«Фразу «Лучшее – враг хорошего» я не приемлю». Интервью с Анной Дулуб, директором Гродненской городской гимназии

Впервые мы встретились с Анной Михайловной Дулуб полтора десятка лет назад. Тогда молодой директор первой гродненской школы, едва только занявшая этот пост, показывала поизносившиеся классы, коридоры, спортивный зал, столовую, и глаза ее горели… Планы начинающего руководителя впечатляли. И хотя многое из того, о чем она говорила, казалось почти невозможным, в перспективы Анны Михайловны я тогда поверила.
Эта уверенность исходила от моей собеседницы. И еще. Было что-то такое в ней самой – какой-то внутренний стержень, убеждающий, что этому человеку многое окажется по плечу.
Сегодня планы пятнадцатилетней давности стали явью. В школе, которая стала Гродненской городской гимназией, все иначе. На месте одного из старых вырос новый, современный корпус. Не узнать учебные кабинеты, столовую, не уступающую многим гродненским кафе ни по уюту, ни по качеству кухни. В пристройке появился просторный красивый актовый зал, которого в первой школе попросту не было. Новый облик принял бассейн. В отдельном здании оборудованы музыкальные классы. А бывшая квартира завхоза после ремонта стала корпоративной гостиничкой.
Все это вместе взятое – скорее уже гимназический городок, нежели просто учреждение образования.
– Анна Михайловна, выражение «Школа – второй дом», конечно, банально. Но, зная вашу биографию, применимо к вам на сто процентов.
– Впервые я пришла сюда в 1967 году. Первоклассницей. И с тех пор был лишь пятилетний промежуток – учеба на истфаке Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Выбрала профессию под впечатлением от двух своих учительниц истории – Итты Самуиловны Сукристик и Регины Адамовны Стальбовской. Хотя мама тоже была педагогом. Но она дала мне возможность самостоятельного выбора, ни за, ни против не высказывалась. Вообще, у меня чудные родители, я – продукт их воспитания. Папы уже, к сожалению, нет, а мама в свои 80 с хвостиком энергичная, деловая, всегда готова помочь, дать правильный совет.
В институте у меня были большие планы. Собиралась в аспирантуру, готовилась писать диссертацию. Но все изменилось в один момент, когда на распределение пришла директор средней школы №1 Мария Прокофьевна Клецкова. Ей нужна была пионервожатая, и выбор пал на меня. Авторитет Марии Прокофьевны был такой, что возразить ей не посмели.
Так я вернулась в свою школу и попала, можно сказать, на «педагогические галеры». Кто помнит, что такое труд вожатой, с этим согласится. Потом стала учителем, заместителем директора по воспитательной работе, и.о. директора, вновь замом по воспитательной работе…
Предложение занять директорский пост получила, когда уже выстроила для себя другие перспективы. После второго декретного отпуска собиралась вернуться к юношеской мечте – заняться наукой, поступить в аспирантуру.
Тогда один очень уважаемый мной человек советовал: «Защитишь диссертацию – и гарантируешь себе будущее, будешь востребована всегда». Но я рискнула – и не жалею.
– Помню, как вы тогда были одухотворены. И какими неподъемными казались ваши задачи.
– Первая уже тогда была первой. По уровню знаний, которые здесь давали. Но сама школа, построенная в 1954 году, уступала уже многим, открывшимся позже. Помню, одна из руководительниц областного масштаба сказала: «Ничего здесь не сделаешь. Проще снести и построить заново». Пятнадцать последних лет я доказывала, что это возможно.
Сегодня у нас за плечами – семь лет стройки. Вернее, семь лет воплощения в жизнь строительной мечты. Нашей целью было сохранить неповторимую ауру и создать уют и комфорт. В результате снесли лишь одно старое здание. Реконструировали бассейн, спортивный зал, столовую, детский сад, где разместили начальную школу. Сегодня у нас пять прекрасных корпусов. Это настоящая фабрика трансляции знаний.
