Начальник ГАИ УВД Гродненского облисполкома Сергей Талатай ответил на вопросы читателей "ГП"

Прямая линия была очень насыщенной. Вопросы поступали не только по телефону, но и на сайт газеты, а некоторые автолюбители даже пришли в редакцию, чтобы лично поделиться своими проблемами
Прямая линия с читателями «ГП», которую проводил начальник областного управления ГАИ Сергей Талатай, была очень насыщенной. Вопросы поступали не только по телефону, но и на сайт газеты, а некоторые автолюбители даже пришли в редакцию, чтобы лично поделиться своими проблемами.
Уравняют ли в «скоростных» правах мотоциклистов и водителей легковых автомобилей? На тех дорогах, где легковушкам можно ехать 120 км/ч, мототехника все так же ограничена 90 км/ч, – интересовался на сайте «ГП» Сергей Морозов.
– Насколько знаю, с подобной инициативой к законодателям никто не обращался.
Тогда еще один вопрос. Как смотрит ГАИ, с точки зрения человеческого отношения, на движение мотоцикла между рядами автомобилей в пробке?
– Я, как и любой человек, отношусь к этому негативно. С точки зрения правил – это также нарушение.
Многие считают, что правила писаны не для них, что можно ездить по городу на заднем колесе, превышать скорость, будить ночью людей шумом моторов... С теми же, кто открыт для диалога, кто готов пополнить ряды адекватных водителей, у нас нет никаких проблем. Мотоциклист для сотрудника ГАИ абсолютно такой же участник движения, как водитель автобуса, легковушки или грузовика. Правила для всех одни, и от всех одинаково будем требовать их выполнения.
Появится ли знак «70» или «80» на Румлевском мосту? – спрашивала пользовательница сайта Анна.
– Нет. Скорее всего до тех пор, пока не будет построен пешеходный мост у остановки «Румлево». Не стоит ждать и увеличения скоростного режима на участке от «Алми» до кольца на пересечении улиц Брикеля и Тавлая. Безопасность движения прежде всего.
В 2004 году продал свою старенькую «копейку» 1979 года выпуска. Продал без всякого оформления, машина до сих пор числится на мне. Слышал, что авто можно снять с учета для утилизации без предоставления ее для осмотра.
– Если машина дальше эксплуатироваться не будет, с учета ее можно снять, предоставив в регистрационный отдел ГАИ техпаспорт и номерные знаки. У вас же ситуация сложнее: нет ни документов на руках, ни номеров.
Всем, кто столкнулся с такой проблемой, советую написать заявление с изложением обстоятельств в ГАИ. Сделать это можно как лично по адресу: Белуша, 49, так и отправив заявление по почте или с помощью интернета. В каждом случае подход будет индивидуальным, секретов «кухни» раскрывать не буду, но помочь постараемся каждому.
Когда уберут машины с газона у пятой школы?! – спрашивал пользователь сайта «ГП». Несколько вопросов о схожей проблеме прозвучали и по телефону из разных концов областного центра.
– Обязательно обратим внимание на все факты. Водителю не стоит рассчитывать на то, что если из-за снега газона не видно, значит, нет нарушения.
Всем горе-парковщикам сообщаю, что с 15 марта начал действовать 36-й указ Президента, в котором оговариваются правила эвакуации и принудительной отбуксировки транспортных средств. На Гродненщине установлены единые тарифы на эвакуацию и хранение стоящих с нарушением правил автомобилей. Так, услуги эвакуатора обойдутся в 250 тысяч, сутки на штрафстоянке еще 20 тысяч, штраф за первое нарушение – 100 тысяч, за повторное – 200 тысяч рублей. А ведь еще придется потратить время и деньги, чтобы приехать за машиной.
Лишившись за один раз 400 тысяч, любой водитель в следующий раз призадумается. Вскоре вступит в силу законопроект, закрепляющий ответственность владельца автомобиля за нарушение правил парковки и стоянки. Проще говоря, нарушителей будут штрафовать как на Западе – квитком под дворник. Не уплатил штраф – получишь проблемы.
В правилах говорится, что к движению не допускаются транспортные средства, на стеклах которых установлены непредусмотренные конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные. Видеорегистратор или антирадар на лобовом стекле, получается, тоже нарушение?
