Флаг Ошмян подняли на самую высокую вершину Карпат

В жизни ошмянского педагога Тересы Кошань бывали моменты, когда ей казалось, что все закончилось. Но она находила в себе силы, чтобы круто поменять свою жизнь...

Флаг Ошмян подняли на самую высокую вершину Карпат Юрий и Тереса Кошань

В жизни ошмянского педагога Тересы Кошань бывали моменты, когда ей казалось, что все закончилось. Но она находила в себе силы, чтобы круто поменять свою жизнь. И подняться на новую, небывалую до этого высоту.

Первый такой момент наступил в 2000-м, когда она, успешный филолог, преподаватель русского языка и литературы Ошмянской школы-интерната, ушла… в туристы.

– Тогда в первый раз жизненная ситуация сложилась против меня. Новое место работы себе не выбирала – просто ушла методистом в Дом юного туриста. Честно скажу, романтика походов и жизни в палатках меня не привлекала. Правда, методистом в Доме юного туриста – так тогда назывался нынешний центр туризма и краеведения – пробыла полгода, а потом меня назначили директором этого учреждения. С той поры и руковожу уже 13 лет.

http://grodnonews.by/uploads2/oshmjny-alp.jpg

– Значит, не самым плохим туристом оказались, раз так стремительно продвинулись по туристской карьерной лестнице?
– По гороскопу я Скорпион, а значит, борец по натуре и самоед, любое дело, за которое берусь, должна делать добросовестно. А в нашем центре туризма и краеведения из 41 объединения 34 туристских и 7 краеведческих. Я руковожу людьми и не могу позволить себе чего-то не уметь. Прежде чем требовать от других, я должна сама все знать и уметь. Поэтому ездила на курсы, изучала.

– И сколько уже походов за плечами?
– По Беларуси – семь, в горы – четыре. С 2008 года в нашем центре работает летний передвижной палаточный лагерь «Турист» для школьников – желающих побывать в нем хоть отбавляй. За это время 48 ребят, которые занимались в центре туризма и краеведения, получили первый взрослый разряд по пешеходному туризму. Своим увлечением я заразила сына. Он впервые пошел в горы летом 2008 года. Вернулся домой воодушевленный, под впечатлением. С тех пор заболел горами. Теперь Юрий руководит туристским кружком в нашем центре.

– А потом и вас потянул в горы?
– Впервые в горы я пошла летом 2010 года. В июне были республиканские курсы повышения квалификации с выходом в Карпаты. Пошли группой: руководителю 53 года, мне 50, а все остальные молодые, тридцатилетние. Из новичков – одна я. На двухтысячники не замахнулась, а вот гору Довбушанка высотой 1850 метров покорила. Сначала не думала идти вверх, но сын разозлил, заявив: не иди, если боишься. А если меня разозлить, то я на многое способна. И я пошла – на четвереньках, иначе на Довбушанку не взберешься. А уже там, на вершине, мне стало страшно. Назад идти было труднее, чем вперед: я ведь высоты боюсь. Но вспомнила слова мамы: если боишься высоты, не смотри вниз. Так и спустилась, смотрела только перед собой.

– И тем не менее снова пошли в горы?
– Да, через месяц. Это был чемпионат Беларуси по горно-пешему туризму. Мы с сыном выступали в составе команды Гродненской области. В 2010-м, я подсчитала, прошла пешком за 27 дней (включая и пеший поход по Беларуси) 540 километров. И это в мои-то 50! С тех пор каждый год ходим в горы.

– Выходит, прав Высоцкий: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться! И спускаемся вниз с покоренных вершин, оставляя в горах свое сердце»?

– На сто процентов прав. Побывав в горах однажды, просто не можешь не вернуться туда. Горы не сравнимы ни с чем. Там совершенно иной мир. Там нет телефонов, там вся надежда на тех, кто рядом. И воздух там чистый-чистый, дышать – не надышаться. И вода в горных реках холодная и чистая. Искупаешься в ней и не заболеешь. Благодаря походам я избавилась от своих многих болячек, Да, болят суставы, ноют ноги, но все проходит в горах. Я даже простудами теперь болею редко и легко. И совсем вычеркнула из жизни тот период, когда была тяжело больна. И от мыслей плохих избавилась. Ведь горы – они как люди. Они не прощают беспечности и неуважения. Нас учили опытные туристы: «К горам надо относиться ласково. Идешь наверх – проси, чтобы гора приняла тебя, при спуске – чтобы отпустила».

Я всегда ношу с собой в горы хлеб святой Агаты, иконку... При подъеме в горы любой грамм в рюкзаке на счету, но это я не оставлю никогда. Верю, что это меня спасает.

В этом году мы с сыном впервые пошли в зимний поход в Карпаты. Покорили самую высокую гору Карпат – Говерлу – и подняли на ней флаг Ошмян. В этом походе нас здорово помотало. Более семи километров пришлось передвигаться в лавиноопасной зоне. Несколько раз сбивались с пути и возвращались в исходную точку. На расстоянии пары метров видимость становилась нулевой. Уклониться влево от маршрута при подъеме и вправо при спуске – опасно. Об этом предупреждали нас спасатели. Но при подъеме я молилась, и Бог несколько раз послал нам прояснения на небе: мы смогли сориентироваться, что идем в лавиноопасную зону, и вернуться на маршрут. На вершине горы я дала клятву, что избавлюсь от плохих мыслей. И действительно, я сдержала слово и стала другим человеком.

– Этим летом – снова в горы?
– Обязательно! Пока будут носить ноги, буду ходить туда. За все вершины, покоренные мной, я благодарна сыну – выдержанному, мужественному, не паникеру, умеющему принимать грамотные решения в опасных ситуациях. Слова «идти в одной связке» – о нас. Хочу оставить своим внукам увлеченность горами. Внуку – 8 лет, он уже был со мной в походе по Беларуси. Младшей внучке только 4, но, может быть, рискну взять ее этим летом в несложный поход со школьниками.
Редакция газеты «Гродненская правда»