И именно высокое качество знаний по-прежнему лежит в основе. Именно так я всегда стараюсь переместить акценты, когда к нам приезжают гости ознакомиться с современной базой. Нам есть чем гордиться: практически 100 процентов наших выпускников поступают в вузы, причем в самые престижные и преимущественно на бюджет. Медалисты практически всегда подтверждают свои медали. Это означает, что оценки соответствуют уровню знаний, а у детей есть осознанное желание учиться.
И воспитанные здесь лидерские качества не пропадают втуне. В нынешнем году на вечере встречи выпускников получила несколько приглашений от юбилейных выпусков. Пообщалась с ребятами, которые окончили школу десять лет назад. Из ста собрались 78 человек. И все – абсолютно успешны. Все живут в Беларуси, имеют хорошую работу, кто-то начал собственное дело. А ведь им еще нет и тридцати!
– О вашей гимназии нередко говорят «элитная».
– Я вкладываю в это понятие только позитивный смысл. Не из-за бассейна или кондиционера идут к нам люди. А для того, чтобы получить качественное образование.
При этом не только дети городские. Более семнадцати лет на базе школы действовал физико-математический лицей. Учились ребята из всех районов области. Знания, полученные здесь, позволяли без репетиторов поступать в вузы исключительно на бюджетную форму обучения.
Знаете, иногда, рассказывая об учебном заведении, любят употреблять формулировку «особый дух». Не духом единым мы живы, а профессионализмом коллектива. Из 135 учителей три десятка – наши же выпускники. Значит, хранятся традиции.
– Помнится, их закладывала в семидесятые годы та самая Мария Прокофьевна Клецкова, жена тогдашнего первого секретаря обкома партии. Школа тогда «гремела» на всю страну.
– Лидерство как стиль жизни – такое правило привила именно она. Марию Прокофьевну я считаю своей наставницей. Вторые места она попросту не считала результатом. Если мы были вторыми на городской выставке цветов – она к нам даже не подходила. Если школа занимала вторые места на олимпиадах – не выходила на сцену за призами. Мы обижались, даже злились иногда. Но она воспитала нас по принципу: быть первыми не ради наград, а ради высокой планки качества.
По этому принципу мы и живем. К примеру, в школе не было актового зала, и для праздничных торжеств Мария Прокофьевна всегда арендовала то Дом офицеров, то ДК химиков, то драмтеатр. Я не могла отступить. Пришлось построить собственный зал. Внесли его в проект реконструкции старейшей школы города, и все – областные, городские власти – нашу идею поддержали.
– Анна Михайловна, гимназия обновлялась не по типовому проекту. Здесь действительно было место для творчества. Что особенное вы сделали у себя?
– Например, музыкальные классы. Или студии для народных и образцовых коллективов – их у нас шесть. Все по-настоящему, как в театре. В итоге наши артисты не только востребованы, но и зарабатывают своим искусством. А главное, что в творческие коллективы пошел приток детей. Мы даем им возможность расти и развивать свои таланты.
Кстати, многие наши вложения приносят и материальные результаты. В бассейне оказываем платные оздоровительные услуги, столовая в каникулярное время оказывает платные услуги по организации семейных праздников и корпоративов. Качество кухни здесь такое, что подумываем организовать горячие обеды с доставкой. Мы расположены в центре, здесь много «голодных» организаций. Отремонтированную гостиничку пока используем для своих же гостей, но вполне реально сдавать здесь номера и другим путешественникам.
– Известно, что в вашу гимназию попасть непросто. Высок не только уровень подготовки, но и требования к желающим здесь учиться. А стать членом вашего педагогического коллектива также нелегко?
– Всегда сама и подолгу общаюсь с претендентами. Говорю прямо и честно. У нас умные, начитанные, современные дети. А с ними сложнее, чем с теми, у кого таких приоритетов нет.
Еще ненавязчиво интересуюсь дополнительными источниками дохода, на которые молодой специалист рассчитывает. На среднюю зарплату учителя сегодня, к сожалению, многое себе не позволишь. Поэтому сразу спрашиваю, делает ли претендент ставку на дополнительные часы, репетиторство или, простите за банальность, состоятельного мужа.
