Беларусбанк: интернет-банкинг позволяет вести домашнюю бухгалтерию

Беларусбанк: интернет-банкинг позволяет вести домашнюю бухгалтерию

Еще относительно недавно казалось немыслимым совершать платежи, не выходя из дома. При сегодняшнем уровне проникновения высоких технологий в нашу жизнь ходит лично платить в банк только очень консервативный человек, беспредельно преданный сложившимся привычкам. И это в то время, когда банки предлагают отличную возможность все операции совершать дистанционно. Для этого достаточно подключить интернет-банкинг. О возможностях этой системы и особенностях развития дистанционного банковского обслуживания ОАО «АСБ Беларусбанк» мы побеседовали с Надеждой Ермаковой. С 1996 по 2011 год она возглавляла старейший банк страны.
dd.JPG
– Надежда Андреевна, вы руководили банком, когда в бизнес-процессах осуществлялся технологический прорыв. Как все начиналось?
– Шел 2007 год. В западных банках уже активно действовали системы дистанционного обслуживания. Поначалу это была лишь услуга, которая позволяла вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон. Дальше по мере развития интернета и интернет-технологий банки начинают вводить системы, которые позволяли вкладчикам получать информацию о своих счетах через интернет.
Мы отчетливо понимали, что быстрый рост научно-технического прогресса, новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на общую оценку привлекательности банка. К этому времени формировался конкурентный финансовый рынок, пришли западные банки, коммерческие структуры оперативно реагировали на вызовы времени. Мы не могли, не имели права быть в аутсайдерах, отставать от времени. Все понимали, что именно эффективные технологические процессы позволят не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Когда все решается более оперативно, это удобно клиенту, это выгодно банку. Как бы сокращается дистанция между производителем и потребителем банковских услуг. И тогда было принято решение активизировать работу в направлении IT. Так началась история интернет-банкинга в «Беларусбанке». Не скажу, что все было просто и однозначно. Наши клиенты, которые привыкли приходить в отделения, с некоторой осторожностью и даже подозрением относились к нововведениям. А как же квитанция с печатью? К виртуальным процессам проведения платежей адаптировались не все и не сразу. Да и программное обеспечение порой не выдерживало критики. Но все получилось. И сегодня, оценивая итоги, можно сказать, что банк прошел этот путь достаточно быстро.
– В настоящее время в странах Западной Европы и Америки услугами интернет-банкинга пользуются более 50% всего взрослого населения, а в ряде стран эта цифра достигает 90%. Как обстоят дела у нас?
– Прежде всего надо вспомнить, что первые платежные карточки у нас появились в 1996 году. Это сегодня «пластик» – дело привычное, а ведь прошло всего 2 десятилетия. Можно сказать, что скорость развития информационных технологий вполне удовлетворительная. И сегодня у нас банковские продукты – кредиты, депозиты, облигации – все можно получать через интернет. Другой вопрос, что есть определенная сила инерции, – не всегда и не всеми решительно принимаются новинки. Но это вопрос времени и отчасти характера белорусов. Что касается статистики, то, насколько мне известно, в «Беларусбанке» насчитывается 1миллион 110 тысяч пользователей интернет-банкинга.
– Некоторые сетуют, что именно представители старшего поколения не хотят пользоваться дистанционными способами оплаты. Насколько это соответствует действительности?
– Да, старшему поколению, возраста 60+, уже сложно освоить информационные технологии, но возможно. А люди более молодые активно пользуются как мобильным банкингом, так и интернет-банкингом.
У нашего поколения, которое сейчас выходит на пенсию, отношение к интернет-банкингу особое, ведь мы внедряли этот ставший сегодня таким привычным банковский продукт.
Моя домашняя бухгалтерия ведется в интернет-банкинге. Все необходимые платежи, в том числе членские взносы в Белорусский союз женщин, денежные переводы родственникам.
– Если говорить более конкретно про современные подходы к банковским процессам, что можно сказать в пользу выгоды интернет-банкинга для клиента и для банка?
– Использование системы интернет-банкинга дает ряд видимых преимуществ. В первую очередь, это экономия времени для всех. Согласитесь, возможность пользоваться услугами банка круглосуточно, как говорится, по формуле 24/7 для людей, которые ценят время, дорогого стоит. Ведь находясь в любой точке мира, можно практически моментально провести операции. Главное, чтобы был компьютер под рукой и доступ в интернет.
Во-вторых, несравнимые удобства: клиент, не выходя из дома, получает весь спектр услуг. В банк, стало быть, ходить не надо. Данная система также незаменима для отслеживания операций с платежными карточками. Любое списание средств с карт-счета оперативно отображается в твоем мобильном телефоне в выписках, которые формируются посредством интернет-банкинга, что позволяет дополнительно контролировать расходы.
Банку тоже гораздо проще, поскольку сокращаются расходы на содержание инкассации, кассиров, рабочих площадей.
До минимума снижаются издержки, связанные с проведением операций, повышается скорость окупаемости и общая эффективность.
Но есть большой минус в возможностях человеческого общения, когда можно было поговорить и с работником банка, и с рядом стоящим в очереди в отделении человеком. Но этот минус имеет место не только в банковском обслуживании, а практически во всех областях нашей жизни.
– И еще один аргумент, который затормаживает развитие интернет-банкинга, – безопасность. Насколько защищена система от злоумышленников и хакеров?
– Вероятность несанкционированного доступа, взлома, внешней атаки на систему интернет-банкинга существует. В целях ее снижения банками предъявляются высокие требования к программному обеспечению, к уровню защиты. Система использует многоступенчатую аутентификацию клиента, различные механизмы шифрования передачи данных. Уровень надежности современных систем интернет-банкинга как минимум сопоставим с платежной карточкой или использованием банкоматов и инфокиосков.
В любом случае для того, чтобы снизить риск мошеннических действий, мы сами должны соблюдать определенные правила безопасности. Компьютер должен быть с действующим антивирусным программным обеспечением. Операции проводить желательно дома, а не в интернет-кафе. Конечно же, не записывать пароли доступа на карточке и не передавать их через электронную почту. Если же вам придет предложение прислать ваш пароль, то это пишут мошенники. Банк этого делать не станет. И вообще, надо внимательно соблюдать правила пользования интернет-банкингом.
Уверена, что у интернет-банкинга отличные перспективы. Однозначно он будет и дальше развиваться. Это, как сейчас модно говорить, ответ на вызовы времени, и мы должны идти в ногу со временем, а то и быть на шаг впереди.

