Продление улицы Курчатова потребует сноса 11 домов бывшей деревни Девятовка

Продление улицы Курчатова потребует сноса 11 домов бывшей деревни Девятовка

В этом году легендарная деревушка уменьшится еще на 11 домов. Практически мало кто остался в этих домах. Некоторые заколочены досками, а летом служат как дачи...

Продление улицы Курчатова до улицы  Лиможа потребует сноса 11 домов бывшей деревни Девятовка

– Вот у этого дома в фильме «Белые Росы» моему дедушке вручали ключи и ордер на квартиру, а здесь была свадьба, и дедушку показали еще раз в эпизоде, когда Всеволод Санаев рассказывал легенду о деревне Белые Росы, – говорит внук Иосифа Савко – Дмитрий.

Стоим у дома Савко, который не раз мелькал в фильме. Дедушки уже нет, а вот наследники так и прикипели к отцовскому дому. Сегодня это улица Девятовка.

В этом году легендарная деревушка, вставшая на пути продления улицы Курчатова, уменьшится еще на 11 домов. Практически мало кто остался в этих домах. Некоторые заколочены досками, а летом служат как дачи, доставшиеся наследникам.

Хозяйка дома №1 Ромуальда Минкевич прожила в нем без малого полвека. Переселилась к мужу сразу после свадьбы из родной деревни Адамовичи Гродненского района. Тогда в пригородной деревушке в каждом дворе водилась всякая живность и для коров хватало пастбищ. Муж работал на кирпичном заводе. Выросли в этом доме дети и внуки. Живут вместе. Из хозяйства осталось только два десятка кур.
http://grodnonews.by/uploads2/dewjatowka-snos.jpg
– Видно, скоро нас снесут, коль приходили и обмеряли участок, – говорит Ромуальда Никодимовна. – Хоть на старости поживу со всеми удобствами.
– В эпизодах фильма случайно не снимались? – спрашиваем у хозяйки дома.

 – С соседками ходила, наблюдала. Но это было совсем на другом конце деревни.

Под снос пойдет лишь часть улицы Девятовка. Остальная часть пока сохраняется, как и проблемы, «подкинутые» цивилизацией. Улица оказалась в низком месте, где каждую весну скапливается много воды. За отводом ее застали хозяина дома №14 Станислава Тежика.

– Каждую весну вода забирается в подвал, хлюпает под половицами, – рассказывает хозяин. – Колодец заполнила доверху, но пригодна лишь для полива огорода.

За его участком возводится церковь. Подсыпали грунт, и это прибавило воды в огороде. А если через Девятовку продлят улицу Курчатова, то выполнят подсыпку с другой стороны проезжей части. И опять потоки воды побегут в огороды. Благо по улице Девятовка провели водопровод. Но отвод талых и ливневых вод так или иначе нужно выполнить.
О предстоящем сносе домов жители наслышаны из средств массовой информации. Впору бы снимать продолжение фильма, который они не раз смотрели и с удовольствием посмотрят еще...

***
Пойдет под снос и домик Марии и Чеслава Пляго. Долгие годы под сараем лежал штакетник забора, которым на съемках фильма был огорожен бутафорский дом. В нем якобы жил старший сын Федоса – Андрей. Проходили десятилетия, а у хозяйки рука не поднималась бросить в печку киношную реликвию. «Послужила киноискусству» и хозяйская коровка Зорька. По утрам хозяин Чеслав Игнатьевич вел четвероногую «артистку» в центр города на съемочную площадку. Хозяева за корову даже гонорар получали – по пять рублей за съемочный день. Потом Мария Иосифовна сокрушалась: корова, пережив сильные стрессы, почти не давала молока. Зато сколько радости было, когда в первый отел после съемок «артистка» принесла сразу двоих телят! В дом Марии Иосифовны артисты часто забегали на кислое молочко или картошечку со шкварочками. Чаще других заходили к простым хлебосольным гродненцам Всеволод Санаев и еще совсем молодая Галина Польских.

Нет уже Чеслава Игнатьевича и Марии Иосифовны. Скоро не станет на Девятовке и их гостеприимного дома…

Выше на горке – дом Станислава Юзефовича и Дануты Казимировны Пляго. Когда начинали снимать «Белые Росы», они были в отпуске, а их отец целыми днями пропадал на съемочной площадке, помогая создавать в кадре картинки деревенского быта. Был он в съемочной группе консультантом по местным обычаям, с ним советовались и даже снимали рядом с главным героем. Сам не курил, но в час перекура на площадке всегда присоединялся к артистам. Потом вспоминал, что Николай Караченцов полюбил гродненскую «Приму» и покупал только эти сигареты. Станислав Юзефович случайно попал в кадр фильма. К счастью супругов, их дом на этот раз устоит от сноса.

Нет в живых бабушки Янины Колесник. В ее добротном доме живут внуки и правнуки. Вырастут здесь еще и новые поколения потомков, потому что семье не грозит снос дома. Как дорогую реликвию хранят они в сарае ту колодку и тот топор, которым Федос в фильме угрожал молодому ловеласу.

Давно нет на Девятовке старого дерева с гнездом аиста (кстати, старожилы вспоминают, что Николай Караченцов вверх сам взобрался, а снимали его с помощью механизма). Почти вырублены сады, с которых собирали яблоки на свадебный стол. Лишь кое-где остались старые деревья и по-прежнему плодоносят.

Гродненцы знают, что скоро кинематографисты приступят к съемкам продолжения «Белых Рос». Уже известно, что создатели фильма не планируют поездку в Гродно. Чтобы удешевить съемки, их организуют в столице и пригороде.
Николай ШЛЫК, Светлана МУРИНА
Редакция газеты «Гродненская правда»