Каким был прошедший год для налоговых органов Гродненщины?

Каким был прошедший год для налоговых органов Гродненщины?

Рассказала начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области Лидия Семашко...

В последнее время проделана огромная работа по совершенствованию налогового законодательства, снижению налоговой нагрузки и  упрощению администрирования, что не могло не сказаться на росте деловой активности субъектов хозяйствования. Каким был прошедший год для налоговых органов Гродненщины? Об этом беседа с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области Лидией Семашко.

– 2013 год был экономически сложным как для субъектов хозяйствования области, так и налоговых органов. Для выполнения поставленных задач по реализации налоговой политики в регионе по-новому приходилось расставлять акценты и приоритеты в работе. И, конечно же, выполнение всех этих задач было бы невозможно без тесного взаимодействия с налогоплательщиками.

Основная задача по обеспечению доходной части бюджета плательщиками Гродненщины выполнена. По итогам работы за 2013 год в консолидированный бюджет области поступило 11,2 триллиона рублей, в том числе в республиканский бюджет – 4 триллиона рублей, местные бюджеты – 7,2 триллиона рублей. Размер запланированных доходов консолидированного бюджета обеспечен на 101,9 процента. Сверх запланированной суммы налоговых платежей поступило 212,2 миллиарда рублей.

Бюджет области сегодня пополняют свыше 412,3 тысячи плательщиков, в том числе более 16,4 тысячи организаций, 28,3 тысячи индивидуальных предпринимателей и 367,6 тысячи физических лиц.

Практически 95 процентов (10,6 триллиона рублей) поступившей суммы доходов в бюджет области – это результат работы организаций. Доля индивидуальных предпринимателей и физических лиц в доходах бюджета составила 2,8 и 2,5 процента соответственно. По сравнению с 2012 годом количество плательщиков увеличилось на 4,1 процента, а объем налоговых платежей в 1,5 раза в текущих ценах (более чем на 3,8 триллиона рублей).

– Какие налоги занимают доминирующие позиции?
– Существенную часть, а это 70,2 процента, совокупного объема консолидированного бюджета области традиционно формируют четыре налога: акцизы (27,6 процента), подоходный налог (22,5), налог на прибыль (10,2) и налог на добавленную стоимость (9,9). Среди прочих также можно выделить налог на недвижимость (4,3), налог при упрощенной системе налогообложения (2,5), земельный налог (1,7). Отрадно отметить, что в 2013 году по сравнению с предыдущим годом обеспечен прирост поступлений практически по всем основным доходным источникам.

– Насколько весом вклад в бюджет области таких предприятий, как ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Лидское пиво», «Гродноэнерго», ОАО «Красносельскстройматериалы» и других?

– Учитывая определяющее влияние бюджетообразующих организаций на формирование доходной части бюджета области, работа с данной категорией плательщиков является одним из приоритетных направлений. Поступления от данных субъектов хозяйствования в истекшем году составили 5,7 триллиона рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли в текущих ценах на 59,6 процента. В целом тридцатью бюджетообразующими предприятиями области за прошлый год сформировано 50,4 процента доходов бюджета.

Лидирующую позицию занимает ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», удельный вес которого составляет 26,3 процента общего объема поступлений в целом по области. На втором месте ОАО «Гродненский ликеро-водочный завод» – 4,3 процента, далее следуют «Гродноэнерго» – 3,3 процента, ОАО «Лидское пиво» – 3,1 процента, «Гроднооблгаз» – 2,4 процента, ОАО «Красносельскстройматериалы» – 1,5 процента.

– На Гродненщине, в одном из немногих регионов республики, в 2013 году обеспечен положительный темп роста экспорта товаров. Как это сказалось на поступлениях в бюджет?
– За январь-ноябрь 2013 года в области темп роста экспорта товаров составил 114 процентов, тогда как в целом по республике – 80 процентов. Сформировалось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 670 миллионов долларов (в 2012 году – 314,4 миллиона долларов). Вместе с тем увеличение экспортного товарооборота повлияло на рост сумм НДС, предъявляемых экспортерами к возмещению из бюджета. Так, в 2013 году предприятиям области возмещено 2,7 триллиона рублей НДС. Это в сопоставимых ценах на 5,4 процента больше прошлогоднего уровня.

–  Какие тенденции в развитии малого и среднего бизнеса наблюдаются в области?

– Налоговая нагрузка в отношении их существенно уменьшилась, что придало серьезный импульс развитию бизнеса в области. На 1 января 2014 года осуществляли деятельность 36,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 8,2 тысячи юридических лиц и 28,3 тысячи ИП. Только за последний год их количество увеличилось более чем на две тысячи. За истекший год от данной категории плательщиков поступило в бюджет 2799,3 миллиарда рублей, что на 15,8 процента больше, чем в 2012 году.

– Каким образом налоговые органы борются с «теневыми» доходами граждан?
 – В 2013 году налоговыми органами истребовано у физических лиц 830 деклараций о доходах и имуществе. Установлены превышения расходов у 582 плательщиков, доначислено 1,5 миллиарда рублей подоходного налога и экономических санкций. Особое внимание уделяется гражданам, многократно пересекающим государственную границу, допустившим нарушение законодательства в сфере оборота подакцизных товаров, нарушающим таможенное законодательство. За 2013 год в отношении этой категории граждан налоговыми органами истребовано 295 деклараций о доходах и имуществе, доначислено 563,8 миллиона рублей, в том числе налогов – 359,9 миллиона рублей.