С помощью интернет-банкинга можно осуществлять практически любые банковские операции:
- платежи в пользу поставщиков услуг (коммунальные услуги, связь, электроэнергия и пр.);
- открытие, пополнение или досрочное погашение депозитных счетов, погашение кредитов;
- просмотр остатков средств на счетах;
- просмотр истории пополнения и выписки по открытым в системе депозитным счетам;
- просмотр истории платежей по видам услуг, осуществленных в системе;
- просмотр информации по расходным и приходным операциям, проводимым с использованием реквизитов карты;
- перевод денежных средств;
- оплата билетов Белорусской железной дороги;
- покупка памятных монет Национального банка Республики Беларусь;
- оплатить услуги Национальной библиотеки Республики Беларусь и Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа НАН и др;
- оплата товаров в интернет-магазинах.
Для того чтобы подключиться к системе интернет-банкинга, необходимо: иметь действующую платежную карту «Беларусбанка». При обращении в отделение необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство), подписать анкету-заявление на банковское обслуживание с использованием системы интернет-банкинга, получить имя пользователя (login), пароль (password) и специальную карту кодов, которую необходимо активировать в инфокиоске. Все это вам поможет сделать консультант любого отделения банка.
Подать заявку на регистрацию в системе интернет-банкинга ОАО «АСБ Беларусбанк» можно и на web-сайте банка. Система сама пошагово подскажет, что необходимо сделать: как заполнить анкету-заявление, получить логин и пароль, оплатить оказание услуг. Карта кодов будет доставлена по территории Республики Беларусь «на дом» сотрудником РУП «Белпочта» в течение 10 рабочих дней.
УНП 100325912 ОАО "АСБ Беларусбанк"
Редакция газеты «Гродненская правда»