О классике, роке и музыкальном бренде Гродно

Без малого три десятилетия Гродненская капелла открывает зрителю дверь в мир классической музыки. За это время коллектив вырос до звания «Заслуженный коллектив Республики Беларусь». Его художественный руководитель Владимир Бормотов в нынешнем году получил звание «Заслуженный артист Беларуси». Кроме того, капелла занесена на областную Доску почета, а имя ее руководителя – в Книгу Славы Гродненской области.
Если говорить о творчестве, в нем появились новые нотки. Например, с оттенками рока. О веяниях времени, экспериментах со звуком и сценой, музыкальном бренде Гродно – в интервью с директором, художественным руководителем Гродненской капеллы Владимиром Бормотовым.

Микс из музыки и талантов
– Этот год для нас удачный. Целая гроздь событий, которые важны для коллектива и его статуса. Мы с удовольствием их принимаем, но это уже история. И та планка, площадка, на которой мы находимся, – стартовая для следующих достижений, наших новых проектов. Мы должны держать уровень.

– Гродненская капелла – это дверь в какую музыку?
– В первую очередь все же классическую музыку. Но мы не отказываемся от других направлений. Если сыграем рок, не думаю, что это повредит нашему исполнению классики. Даже наоборот: поможет с позиции сегодняшнего дня увидеть и услышать новое в, казалось бы, всем уже известной классике.


– Поэтому появились такие проекты, как «Рокофония» или «Sympho Drive», которые зрители просят повторить?
– Это что-то новое и для нас, и для зрителей. В этом году с группой «NIKAMUZA» 26 ноября на сцене филармонии планируем повторить «Рокофонию». Но это будет новая программа. На этот раз выступим с мистером Joe Lynn Turner, вокалистом легендарных Deep Purple и Rainbow.

4 ноября в зале филармонии пройдет концерт с квартетом виолончелистов «Rastrelli Cello Quartet». Коллектив очень популярен в Европе, гастролирует по всему миру. Музыканты с успехом выступают в Минске, а в Гродно будут впервые. Название программы «От Брамса до Битлз» говорит само за себя. Будет представлена музыка и романтическая, и классическая, и та, что исполняли Битлз, но с новыми красками и в новом изложении виолончелистов.

– Какие еще музыкальные миксы есть в задумках?
– Была чудесная программа в стиле симфоджаз с исполнителем из Америки Сачалом Васандани. Это направление мы тогда попробовали, и, надеемся, у него будет продолжение. В Гродно последние два года джазовые концерты успешно проводит Александр Кравчук. Возможно, подумаем и сделаем что-то совместно.

Когда творческие люди работают вместе, всегда интересно. Не первый год сотрудничаем с Могилевской капеллой. Ее артисты принимали участие в концерте-закрытии минувшего сезона.

– Сегодня в структуре Гродненской капеллы есть коллектив «Капелла – Jam». Где их можно услышать в ближайшее время?
– Они будут с нами в «Рокофонии», а перед Рождеством планируют представить сольную программу. Это молодой и молодежный вокальный коллектив, ему всего год. Сейчас накапливают репертуар.

– Даете им возможность уйти в свое направление?
– У нас нет ограничений. Главное, чтобы это было художественно. Но рэп пока не читают.

– «Пока» – это ключевое слово?
– Может быть (смеется).
Разрешите представить…
– Анонсируя многие концерты, вы часто говорите «впервые прозвучит». В этом сезоне что откроете гродненскому зрителю?
– Прошедший на днях в Фарном костеле концерт совместно с Государственным камерным хором Беларуси и солистами Большого театра оперы и балета – духовная музыка, «Messa di Gloria» Пуччини и «Остробрамская литания №1» Монюшко – это то, что здесь никогда не звучало.

Если будем повторяться, потеряем интерес к коллективу. Жизнь заставляет постоянно осваивать новое. Иногда возвращаться к уже освоенным произведениям через какое-то время. Например, музыку Бетховена, которую исполнили на открытии сезона, играли лет 10 – 12 назад. Но такие повторы делаем нечасто.

– Сочинения белорусских композиторов исполняете?
– Как отдельную программу не делали. Но звучат они у нас на концертах часто. Стараемся знакомить слушателей с творчеством наших земляков-современников. С удовольствием исполняем музыку гродненского композитора Андрея Бондаренко. Не так давно играли его новое сочинение, посвященное 100-летию расстрела царской семьи. Поскольку он священнослужитель, в его музыке есть духовная составляющая. Много написал для хора. Исполняли музыку Алины Безенсон с Гродненщины, Александра Литвиновского, Дмитрия Смольского, Евгения Глебова и многих других.

…У меня есть мечта – чтобы в Гродно был фестиваль классической музыки. Чтобы на это событие собирались люди со всей округи. Тем более в Гродно есть и большая сцена филармонии, и небольшие площадки, где может проходить фестиваль. Еще одна мечта, думаю, всех музыкантов – чтобы в городе был хороший концертный рояль. Это очень расширило бы возможности для больших концертов.

Музыка для храмов, залов и замков
– Своего зала у капеллы нет, так что вашей сценой становятся самые разные площадки: и концертные залы, и храмы.
– Каждый раз подбираем сцену и зал под программу. К примеру, в театре нужно играть что-то более масштабное. А вот камерные произведения лучше прозвучат в концертном зале Центра культуры. Духовная музыка в театре возможна. Но то, как она будет воздействовать в костеле, неповторимо. Или хор в православном соборе и филармонии – это совершенно разное восприятие, проникновение музыкой. Поэтому, выбирая программу, сразу думаю, где лучше ее исполнить.

– Есть на Гродненщине сцены, площадки, где еще хотели бы выступить?
– Интересно было бы сделать программу во дворе Лидского замка. Или в маленьком костеле в новом микрорайоне города. В Новогрудке мы играли в музее Адама Мицкевича, Доме культуры, а в костеле еще не выступали.



Мирский замок – тоже было бы красиво и интересно. Несвиж. Это те места, которые притягивают…
– Когда-то мы с вами уже говорили о том, какое звучание у Гродно…
– Камерное. По крайней мере для меня. Потому что масштабы города небольшие, особенно центральная, историческая его часть.
Здесь нет московских широких проспектов, больших площадей. И архитектура особая. Она не предполагает громких, авангардных, в чем-то механичных сочинений…

– В Гродно сейчас выбирают бренд города – его визуальный символ. А что, на ваш взгляд, могло бы быть его музыкальным брендом?
– Может быть, музыка, которую мы не очень хорошо знаем, но которая здесь звучала в средние века. Музыка Старого замка, изящные легкие танцевальные мелодии. Мне кажется, это было бы созвучно городу.

Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА
Фото: Ян ХВЕДЧИН