Совершенствование Конституции необходимо для уверенного развития страны

Совершенствование Конституции необходимо для уверенного развития страны

Основной Закон любого государства должен соответствовать реалиям времени. Одно дело, когда идет формирование общественных структур зарождающейся независимости и другое — когда страна состоялась и необходимо новое основание для дальнейшего движения вперед. Сейчас в Беларуси для определения путей развития развернулся общественный диалог. О том, какими могут быть изменения и дополнения в Конституцию, какие предложения уже поступили специалистам, корреспонденту «НГ» рассказал Валентин Семеняко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.

— Валентин Михайлович, почему на протяжении как минимум этого года в общественном правовом поле поднимается вопрос о совершенствовании нашего Основного Закона?

— Немного истории: за семь десятилетий советского периода было принято четыре редакции Конституции. Действующий Основной Закон суверенной и независимой Беларуси вступил в силу 15 марта 1994 года. За этот период в него трижды вносились кое-какие изменения. Некоторые политологи напоминают, что американская Конституция была принята в 1787 году. Да это едва ли не старейший свод статей и правил, сохранивший основное содержание. Но за три столетия в него ­тоже вносили корректировки 27 раз. Конечно, нельзя жить по законам и правилам, которые перестают соответствовать нынешнимвызовам. И здесь важно не подходить к работе формально. Нужно понимать, что совершенствование Конституции является мощным инструментом консолидации общества.

— Какие, на ваш взгляд, правовые институты нуждаются в доработке, пересмотре?

— Прежде всего перераспределение полномочий между ветвями власти — как по горизонтали, так и по вертикали. Появилась необходимость уточнения отдельных формулировок и основных принципов, касающихся семейной, молодежной политики. Людей волнуют вопросы административно-территориального деления, экономическая политика, совершенствование судебной системы и многое другое. Судьба новой редакции Конституции будет зависеть от итогов общественного обсуждения и решения граждан. Принятие обновленного Основного Закона государства состоится только после референдума. Вот почему в качестве первого этапа этой работы власть предлагает общественный ­диалог.

Нельзя не сказать о необходимости совершенствования избирательного законодательства. Но, на мой взгляд, это работа скорее на опережение, задел на будущее, потому что сегодня я не вижу зрелой системы. Здесь важно, изучая опыт соседей, выработать свои подходы.

Любые правовые усовершенствования должны формировать условия для развития стабильного и процветающего государства, где приоритетом становятся не политические раздоры, а слаженная совместная работа всех ветвей власти. Важно не допустить падения страны в экономическую и социальную пропасть.

В то же время мы видим, как некоторые граждане предлагают вернуться к Конституции 1994 года или вовсе прекратить работу над изменениями. И такие призывы раздаются в момент, когда общественный диалог только начался. У меня возникает вопрос: чего добиваются те, кто еще недавно требовал перемен? Да и к чему предлагают вернуться? Нужно идти не назад, а ­вперед.

— Конституция — основа государственного суверенитета и независимости. Нужно ли перераспределение полномочий по вертикали власти?

— В действующей Конституции четко определены и прописаны полномочия местных органов власти. Вопрос в том, как это работает на практике. В Основном Законе важно определить механизмы реализации данных полномочий и гарантий их исполнения. Александр Лукашенко не раз обращал внимание на актуальность проблемы. Работа в данном направлении ведется. К слову, новая редакция Конституции должна снять ограничения, тормозящие этот процесс.

Беларусь — суверенное и независимое государство, выстроенное благодаря политике Главы государства. На мой взгляд, альтернативы президентской власти в стране нет. В то же время необходимо усиливать работу Парламента, органов местной исполнительной власти. Идеальных моделей управления не существует, но есть оптимальные решения для конкретного этапа развития страны.

— Вы много работаете в регионах, в своем избирательном округе. Встречаясь с жителями, разбираясь с обращениями граждан, часто ли обсуждаете со своими избирателями возможные поправки в Конституцию?

— В регионах уклад жизни не такой динамичный, как в больших городах. Избирателей на селе, в малых городах волнуют более «приземленные» вопросы: ремонт дорог, организация медицинского обслуживания, работа жилищно-коммунальных служб. Предложения, которые мне передали с мест, тоже очень конкретные. В основном касаются административного деления, социальной политики, мер по укреплению института семьи, пропаганды здорового образа жизни.

Идут дискуссии о роли депутатов сельских Советов. Очевидно, что реалии нынешнего дня определяет переформатирование отношений исполнительной и законодательной власти и на местном уровне. На мой взгляд, этот вопрос нужно увязывать с полномочиями руководителей сельских администраций. Их статус — предмет особого рассмотрения. Надо понимать, что если председатель сельского Совета будет единолично принимать решения, особенно в сфере финансов, недвижимости и земельных отношений, то это может иметь и негативные последствия. Нужен общественный контроль, формат которого необходимо предусматривать особо. Мне кажется, нужно усиливать институт старост, особенно в маленьких населенных пунктах. Сейчас этот опыт присутствует в ряде деревень, но работа ведется на общественных началах, практически не оплачивается. Ситуацию пора менять.

— В начале октября депутаты Палаты представителей начали сбор предложений по изменению Основного Закона страны. Можно уже выявить какие-то тенденции?

— Каждый день мы получаем десятки писем. В начале недели их было уже более тысячи. Многие предложения связаны с полномочиями Президента, Парламента, органов местного само­управления. Есть замечания по изменениям избирательной системы, совершенствованию законодательства.

Приблизительно треть обращений далека от темы Конституции. В этих письмах нас просят отрегулировать порядок пассажирских перевозок, решить вопросы, связанные с процедурой прохождения технического осмотра автомобилей, внести изменения в пенсионное законодательство. Все эти запросы будут направлены в профильные комиссии и, конечно, не останутся без внимания специалистов.

— Летом за поправки в Основной Закон голосовали и в России. Будем учитывать опыт ­соседей?

— Готовясь к работе над изменениями нашей Конституции, мы изучили ход подготовки и принятия поправок в Основные Законы различных стран. Наша комиссия посвятила этому вопросу отдельное заседание. Безусловно, мы будем учитывать мировой опыт, опыт России, но не следует забывать, что у нас свой путь, своя история, свои традиции.
Редакция газеты «Гродненская правда»