– Вы сказали «мужа». Значит, и у вас большинство молодых учителей – женщины? Это можно считать уже наболевшей школьной проблемой. Ведь, как и в неполной семье, в школе без мужчин процесс воспитания несколько искажается.
– Пока школа не обеспечит условия для мужчины как для добытчика в семье, эта проблема будет существовать. И этот образ из «Большой перемены» – образ «особого» мужчины-педагога, к сожалению, все еще во многом актуален. У нас в гимназии трудятся полсотни мужчин, и двадцать из них – педагоги. Наши мужчины – не такие!
– И чем вы их удерживаете?
– Вплоть до маленьких хитростей (улыбается). Мы их тут женили. У нас работают четыре педагогические семьи. Притом всегда создавала возможности для хорошего заработка. Мне кажется, мы работаем хозспособом уже лет пятнадцать. Летние ремонты с участием учителей давно стали правилом.
– Анна Михайловна, разве вы не все еще отремонтировали?
– Приоритет нужно отдавать тезису: нет предела совершенству. А фразу «Лучшее – враг хорошего» я не приемлю. Вот и сейчас, казалось, все уже сделали. А вот появилась идея: из буфета сделать суперсовременное кафе для гимназистов, куда хотелось бы прийти и после занятий. Еще осенью хотелось на территории гимназии создать небольшой декоративный водоем. И вот уже практически начинаем монтаж. Если получится, водоем будет с фонтанчиком.
Школьная жизнь, как пружина. Если не движется – приходит в негодность, теряет рабочие качества.
– Анна Михайловна, вы гродненка по рождению?
– Нет, я родилась в Пермской области России. Мы приехали в Гродно в 1962-м, когда папу направили строить «Азот». А мама была преподавателем иностранного языка.
– В Гродно вы прочно пустили корни. Не только по сути построили школу, но и создали собственную семью, вырастили двоих детей...
– С будущим мужем мы вместе учились в вузе. Он был самым красивым, спортивным, ярким. Он удивительно мудрый и бесконечно дорогой мне человек. Лев по гороскопу. А я Рак. И хотя эти знаки в теории не самые совместимые, на самом деле мы 30 лет вместе и я благодарна ему за каждый год.
Дочке Кате тоже повезло с мужем. Она работает в Гродненском областном кардиоцентре. У нее два высших образования: юрист и референт-переводчик. Зять трудится в ОАО «Гродно Азот». Он человек фундаментальный. При этом с прекрасным чувством юмора, которое я в людях очень ценю. Они родили нам чудесную внучку Машу. Ей четыре года, но она иногда рассуждает совершенно как взрослый человек. Я с ней не сюсюкаю, хотя, конечно, переживаю, не подавая вида. Когда нужно, стараюсь помочь.
Младший сын Алексей окончил Белорусский государственный экономический университет. Ему 23, сейчас он помогает отцу в его деле. При этом постоянно ищет себя. Леша – человек творческий. Я не сразу принимаю все, что он делает. Но потом происходит работа ума, и я его поддерживаю.
– Творческие склонности и максимализм – это в сыне от вас?
– Скорее, у меня комплекс отличницы. Я могу останавливаться на определенных этапах, но не верю, что чего-то не смогу сделать. Когда есть цели, находятся и возможности.
Да, это требует сил. И здоровья, с которым были проблемы. Но если бы время вернуть назад, я опять бы все это делала.
– Ваш муж – успешный деловой человек. Как уживаются рядом две самодостаточные личности?
– Сила женщины – не только в ее слабости, мой муж это понимает. Умеет видеть во мне личность, гордится результатами. Когда спотыкаюсь, подставляет свое сильное плечо, когда падаю, поднимает и ставит на ноги. Да, между полами всегда идет конкурентная борьба, но нам повезло – мы единомышленники. И он прощает мне слова «моя школа», никогда не говорит что-то типа «Для кого ты это делаешь? Это не твое. Ты уйдешь, а это все останется».