– Оценку в таких ситуациях инспектор дает исходя из сложившейся обстановки. Этот пункт правил действует прежде всего в отношении тех, кто ездит со шторками, тонировкой либо неэстетичными наклейками. За видеорегистратор к ответственности не привлекаем. Все-таки это один из методов профилактики нарушений.
Кстати, недавно для патрульных автомобилей закупили современнейшие видеорегистраторы, так называемые черные ящики: хорошие камеры, снимающие в две стороны, с ночным режимом, с огромной памятью, показывающие скорость автомобиля и позиционирующие его на карте в одной из систем в сети. Это, во-первых, позволяет контролировать наших сотрудников, во-вторых, помогает при разрешении спорных ситуаций и, в-третьих, беспристрастно фиксировать нарушения. У нас есть целая подборка роликов, где задержанные водители, не зная о снимающей их камере, вели себя неподобающим образом.
Я за рулем 20 лет, был остановлен за обгон на перекрестке. До этого не нарушал вовсе, боюсь, что лишат прав...
– Нарушение относится к числу «тяжких», где предусмотрено и лишение водительского удостоверения. Ответить прямо сейчас, как вас накажут, я не могу. Но, уверяю, учитывая обстоятельства, решение будет принято адекватное. Если у вас «чистая» водительская биография, первое нарушение, вину признали – то вряд ли будет принята максимальная санкция. Впрочем, у любого есть возможность обжаловать решение в законном порядке.
На сайте один водитель сетует, что его за два превышения скорости более чем на 30 км/ч лишили водительского удостоверения. А у него и машина новая, и стаж большой, и до этого нечасто нарушал. Пишет, что не смог приехать на «комиссию», а потом просит человеческого отношения... Хочу напомнить, что именно в нашей области за повторное превышение скорости в течение года «в пешеходы» попадает около 80 процентов нарушителей. Да, мы строго караем, но в каждом случае подход сугубо индивидуальный: учитываются все обстоятельства.
Читаю в газете: попал в аварию водитель, которому 21 год, до этого 17 раз нарушал правила. Почему его не лишили раньше? Помню, в советские времена за три «прокола» приходилось сдавать права...
– У нас не предусмотрено лишение водительского удостоверения за количество нарушений. Кто знает, может, он не тяжкие совершал проступки. Например, 17 раз непристегнутым проехал. Хотя ремень, как говорит статистика, на 45 процентов повышает шанс выжить в аварии.
Почему не проводятся мероприятия по проверке работы маршрутных такси?
–Буквально неделю назад начали очередную проверку подобного транспорта. В центре внимания – техническое состояние автомобилей, поведение водителей. В прошлом году сразу три перевозчика были лишены лицензий за различные нарушения и ДТП с пострадавшими.
Проверяется ли состояние дорожной сети сотрудниками ГАИ?
– Инспектора ежесуточно заносят в специальный журнал все недостатки, замеченные в ходе несения службы. Дальше уже ответственным лицам или организациям высылаются либо предписания на устранение, либо уведомления о штрафе. Кроме того, два раза в год – перед зимой и в начале весны – проводится комплексное обследование дорог. Уделяем внимание определенным участкам дорог, например, перед школьными каникулами либо началом учебного года, а также перед отпускным сезоном. Работа эта не прекращается круглый год, а на все недоработки стараемся реагировать оперативно.
Будут ли какие-то подвижки в создании инфраструктуры для велосипедистов в Гродно?
– Проблеме не один год. В центре города нет возможности для обустройства дорожек. В новых районах держим этот вопрос на контроле: появятся дорожки в районе Ольшанки, новом районе Грандичей, вдоль новой дороги от Вишневца к улице Карского через Неман. Есть вероятность, что в тех местах, где позволяет ширина проезжей части, сплошной линией разметки выделим полосу для велосипедистов. В других местах, при всем уважении к велосипедистам, движение по дороге при наличии тротуара будет считаться нарушением. Хочу напомнить, что, пересекая дорогу по «зебре», велосипед следует вести в руках.