– Насколько эффективна система налогового контроля?
– Судите сами, проведенными проверками нарушения у субъектов хозяйствования выявлены в 98,8 процента случаев. Рядом плательщиков допускаются умышленные нарушения, в результате чего правоохранительными органами по материалам проверок инспекций возбуждено 12 уголовных дел. В целом по результатам контрольной работы доначислено 34,7 миллиарда рублей. Внеплановыми оперативными проверками пресечено 2595 фактов нарушений непосредственно в момент их совершения. Из теневого оборота изъято товаров, подакцизной продукции и денежных средств на 23,6 миллиарда рублей. Судебные органы применили конфискацию к материальным ценностям на 18,3 миллиарда рублей.

– Какие противоправные действия субъектов хозяйствования наносят наибольший ущерб государству?
– Одним из значимых преступлений, создающих угрозу экономической безопасности государства, является лжепредпринимательство. Налоговыми органами области в подразделения УДФР КГК по Гродненской области, иные правоохранительные органы в 2013 году направлено 69 материалов проверок, возбуждено 11 уголовных дел. Факты совершения операций с «фирмами-однодневками» выявлены у 45 субъектов предпринимательской деятельности. По результатам проверок доначислено 19,4 миллиарда рублей. Материалы проверок 17 субъектов хозяйствования направлены в правоохранительные органы, возбуждено 6 уголовных дел. На интернет-портале Министерства по налогам и сборам размещен реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

– В истекшем году налоговыми органами активно проводились мероприятия по сокращению объема ненаблюдаемой экономики. Каковы результаты?

– Налоговыми органами посредством проведения контрольных мероприятий сокращен объем ненаблюдаемой экономики на 183,3 миллиарда рублей. В основном результат достигнут за счет доначислений по результатам проверок налогов, пеней, административных штрафов, а также за счет предотвращенного возврата НДС, поступлений платежей по результатам мониторингов деятельности субъектов предпринимательства.

Так, доля доначислений по итогам налоговых проверок в общем объеме сокращенного теневого оборота составила 20,3 процента, или 37,3 миллиарда рублей. Удельный вес предотвращенного возврата НДС составил 32,4 процента, или 59,4 миллиарда рублей. Товарно-материальные ценности и суммы незаконно полученных доходов, обращенные в доход государства, позволили сократить объем ненаблюдаемой теневой экономики в целом на 18,4 миллиарда рублей.

– Что сделано в плане противодействия незаконному предпринимательству граждан?
– Выявлено и пресечено 519 фактов осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности, изъято из теневого оборота товаров и денежной выручки на сумму 5,3 миллиарда рублей, обращено в доход государства  965,6 миллиона рублей, составлено 179 протоколов, вынесено 340 официальных предупреждений, доначислено единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных лиц в размере 111,5 миллиона рублей. Хозяйственным судом привлечены к ответственности 174 правонарушителя, штраф составил 412,8 миллиона рублей.

Пресечена незарегистрированная предпринимательская деятельность 99 граждан, осуществлявших услуги по перевозке пассажиров, наложен арест на 56 автомобилей стоимостью 3,2 миллиарда рублей. Хозяйственным судом Гродненской области было принято 4 решения о конфискации у злостных нелегалов легковых автомобилей, одному нарушителю предъявлена к возмещению стоимость автомобиля в размере 55 миллионов рублей.

– Какие проблемы наиболее характерны при осуществлении контрольных мероприятий?
– Существуют определенные трудности, с которыми приходится сталкиваться при выявлении фактов незаконных пассажирских перевозок.
Еще одной проблемой в контрольной работе является запрет на проведение проверок субъектов хозяйствования, с момента регистрации которых не истекло два года. Зная о запрете, некоторые нелегальные перевозчики регистрируются в качестве ИП и продолжают работать, но налоги от них в казну не поступают. Особенно это касается предпринимателей, которые, уплатив единый налог в первые месяцы своей работы, в дальнейшем осознанно прекращают его уплату, а налоговые органы проверить и привлечь к ответственности их не могут.

Эту проблему инспекция МНС по Гродненской области изложила в письме на имя премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича. В частности, высказаны предложения о выведении из-под действия 2-годичного моратория субъектов хозяйствования, выполняющих работы и оказывающих услуги для населения за наличный расчет, а также игорных заведений по аналогии с торгово-закупочной деятельностью.

– Налогоплательщиками все более широко используется система электронного декларирования. Что предпринимается для улучшения ее работы и какие сервисы на сегодняшний день в ней реализованы?
– Более 16 тысяч плательщиков оценили преимущества представления налоговых деклараций в электронном виде. Проделана немалая работа по совершенствованию этой системы. В 2013 году внедрены такие сервисы, как «Личный кабинет плательщика», «Проверка оплаты», позволяющие плательщикам не только отслеживать оперативную информацию по расчетам, но и получать необходимые справки, выписки из лицевых счетов в электронном виде. Любой гражданин может записаться на прием к руководителю налогового органа через интернет.

– Лидия Михайловна, чего ждете от года нынешнего?
– Перед налоговыми органами республики стоит задача создать максимально привлекательную, конкурентоспособную налоговую систему. Радует, что основные изменения налогового законодательства направлены в первую очередь на дальнейшее его совершенствование и упрощение, на сближение бухгалтерского и налогового учета.

Из года в год Президентом Республики Беларусь, правительством перед налоговыми органами ставятся непростые задачи по обеспечению доходной части бюджета государства. Эти задачи успешно решаются в первую очередь благодаря тем людям, которые действительно преданы своему делу.

Нельсон Мандела сказал: «Многие вещи кажутся невыполнимыми до тех пор, пока их не сделаешь». Мне особенно импонирует это изречение, поскольку оно как нельзя лучше подчеркивает, что очень многое зависит от нас самих, от нашего кропотливого и упорного труда. И тогда результат обязательно будет! Уверена, что текущий год будет более благоприятным как для наших налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Редакция газеты «Гродненская правда»