Однажды он был в командировке в другой области. Общался с партнерами, оказалось, что его коллеги о нашей гимназии знают. А когда выяснилось, что его жена и есть директор той самой гимназии, отозвались с таким уважением, что, вернувшись, муж с гордостью сказал: «Ты прославила фамилию».
– Возвращаясь к творческим способностям… Знаю, что вы со студенческих лет – увлеченная КВНщица. Эту свою страсть сохранили?
– Не только сохранила, но и развила (улыбается). У нас в гимназии, например, «приземлился» «Канкан». С Вячеславом Селицким мы были знакомы давно и даже конкурировали, когда театр работал при лицее №1. Каждый писал тексты для своей команды. А потом я решила вопрос конкуренции радикально – пригласила «Канкан» к нам, и мы прекрасно поладили.
У нас уже несколько лет работает заслуженный артист Беларуси Сергей Куриленко. Мы делаем с ним удивительные вещи. Например, спектакль по Гоголю, который не только в гимназии имел оглушительный успех.
Впрочем, и сама тоже не бросила перо. Мне это интересно. В свободное время сажусь за компьютер и пишу сценарии, сочиняю сатирические монологи.
– Мне всегда был интересен вопрос, может ли творческий человек быть успешным руководителем? Не раз находила тому подтверждение и пришла к мысли, что для того, чтобы осуществлять смелые задачи, нужно быть наделенным способностью мечтать…
– Есть еще одно преимущество творческого человека. Применение себе можно найти в любом возрасте. Уйду на пенсию – буду писать…
– Анна Михайловна, простите за вопрос, он касается всех деловых женщин. Если выигрывает работа, обычно теряет семья.
– Отвечу просто: встать в пять утра и приготовить для семьи блинчики для меня – счастье.
Эта уверенность исходила от моей собеседницы. И еще. Было что-то такое в ней самой – какой-то внутренний стержень, убеждающий, что этому человеку многое окажется по плечу.
Сегодня планы пятнадцатилетней давности стали явью. В школе, которая стала Гродненской городской гимназией, все иначе. На месте одного из старых вырос новый, современный корпус. Не узнать учебные кабинеты, столовую, не уступающую многим гродненским кафе ни по уюту, ни по качеству кухни. В пристройке появился просторный красивый актовый зал, которого в первой школе попросту не было. Новый облик принял бассейн. В отдельном здании оборудованы музыкальные классы. А бывшая квартира завхоза после ремонта стала корпоративной гостиничкой.
Все это вместе взятое – скорее уже гимназический городок, нежели просто учреждение образования.
– Анна Михайловна, выражение «Школа – второй дом», конечно, банально. Но, зная вашу биографию, применимо к вам на сто процентов.
– Впервые я пришла сюда в 1967 году. Первоклассницей. И с тех пор был лишь пятилетний промежуток – учеба на истфаке Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Выбрала профессию под впечатлением от двух своих учительниц истории – Итты Самуиловны Сукристик и Регины Адамовны Стальбовской. Хотя мама тоже была педагогом. Но она дала мне возможность самостоятельного выбора, ни за, ни против не высказывалась. Вообще, у меня чудные родители, я – продукт их воспитания. Папы уже, к сожалению, нет, а мама в свои 80 с хвостиком энергичная, деловая, всегда готова помочь, дать правильный совет.
В институте у меня были большие планы. Собиралась в аспирантуру, готовилась писать диссертацию. Но все изменилось в один момент, когда на распределение пришла директор средней школы №1 Мария Прокофьевна Клецкова. Ей нужна была пионервожатая, и выбор пал на меня. Авторитет Марии Прокофьевны был такой, что возразить ей не посмели.
Так я вернулась в свою школу и попала, можно сказать, на «педагогические галеры». Кто помнит, что такое труд вожатой, с этим согласится. Потом стала учителем, заместителем директора по воспитательной работе, и.о. директора, вновь замом по воспитательной работе…
Предложение занять директорский пост получила, когда уже выстроила для себя другие перспективы. После второго декретного отпуска собиралась вернуться к юношеской мечте – заняться наукой, поступить в аспирантуру.
