Детям не место в толпе, это может сказаться на их психике и поведении

Детям не место в толпе, это может сказаться на их психике и поведении

Татьяна Янковская, детский психолог ГОКЦ «Психиатрия –наркология»:

- В любой толпе есть определенная опасность, элемент неожиданности. Практика показывает, что даже самое мирное собрание может перерасти в неуправляемую силу, способную нанести ущерб всему, что встретиться на пути. Тем более, если толпа образуется и ведет себя стихийно, как это происходит на несанкционированных акциях. Когда людей захлестывают эмоции, переход к агрессии может произойти за доли секунды. Ясно, что ребенку на таких массовых мероприятиях не место в первую очередь из простых соображений безопасности.

Кроме того, массовая акция со спонтанными криками, шумом, скоплением людей представляет для ребенка, особенно малолетнего, большой стресс. У детей могут появиться страхи, которые аукнутся спустя время, и родителям придется лечить травмированную детскую психику. С точки зрения психологии, внедрение в детскую психику протестных настроений может в дальнейшем носить негативные последствия. Как минимум может произойти искажение жизненного восприятия.

Из практики известно, что именно при большом скоплении людей дети становятся нервными, нетерпеливыми и непослушными, испытывают определенный дискомфорт. А еще они имитируют модели поведения взрослых, идентифицируют себя с окружающими. Любому здравомыслящему родителю не нравится, когда ребенок оказывается свидетелем ссоры или скандала. Но зачем тогда брать с собой ребенка на митинг с потенциальным противостоянием?! Стоит серьезно задуматься! Вместо парка и кино, куда он с удовольствием сходил бы с родителями, он вынужден довольствоваться излишне напряженными сценами.

К сожалению, к участию в несанкционированных акциях привлекаются подростки. Для отдельных из них это становится своеобразным трендом. Если тематика протестов касается политического или экономического устройства, то есть сложных для понимания подростков проблем, то однозначно можно сказать, что в таких случаях они используются вслепую. Для привлечения несовершеннолетних к участию организаторами используются различного рода психологические условия, методы стимулирования. Например, игровая концепция.

 Для подростков участие в несанкционированных массовых мероприятиях вдвойне опасно. Психика несовершеннолетнего очень хрупкая, восприимчивая. Психологический шок может наступить не только от действий, направленных в отношении его, но и от того, что происходит рядом. В силу возраста подростки легко заражаются эмоциями других людей, что снижает критичность восприятия информации и происходящих вокруг событий. Они не владеют механизмами психологической защиты и не знают, как правильно реагировать на происходящее, потому их реакция может быть острой и непредсказуемой и оставить след на всю жизнь, влиять на развитие личности.

 Как детский психолог, не раз убеждалась, что дети, пережившие психологическую травму, чувствуют тревогу, перепады настроения. У них нарушаются взаимоотношения с окружающими, они проявляют агрессию, эмоциональную нестабильность. И это негативные последствия необдуманных поступков взрослых. Следует оградить неокрепшую детскую психику от такого рода испытаний, исключить их пребывание в опасных ситуациях.

Каждый родитель также должен понимать, что их несовершеннолетние чада, присутствующие на несанкционированных массовых акциях, подвергаются опасности. Наша задача – научить детей безопасному поведению. Поговорите с детьми о правилах поведения в общественных местах, об ответственности за поступки. Не стоит забывать и об опасности коронавирусной инфекции, особенно в местах с массовым пребыванием людей.
Редакция газеты «Гродненская правда»