопятся, такой «рутинной» работой не морочатся. Собственно, для того и не получают статус СМИ, чтобы ему не соответствовать. И над своей информационной продукцией так не работают. Заметили краем глаза очередной громкий фейк, скопировали, от себя прибавили для яркости – и запустили в свет. Какие там проверки фактов, о чем вы? Уверены, и так «пипл схавает». Пример из последних – «сахар подорожает», да еще как. Какие только ни «устанавливали» цены всевозможные интернет-ресурсы, старательно пугая народ в сезон заготовок. Но фантазировали недолго, разъяснение Белгоспищепрома подкосило фейк на корню.

И даже при этом кое-кто еще «хавает» все, что растет на этих диких информационных полях. И травится, и получает ожоги, как от того же борщевика, только не рук, которые не туда тянутся, а собственного неразборчивого мозга. 

А если такими инфосорняками питаться ежедневно, то мозг, увы, выжигается дотла. 

К счастью, бездумных потребителей информационной отравы среди адекватных и достаточно образованных белорусов оказалось немного. 

Воспитанный на классической белорусской прессе читатель  если и повелся поначалу на яркие обертки фейковых инфовбросов, то все-таки быстро сориентировался и интерес к ним потерял. Помогли тут и наше качественное образование, не испорченное «болонскими» и родственными им процессами, и высокий уровень человеческого потенциала, сформированный поколениями и не растраченный в последние десятилетия, как это случилось в ряде соседних стран. 

Достойный отпор медийным сорнякам дали и государственные белорусские СМИ, оперативно разбирающие каждую попытку засорить умы наших людей. Делая это убедительно, умно, ярко и красиво. 

А для того чтобы этих попыток становилось все меньше, работает белорусское законодательство. Обман читателя чреват серьезными последствиями, и наше Министерство информации строго в соответствии с законом принимает решения о блокировке подобных ресурсов. 

А как иначе, инфополе ведь тоже необходимо вовремя пропалывать.

Скептики могут возразить: а как же критика, ведь без нее картина не бывает реальной?  Разочаруем. Критики на страницах и сайтах наших газет, на экранах телевизоров звучит немало. И ей, кстати, охотно подпитываются негосударственные ресурсы, не смущаясь постить публикации из государственных СМИ. Вот только разница в том, что они рисуют проблемы в черном цвете, а госСМИ рассказывают еще и о том, как они решаются и как в итоге решены. И таких примеров немало. Выбирайте сами, что вам больше по душе:  желчная чернуха или конструктивная критика с полученным людьми результатом.

Какой бы мы, профессионалы, в этой ситуации дали совет потребителям информации? Да самый простой, как и потребителям любого товара. Доверяйте официально работающим, проверенным годами брендам. В данном случае, официально зарегистрированным в Беларуси СМИ. 

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»