Тогда один очень уважаемый мной человек советовал: «Защитишь диссертацию – и гарантируешь себе будущее, будешь востребована всегда». Но я рискнула – и не жалею.
– Помню, как вы тогда были одухотворены. И какими неподъемными казались ваши задачи.
– Первая уже тогда была первой. По уровню знаний, которые здесь давали. Но сама школа, построенная в 1954 году, уступала уже многим, открывшимся позже. Помню, одна из руководительниц областного масштаба сказала: «Ничего здесь не сделаешь. Проще снести и построить заново». Пятнадцать последних лет я доказывала, что это возможно.
Сегодня у нас за плечами – семь лет стройки. Вернее, семь лет воплощения в жизнь строительной мечты. Нашей целью было сохранить неповторимую ауру и создать уют и комфорт. В результате снесли лишь одно старое здание. Реконструировали бассейн, спортивный зал, столовую, детский сад, где разместили начальную школу. Сегодня у нас пять прекрасных корпусов. Это настоящая фабрика трансляции знаний.
И именно высокое качество знаний по-прежнему лежит в основе. Именно так я всегда стараюсь переместить акценты, когда к нам приезжают гости ознакомиться с современной базой. Нам есть чем гордиться: практически 100 процентов наших выпускников поступают в вузы, причем в самые престижные и преимущественно на бюджет. Медалисты практически всегда подтверждают свои медали. Это означает, что оценки соответствуют уровню знаний, а у детей есть осознанное желание учиться.
И воспитанные здесь лидерские качества не пропадают втуне. В нынешнем году на вечере встречи выпускников получила несколько приглашений от юбилейных выпусков. Пообщалась с ребятами, которые окончили школу десять лет назад. Из ста собрались 78 человек. И все – абсолютно успешны. Все живут в Беларуси, имеют хорошую работу, кто-то начал собственное дело. А ведь им еще нет и тридцати!
– О вашей гимназии нередко говорят «элитная».
– Я вкладываю в это понятие только позитивный смысл. Не из-за бассейна или кондиционера идут к нам люди. А для того, чтобы получить качественное образование.
При этом не только дети городские. Более семнадцати лет на базе школы действовал физико-математический лицей. Учились ребята из всех районов области. Знания, полученные здесь, позволяли без репетиторов поступать в вузы исключительно на бюджетную форму обучения.
Знаете, иногда, рассказывая об учебном заведении, любят употреблять формулировку «особый дух». Не духом единым мы живы, а профессионализмом коллектива. Из 135 учителей три десятка – наши же выпускники. Значит, хранятся традиции.
– Помнится, их закладывала в семидесятые годы та самая Мария Прокофьевна Клецкова, жена тогдашнего первого секретаря обкома партии. Школа тогда «гремела» на всю страну.
– Лидерство как стиль жизни – такое правило привила именно она. Марию Прокофьевну я считаю своей наставницей. Вторые места она попросту не считала результатом. Если мы были вторыми на городской выставке цветов – она к нам даже не подходила. Если школа занимала вторые места на олимпиадах – не выходила на сцену за призами. Мы обижались, даже злились иногда. Но она воспитала нас по принципу: быть первыми не ради наград, а ради высокой планки качества.
По этому принципу мы и живем. К примеру, в школе не было актового зала, и для праздничных торжеств Мария Прокофьевна всегда арендовала то Дом офицеров, то ДК химиков, то драмтеатр. Я не могла отступить. Пришлось построить собственный зал. Внесли его в проект реконструкции старейшей школы города, и все – областные, городские власти – нашу идею поддержали.
– Анна Михайловна, гимназия обновлялась не по типовому проекту. Здесь действительно было место для творчества. Что особенное вы сделали у себя?
– Например, музыкальные классы. Или студии для народных и образцовых коллективов – их у нас шесть. Все по-настоящему, как в театре. В итоге наши артисты не только востребованы, но и зарабатывают своим искусством. А главное, что в творческие коллективы пошел приток детей. Мы даем им возможность расти и развивать свои таланты.