Зачем убрали разворот перед Румлевским мостом у стоянки СТО? Теперь приходится ездить лишние три километра. Неудобно и разворачиваться на Т-образном перекрестке Лиможа–Брикеля, будут ли там изменения?
– По первому вопросу: разрыв убрали в целях безопасности. Чем меньше на основной магистрали левых поворотов и мест для разворота, тем безопасней для всех участников движения. Думаю, это все понимают.
Что касается разворачивающихся на Брикеля, то интенсивность движения на этой улице станет меньше, когда будут соединены в районе улицы Лиможа участки улицы Курчатова. Тогда и развернуться можно будет без проблем.
На улице Суворова убрали пешеходный переход у «Сабины» рядом с остановкой общественного транспорта. Теперь приходится делать круг!
– На дорогах часто «сталкиваются» комфорт и безопасность. И в угоду второй мы жертвуем первым. Старый пешеходный переход был небезопасным. Поэтому надо привыкать к новым условиям: это сделано прежде всего в целях безопасности пешеходов.
Попал в пробку на кольцевой: застопорили движение сотрудники ГАИ, проверявшие всех без разбору. Это нормально?!
– Пробкой это назвать сложно. Машины там просто двигаются с маленькой скоростью и проходят этот затор за пару минут. «Фильтр», так называется эта операция, проводится во многих странах Европы. Его эффективность сложно переоценить. Каждый раз задерживается несколько нетрезвых водителей. Счет «бесправников», тех, кто ездит без страховки, техосмотра, идет на десятки. Такая работа обязательно будет продолжена.
***
Сергей Талатай ответил более чем на четыре десятка вопросов. По некоторым из них тут же были приняты меры – где-то указано усилить контроль, где-то подумают над организацией движения.
Обязательно, отметил начальник ГАИ, гродненцев продолжат знакомить с изменениями Правил дорожного движения в странах-соседках. Будет продолжена и профилактическая работа с водителями нашей области.
Отвечая на вопрос о нашумевшей в интернете видеозаписи, где подрезавший и остановивший посреди моста другую машину водитель внедорожника несколько раз употребил фамилию начальника ГАИ, Сергей Талатай отметил, что в контексте сказанного понятно: ни о каком «знакомстве» речь идти не может. Водитель «Туарега» привлечен к ответственности сразу за несколько нарушений и уже уплатил штраф. По другим фактам в отношении водителя внедорожника, не касающимся правил дорожного движения, проверку проводит Октябрьский РОВД Гродно.
Уравняют ли в «скоростных» правах мотоциклистов и водителей легковых автомобилей? На тех дорогах, где легковушкам можно ехать 120 км/ч, мототехника все так же ограничена 90 км/ч, – интересовался на сайте «ГП» Сергей Морозов.
– Насколько знаю, с подобной инициативой к законодателям никто не обращался.
Тогда еще один вопрос. Как смотрит ГАИ, с точки зрения человеческого отношения, на движение мотоцикла между рядами автомобилей в пробке?
– Я, как и любой человек, отношусь к этому негативно. С точки зрения правил – это также нарушение.
Многие считают, что правила писаны не для них, что можно ездить по городу на заднем колесе, превышать скорость, будить ночью людей шумом моторов... С теми же, кто открыт для диалога, кто готов пополнить ряды адекватных водителей, у нас нет никаких проблем. Мотоциклист для сотрудника ГАИ абсолютно такой же участник движения, как водитель автобуса, легковушки или грузовика. Правила для всех одни, и от всех одинаково будем требовать их выполнения.
Появится ли знак «70» или «80» на Румлевском мосту? – спрашивала пользовательница сайта Анна.
– Нет. Скорее всего до тех пор, пока не будет построен пешеходный мост у остановки «Румлево». Не стоит ждать и увеличения скоростного режима на участке от «Алми» до кольца на пересечении улиц Брикеля и Тавлая. Безопасность движения прежде всего.
В 2004 году продал свою старенькую «копейку» 1979 года выпуска. Продал без всякого оформления, машина до сих пор числится на мне. Слышал, что авто можно снять с учета для утилизации без предоставления ее для осмотра.
– Если машина дальше эксплуатироваться не будет, с учета ее можно снять, предоставив в регистрационный отдел ГАИ техпаспорт и номерные знаки. У вас же ситуация сложнее: нет ни документов на руках, ни номеров.
