Дистанционное банковское обслуживание все решительнее входит в нашу жизнь

Дистанционное банковское обслуживание все решительнее входит в нашу жизнь

И впрямь, зачем идти в банк, если существуют технологии, когда банк легко предоставит свои услуги по осуществлению платежей, передаваемых клиентом удаленным образом с использованием различных каналов телекоммуникации. В качестве таковых могут использоваться телефонная и мобильная связь, связь посредством сетей – локальных либо интернета, технические устройства – банкоматы и терминалы. Словом, визит в банковские офисы становится отнюдь не обязательным. Можно просто воспользоваться достижениями точных наук.
СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ…
В отличие от большинства развитых стран, где банковские платежные карточки применяются уже более шести десятилетий, в Беларуси первый «пластик» появился в 90-х годах прошлого столетия. Тогда же стала развиваться и инфраструктура. Сегодня в «Беларусбанке» эмитировано более 5 миллионов платежных карт, в наличии 1250 банкоматов, более 2000 инфокиосков и платежных терминалов. И это за такой короткий временной этап.
«Мы достигли немалых успехов в предоставлении возможности держателям карточек совершать платежи комфортно. Пользователь инфокиоска, например, движется по интерфейсу устройства, нажимает в соответствии с его подсказками последовательность кнопок, не запоминая номеров лицевых счетов, ввести которые необходимо только при первом проведении платежа, ни дополнительных реквизитов. Кстати, во всем мире инфокиоски только сегодня начинают внедряться, в то время как наши сограждане уже давно оценили их преимущества и удобство», – рассказывает исполнительный директор ОАО «АСБ Беларусбанк» Анатолий Боговик.
Правда, преимущества и удобства платежей через инфокиоск многим белорусам еще предстоит оценить, ведь для большинства деньги – это нечто материальное, то, что можно лицезреть и чем можно пошуршать. Что поделать, когда многие более уверенно чувствуют себя, имея в кармане определенную сумму наличными, а не виртуально на платежной карте. Сила инерции мышления замедляет темпы роста безнала, но, как говорится, вода камень точит. И сегодня в «Беларусбанке» доля безналичных платежей в операциях с карточками достигла 76,6% по количеству операций. А если оценить такой показатель, как доля безналичных расчетов в общем количестве транзакций, то в целом по банку в июне он составил 82,1%.
К примеру, в Германии он уже ниже, хотя на карте мира есть такие страны, где доля первого показателя вообще составляет 95% и выше, это государства Скандинавии. В этих странах вообще в последнее время задумываются об отказе в использовании наличных денег как таковых.
ИНФОКИОСК.jpg
ИСПОЛЬЗУЕМ ВСЕМИРНУЮ ПАУТИНУ
Так называемые «виртуальные банки», которые вообще не имели отделений и офисов, а их клиенты пользовались либо интернетом, либо мини-офисами, где стояли исключительно банкоматы, появились в 90-х годах прошлого века. Первый полностью сетевой банк – «Security First Network Bank» – открылся в интернете 18 октября 1995 года. Это дало мощный толчок бизнесу – 20- процентный прирост капитала в месяц. Уже через год волна виртуальных платежных систем захлестнула Европу. По данным «Forrester», расходы крупнейших 20 банков Европы на развитие и поддержку интернет-подразделений составляют от 20 до 50 миллионов евро в год. «Беларусбанку», понятное дело, не приходится говорить о таких суммах, но главное, что есть заметный результат.
«Технологии ДБО в «Беларусбанке» – это еще и «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «М-банкинг», «SMS-банкинг», – уточняет исполнительный директор крупнейшего банка страны Анатолий Боговик. – Как это работает? Человек входит в систему через интернет-браузер и производит необходимые платежи. Все данные пользователя – платежные документы, выписки по счетам – доступны на веб-сайте банка. А если вы нажмете опцию «Сохранить платеж», то следующий визит на страницу в интернете будет предельно минимизирован, поскольку все последующие платежи в считанные минуты можно выполнить нажатием одной кнопки. Экономия времени колоссальная!».
 Иными словами, «Интернет-банкинг» и «М-банкинг» – это возможность совершать банковские стандартные операции, кроме операций с наличными, через сеть интернет. Коммунальные платежи, счета за связь, денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке, оплата счетов за товары, покупка валюты – все это можно осуществить в удобное время в любом месте. Правда, с оговоркой: нужен доступ в интернет, который все более активно входит в жизнь наших соотечественников.
