Корреспондент «ГП» стал очевидцем последствий урагана «Хавьер»

Многие путешественники пострадали от урагана, потому что не прислушались к предупреждениям синоптиков. Сугробы высотой с фуру, километровые пробки, толпы пешеходов на проезжей части...
Многие путешественники пострадали от урагана, потому что не прислушались к предупреждениям синоптиков.
Сугробы высотой с фуру, километровые пробки, толпы пешеходов на проезжей части... Очевидцем последствий урагана «Хавьер» стал корреспондент «ГП».
Циклон, засыпавший едва ли не всю Беларусь, с Гродненщины виделся не таким страшным. Солнце не давало думать, что где-то совсем рядом может быть море снега. Поэтому поездку в столицу, запланированную еще за месяц до прихода «Хавьера», откладывать не стал.
Буран виделся мне очередным снегопадом. Обычным, таким, которых за зиму только в Гродно было с десяток. Да, с заносами, пробками, но никак не стихийным бедствием.
К тому же ранним утром в субботу метеолокатор аэропорта «Минск-2» картинкой на сайте убеждал, что снег уже не идет. Значит, подумалось, дороги пробили, лед убрали, и поездке помешать ничего не сможет. И ведь не мешало – до Воложина. Около 200 километров пути пролетели, как летом: пустая трасса, яркое солнышко. Весна началась...
О другой весне вам много расскажут те, кто ночевал в пробках на подъезде к столице. На второй день после снегопада даже на одной из самых беспроблемных трассе М6 их хватало. Если легковые машины кое-как продвигались вперед, то большегрузы пробку начали собирать километров за 60 до столицы. Что здесь творилось в пятницу - даже трудно представить! Только спустя почти сутки дорожники смогли в огромных – без преувеличения – сугробах проложить лишь узкую колею для движения. Правда, понять, что едешь по трассе, а не по утоптанной снежной целине, можно было, лишь заметив макушки дорожных знаков немного в стороне.
Кое-где торчали из сугробов антенны, зеркала или яркие ленты, которыми хозяева помечали брошенные в ненастье автомобили. У кого-то закончился бензин, у кого-то терпение... Помощь оказывалась на всех направлениях, сотрудники МЧС развозили горячее питание, вызволяли из плена водителей и пассажиров.
Водители – дружная семья, денег друг с друга не брали. Вот стоит на «аварийке» легковушка, водитель поднимает руку, останавливается весь поток. Бензин закончился. Кто-то тут же достает тросс и предлагает дотянуть до заправки. По обочине идет мужчина. Тут же притормаживают машины с предложениями подвести. Но ему недалеко, вот этот сугроб – его автомобиль. Вчера оставил, сегодня будет откапывать…
В пробках ночью зависли многие. Например, известный актер Иван Охлобыстин грелся у костра с белорусами где-то под Пуховичами. А гродненский хоккейный «Неман» до Солигорска ехал 26 часов, вместо привычных шести. Игру, назначенную на субботу, перенесли на воскресенье: изматывающая поездка сказалась на состоянии игроков, в третьем мачте полуфинальной серии чемпионата страны команда «Шахтеру» уступила...
Шестьдесят километров от Воложина до Минска проехал в субботу за три часа. Родственники-минчане сказали, что мне еще повезло. На въезде в столицу со стороны Гродно был огромный затор из фур, пускали на кольцевую машины «порциями»...
В спальных районах столица пешеходных дорожек невидно было вовсе. Все гуляли по проезжей части: благо, риск попасть под машину был минимальный. Выехать из дворов смогли единицы. Автобусы, если и ходили, то совсем не по расписанию. Кстати, одного взгляда на двор многоэтажки достаточно, чтобы понять, насколько дружны жильцы. В некоторых и ночью слышались «шорохи» лопат, а сугробы с дорог и дорожек перемещались на газоны...
Уже в воскресенье утром в окно заметил на одном из проездов застрявший «БУС» не на минских номерах. Водитель рассказал, что провел в «ловушке» целую ночь. На помощь ему пришли проснувшиеся минчане.
Уверен, для многих этот «Хавьер» станет уроком. Предупреждали же «не надо ехать, не надо выходить из дома», но нет, рискнули... А ведь сколько людей пострадали, а еще больше в пробках потеряли время только потому, что рассчитывали на авось?!