Всем, кто столкнулся с такой проблемой, советую написать заявление с изложением обстоятельств в ГАИ. Сделать это можно как лично по адресу: Белуша, 49, так и отправив заявление по почте или с помощью интернета. В каждом случае подход будет индивидуальным, секретов «кухни» раскрывать не буду, но помочь постараемся каждому.
Когда уберут машины с газона у пятой школы?! – спрашивал пользователь сайта «ГП». Несколько вопросов о схожей проблеме прозвучали и по телефону из разных концов областного центра.
– Обязательно обратим внимание на все факты. Водителю не стоит рассчитывать на то, что если из-за снега газона не видно, значит, нет нарушения.
Всем горе-парковщикам сообщаю, что с 15 марта начал действовать 36-й указ Президента, в котором оговариваются правила эвакуации и принудительной отбуксировки транспортных средств. На Гродненщине установлены единые тарифы на эвакуацию и хранение стоящих с нарушением правил автомобилей. Так, услуги эвакуатора обойдутся в 250 тысяч, сутки на штрафстоянке еще 20 тысяч, штраф за первое нарушение – 100 тысяч, за повторное – 200 тысяч рублей. А ведь еще придется потратить время и деньги, чтобы приехать за машиной.
Лишившись за один раз 400 тысяч, любой водитель в следующий раз призадумается. Вскоре вступит в силу законопроект, закрепляющий ответственность владельца автомобиля за нарушение правил парковки и стоянки. Проще говоря, нарушителей будут штрафовать как на Западе – квитком под дворник. Не уплатил штраф – получишь проблемы.
В правилах говорится, что к движению не допускаются транспортные средства, на стеклах которых установлены непредусмотренные конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные. Видеорегистратор или антирадар на лобовом стекле, получается, тоже нарушение?
– Оценку в таких ситуациях инспектор дает исходя из сложившейся обстановки. Этот пункт правил действует прежде всего в отношении тех, кто ездит со шторками, тонировкой либо неэстетичными наклейками. За видеорегистратор к ответственности не привлекаем. Все-таки это один из методов профилактики нарушений.
Кстати, недавно для патрульных автомобилей закупили современнейшие видеорегистраторы, так называемые черные ящики: хорошие камеры, снимающие в две стороны, с ночным режимом, с огромной памятью, показывающие скорость автомобиля и позиционирующие его на карте в одной из систем в сети. Это, во-первых, позволяет контролировать наших сотрудников, во-вторых, помогает при разрешении спорных ситуаций и, в-третьих, беспристрастно фиксировать нарушения. У нас есть целая подборка роликов, где задержанные водители, не зная о снимающей их камере, вели себя неподобающим образом.
Я за рулем 20 лет, был остановлен за обгон на перекрестке. До этого не нарушал вовсе, боюсь, что лишат прав...
– Нарушение относится к числу «тяжких», где предусмотрено и лишение водительского удостоверения. Ответить прямо сейчас, как вас накажут, я не могу. Но, уверяю, учитывая обстоятельства, решение будет принято адекватное. Если у вас «чистая» водительская биография, первое нарушение, вину признали – то вряд ли будет принята максимальная санкция. Впрочем, у любого есть возможность обжаловать решение в законном порядке.
На сайте один водитель сетует, что его за два превышения скорости более чем на 30 км/ч лишили водительского удостоверения. А у него и машина новая, и стаж большой, и до этого нечасто нарушал. Пишет, что не смог приехать на «комиссию», а потом просит человеческого отношения... Хочу напомнить, что именно в нашей области за повторное превышение скорости в течение года «в пешеходы» попадает около 80 процентов нарушителей. Да, мы строго караем, но в каждом случае подход сугубо индивидуальный: учитываются все обстоятельства.
Читаю в газете: попал в аварию водитель, которому 21 год, до этого 17 раз нарушал правила. Почему его не лишили раньше? Помню, в советские времена за три «прокола» приходилось сдавать права...
– У нас не предусмотрено лишение водительского удостоверения за количество нарушений. Кто знает, может, он не тяжкие совершал проступки. Например, 17 раз непристегнутым проехал. Хотя ремень, как говорит статистика, на 45 процентов повышает шанс выжить в аварии.