«Наш «Интернет-банкинг» позволяет разместить депозиты, получить кредиты, не посещая филиал банка, или приобрести облигации. Кстати, мы первыми на постсоветском пространстве внедрили такой инновационный интернет-продукт, – рассказывает Анатолий Боговик. – Количество безналичных расчетов платежными карточками постоянно растет. Сегодня на этот процесс повлияла и деноминация, поскольку платежи картой исключают ошибки пересчета старых и новых купюр. В целом, у нас есть серьезные подвижки в направлении IT. Мы активно ведем разработки, формирующие новый формат банковского обслуживания – виртуального банка».
ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ КЛИЕНТОВ:
♦ экономия времени;
♦ максимальная доступность;
♦ невысокая стоимость эксплуатации интернет-системы;
♦ высокий уровень защиты.
По словам специалистов, в вопросах использования технологий безналичных платежей белорусам стоит лишь сделать первый шаг, преодолеть себя и начать расплачиваться по карте, а далее только удивление, почему я это не сделал ранее. В этой связи вспоминается афоризм: «Не тряси зеленую яблоню – когда яблоко созреет, оно упадет само. Все происходит так, как должно быть, и в тот момент, когда это нужно».
ПРЕОДОЛЕТЬ СИЛУ ИНЕРЦИИ
Беларуси о полном переходе в «безналичный мир» говорить пока преждевременно, хотя в этом вопросе появляется все больше инициативы.
Уход от наличности означает не только сокращение накладных расходов при обороте бумажных купюр, но и определенную финансовую защищенность потребителя и снижение уровня «серой» экономики. И тут очень важно общее понимание значимости данного исторически предопределенного процесса. Иного пути нет, весь цивилизованный мир уходит от наличных. Главное, не держать дистанцию со стремительным ходом времени и всячески пытаться преодолеть силу инерции.
«Мы делаем свое дело – устанавливаем новые банкоматы, инфокиоски, терминалы, внедряем IT-сервисы, тем самым развиваем системы безналичных платежей. Словом, делаем все возможное, чтобы сокращалось количество сомневающихся в столь очевидных преимуществах дистанционного банковского обслуживания, – добавляет Анатолий Боговик. – Хотя, как известно, нет ничего важнее для развития общества, чем подвергать все сомнению, ставить вопросы и получать на них ответы. Собственно, это и есть матрица любой мысли. Ответ однозначный: будущее за безналичными платежами».
ЗВОНОК В РЕДАКЦИЮ
– Анатолий Анатольевич, правда ли, что «Беларусбанк» намерен ввести комиссию за прием платежей наличными?
Анатолий Боговик.jpg
Верно, комиссия будет введена с 1 августа 2016 года. Но хотелось бы отметить, что переход на безналичные платежи проходит с учетом государственной программы, которую мы не вправе игнорировать. «Беларусбанк» ценит своих клиентов и создает все условия для развития дистанционного обслуживания. Все издержки мы берем на себя, постоянно проводим дни информирования, повышаем финансовую грамотность населения, объясняем, что это прекрасная возможность осуществлять платежи в удобное время в удобном месте, без привязки к режиму работы отделения.
Введение комиссии за прием платежей наличными для белорусов не новость, так уже делают практически все белорусские банки. Мы, идя на такой шаг, приняли, на мой взгляд, хорошее решение – все вырученные средства будут направлены на благотворительные проекты, о которых вам обязательно расскажем. Хотел бы еще раз обратить внимание, что при проведении платежа с помощью платежной карточки, в том числе через каналы ДБО, никакой комиссии взыматься не будет.
ДОСТУПНО ЧЕРЕЗ «ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ»
♦ перевод денежных средств со счета на вкладной счет, счет с использованием платежной карточки банка;
♦ просмотр остатков по счетам с использованием карточек;
♦ регистрация услуги «Автооплата»;
♦ оформление заявки на изготовление платежной карточки к новому счету, а также на продление пакетов услуг;
♦ оформление заявки на получение кредита/овердрафта;
♦ получение на электронную почту ежемесячной выписки по счету;
♦ подключение услуги SMS – оповещение;
♦ оформление интернет-депозита.
19.jpg
Редакция газеты «Гродненская правда»