У наркозависимых есть шансы вернуться к нормальной жизни

У наркозависимых есть шансы вернуться к нормальной жизни

Метод заместительной терапии приходит на помощь наркозависимым, когда человек не хочет принимать наркотики, но не может остановиться...

Свет в конце тоннеля
Ни у кого из моих знакомых, к счастью, нет проблем, связанных с наркотиками. Но хорошо знаю женщину, у которой тридцатилетний сын – пьяница. Так, как живет она, и врагу не пожелаешь. Мальчишку растила одна, лелеяла. Одно время даже гордилась им: в начальной школе был круглым отличником. И в самом страшном сне не могла представить того, что произойдет. Так и у матери двоих сыновей, с которой мне довелось пообщаться на недавней пресс-конференции для журналистов по теме лечения наркомании. С той разницей, что ее ребята «сели на иглу». Работу бросили. Озлобились. Тянули из дому все, что под руку попадет. Чем дальше, тем больше теряли все человеческое. Она искала спасения. У родных, в милиции. Сама вычислила и грозила продавцам «зелья».

– Я врачам в ноги кланяюсь, – говорит сейчас женщина. Может показаться, выражается излишне эмоционально. Но это если не знать, каким беспросветным черным тоннелем была многие годы ее жизнь.

Свет в конце тоннеля появился благодаря врачам-наркологам. Оба сына не просто перестали колоться. Им помогли получить профессию, работу. Живут как люди. Правда, регулярно, раз в сутки, наведываются в центр «Психиатрия-наркология» в кабинет заместительной терапии.

О таком же зажженном врачами лучике надежды мы услышали не только от сполна хлебнувших горя родителей, но и от самих пациентов этого кабинета. Все они в свое время попали в вязкое болото: кто добровольно, а кого заманили «маркетологи» наркобизнеса. Но, сами признаются, теперь силятся выбраться. Смотрю на них, и не верится, что были «на игле». Обычные ребята, нормально одеты, девушки – с маникюром и украшениями. Их нынешний облик никак не укладывается в обывательское представление о наркозависимых.

Далеко не все в обществе верно представляют и сам метод заместительной терапии. Об этом говорил инициатор его внедрения в нашей области Александр Коноваленко, врач-психиатр-нарколог с огромным стажем:

– Некоторые полагают, будто наркозависимым бесплатно по их желанию из гуманных соображений назначают наркотики – бери – не хочу. Ничего подобного! На самом деле у заместительной терапии есть жесткие показания, а сам процесс выдачи препарата строжайше контролируется. При этом ЗМТ нередко как последний спасительный круг, позволяющий держаться на жизненном плаву человеку, уставшему от безуспешных попыток борьбы с наркозависимостью.

Метод метадона

Александр Коноваленко объясняет суть заместительной терапии. Она приходит на помощь, когда человек не хочет принимать наркотики, но не может остановиться. Тогда и назначается синтетический препарат под названием метадон. Он не вызывает эйфории и действует в течение суток. В этот период зависимый ведет себя нормально, без психических срывов. За порогом медучреждения, где получил замещение, уже не испытывает физически непреодолимого желания уколоться, ломки, которая раньше гнала его любым путем добывать новую дозу. Более того, в кабинете заместительной терапии подбирается такая порция препарата, которая уменьшает влечение к опиодным наркотикам. Препарат в растворе, который просто следует выпить. Никаких инъекций и шприцев, а значит, и риска подхватить инфекцию, что часто бывает среди колющихся наркоманов. Получается, что заместительная терапия дает шанс не только наркоманам вести нормальную жизнь, но и устранить угрозу опасности и источник проблем для окружающих. Не случайно международные фонды для борьбы со СПИДом рассматривают ЗМТ как эффективное средство профилактики ВИЧ и финансируют проекты в разных странах.

Программа «Заместительная терапия метадоном» на базе Гродненского областного центра «Психиатрия-наркология» финансируется в рамках совместного проекта Министерства здравоохранения и ПРООН «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь». В ней сейчас участвуют 129 человек.

Речь идет об увеличении до полутора сотен. В декабре прошлого года кабинет заместительной терапии открыт в Лиде.

Как уверяют инициаторы, с завершением действующей программы заместительная терапия в области не закончится. Будет финансироваться либо по проекту ООН, либо по госпрограмме. Ведь она уже доказала свою эффективность, возвратив десятки людей к нормальной жизни.

– Затратно? Да, на лечение зависимостей, как и многих других болезней, нужны средства. Но они несравнимы с теми, которых лишается наркобизнес, если у человека нет необходимости употреблять нелегальные опиаты, – приводит еще один убеждающий аргумент Александр Коноваленко.

Время на реабилитацию

– В деле спасения от наркотиков, как бы это тяжело не было, медицине нельзя опускать руки, – утверждает главный врач областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Максим Воронко. В центре есть отделение неотложной наркотической помощи, дневной стационар, отделение реабилитации зависимых. Реабилитация рассчитана на 28 дней, но и после нее психологи и волонтеры продолжают работу с пациентами. Но, возвращаясь в привычную среду, зависимые не всегда в силах устоять перед соблазнами. (Кстати, об этом говорили и пациенты программы ЗМТ во время нашей с ними встречи.)

Отсюда идея реабилитационного отделения длительного пребывания. Его проект уже разработан и заявлен на участие в конкурсе по одной из программ Евросоюза. Но инициаторы – специалисты центра «Психиатрия-наркология» рассчитывают, что даже если проект не получит такой поддержки, то без внимания не останется.

Открыть отделение предполагается в Скиделе, на базе больницы. Те, кто получит в него направление, будут трудиться и возмещать часть затрат на содержание. Возможно, санитарами в отделении сестринского ухода для немощных стариков, которое также планируется открыть в больничном корпусе. Но кстати придутся рабочие руки и в ближайших СПК. По заверениям Максима Воронко, вопрос о создании такого центра должен решиться уже в этом году.

И это даст наркозависимым, которые хотят порвать с кошмаром, выбор и так необходимые им надежду и реальную поддержку.
Редакция газеты «Гродненская правда»