Почему не проводятся мероприятия по проверке работы маршрутных такси?
–Буквально неделю назад начали очередную проверку подобного транспорта. В центре внимания – техническое состояние автомобилей, поведение водителей. В прошлом году сразу три перевозчика были лишены лицензий за различные нарушения и ДТП с пострадавшими.
Проверяется ли состояние дорожной сети сотрудниками ГАИ?
– Инспектора ежесуточно заносят в специальный журнал все недостатки, замеченные в ходе несения службы. Дальше уже ответственным лицам или организациям высылаются либо предписания на устранение, либо уведомления о штрафе. Кроме того, два раза в год – перед зимой и в начале весны – проводится комплексное обследование дорог. Уделяем внимание определенным участкам дорог, например, перед школьными каникулами либо началом учебного года, а также перед отпускным сезоном. Работа эта не прекращается круглый год, а на все недоработки стараемся реагировать оперативно.
Будут ли какие-то подвижки в создании инфраструктуры для велосипедистов в Гродно?
– Проблеме не один год. В центре города нет возможности для обустройства дорожек. В новых районах держим этот вопрос на контроле: появятся дорожки в районе Ольшанки, новом районе Грандичей, вдоль новой дороги от Вишневца к улице Карского через Неман. Есть вероятность, что в тех местах, где позволяет ширина проезжей части, сплошной линией разметки выделим полосу для велосипедистов. В других местах, при всем уважении к велосипедистам, движение по дороге при наличии тротуара будет считаться нарушением. Хочу напомнить, что, пересекая дорогу по «зебре», велосипед следует вести в руках.
Зачем убрали разворот перед Румлевским мостом у стоянки СТО? Теперь приходится ездить лишние три километра. Неудобно и разворачиваться на Т-образном перекрестке Лиможа–Брикеля, будут ли там изменения?
– По первому вопросу: разрыв убрали в целях безопасности. Чем меньше на основной магистрали левых поворотов и мест для разворота, тем безопасней для всех участников движения. Думаю, это все понимают.
Что касается разворачивающихся на Брикеля, то интенсивность движения на этой улице станет меньше, когда будут соединены в районе улицы Лиможа участки улицы Курчатова. Тогда и развернуться можно будет без проблем.
На улице Суворова убрали пешеходный переход у «Сабины» рядом с остановкой общественного транспорта. Теперь приходится делать круг!
– На дорогах часто «сталкиваются» комфорт и безопасность. И в угоду второй мы жертвуем первым. Старый пешеходный переход был небезопасным. Поэтому надо привыкать к новым условиям: это сделано прежде всего в целях безопасности пешеходов.
Попал в пробку на кольцевой: застопорили движение сотрудники ГАИ, проверявшие всех без разбору. Это нормально?!
– Пробкой это назвать сложно. Машины там просто двигаются с маленькой скоростью и проходят этот затор за пару минут. «Фильтр», так называется эта операция, проводится во многих странах Европы. Его эффективность сложно переоценить. Каждый раз задерживается несколько нетрезвых водителей. Счет «бесправников», тех, кто ездит без страховки, техосмотра, идет на десятки. Такая работа обязательно будет продолжена.
***
Сергей Талатай ответил более чем на четыре десятка вопросов. По некоторым из них тут же были приняты меры – где-то указано усилить контроль, где-то подумают над организацией движения.
Обязательно, отметил начальник ГАИ, гродненцев продолжат знакомить с изменениями Правил дорожного движения в странах-соседках. Будет продолжена и профилактическая работа с водителями нашей области.
Отвечая на вопрос о нашумевшей в интернете видеозаписи, где подрезавший и остановивший посреди моста другую машину водитель внедорожника несколько раз употребил фамилию начальника ГАИ, Сергей Талатай отметил, что в контексте сказанного понятно: ни о каком «знакомстве» речь идти не может. Водитель «Туарега» привлечен к ответственности сразу за несколько нарушений и уже уплатил штраф. По другим фактам в отношении водителя внедорожника, не касающимся правил дорожного движения, проверку проводит Октябрьский РОВД Гродно.