Кстати, многие наши вложения приносят и материальные результаты. В бассейне оказываем платные оздоровительные услуги, столовая в каникулярное время оказывает платные услуги по организации семейных праздников и корпоративов. Качество кухни здесь такое, что подумываем организовать горячие обеды с доставкой. Мы расположены в центре, здесь много «голодных» организаций. Отремонтированную гостиничку пока используем для своих же гостей, но вполне реально сдавать здесь номера и другим путешественникам.
– Известно, что в вашу гимназию попасть непросто. Высок не только уровень подготовки, но и требования к желающим здесь учиться. А стать членом вашего педагогического коллектива также нелегко?
– Всегда сама и подолгу общаюсь с претендентами. Говорю прямо и честно. У нас умные, начитанные, современные дети. А с ними сложнее, чем с теми, у кого таких приоритетов нет.
Еще ненавязчиво интересуюсь дополнительными источниками дохода, на которые молодой специалист рассчитывает. На среднюю зарплату учителя сегодня, к сожалению, многое себе не позволишь. Поэтому сразу спрашиваю, делает ли претендент ставку на дополнительные часы, репетиторство или, простите за банальность, состоятельного мужа.
– Вы сказали «мужа». Значит, и у вас большинство молодых учителей – женщины? Это можно считать уже наболевшей школьной проблемой. Ведь, как и в неполной семье, в школе без мужчин процесс воспитания несколько искажается.
– Пока школа не обеспечит условия для мужчины как для добытчика в семье, эта проблема будет существовать. И этот образ из «Большой перемены» – образ «особого» мужчины-педагога, к сожалению, все еще во многом актуален. У нас в гимназии трудятся полсотни мужчин, и двадцать из них – педагоги. Наши мужчины – не такие!
– И чем вы их удерживаете?
– Вплоть до маленьких хитростей (улыбается). Мы их тут женили. У нас работают четыре педагогические семьи. Притом всегда создавала возможности для хорошего заработка. Мне кажется, мы работаем хозспособом уже лет пятнадцать. Летние ремонты с участием учителей давно стали правилом.
– Анна Михайловна, разве вы не все еще отремонтировали?
– Приоритет нужно отдавать тезису: нет предела совершенству. А фразу «Лучшее – враг хорошего» я не приемлю. Вот и сейчас, казалось, все уже сделали. А вот появилась идея: из буфета сделать суперсовременное кафе для гимназистов, куда хотелось бы прийти и после занятий. Еще осенью хотелось на территории гимназии создать небольшой декоративный водоем. И вот уже практически начинаем монтаж. Если получится, водоем будет с фонтанчиком.
Школьная жизнь, как пружина. Если не движется – приходит в негодность, теряет рабочие качества.
– Анна Михайловна, вы гродненка по рождению?
– Нет, я родилась в Пермской области России. Мы приехали в Гродно в 1962-м, когда папу направили строить «Азот». А мама была преподавателем иностранного языка.
– В Гродно вы прочно пустили корни. Не только по сути построили школу, но и создали собственную семью, вырастили двоих детей...
– С будущим мужем мы вместе учились в вузе. Он был самым красивым, спортивным, ярким. Он удивительно мудрый и бесконечно дорогой мне человек. Лев по гороскопу. А я Рак. И хотя эти знаки в теории не самые совместимые, на самом деле мы 30 лет вместе и я благодарна ему за каждый год.
Дочке Кате тоже повезло с мужем. Она работает в Гродненском областном кардиоцентре. У нее два высших образования: юрист и референт-переводчик. Зять трудится в ОАО «Гродно Азот». Он человек фундаментальный. При этом с прекрасным чувством юмора, которое я в людях очень ценю. Они родили нам чудесную внучку Машу. Ей четыре года, но она иногда рассуждает совершенно как взрослый человек. Я с ней не сюсюкаю, хотя, конечно, переживаю, не подавая вида. Когда нужно, стараюсь помочь.
Младший сын Алексей окончил Белорусский государственный экономический университет. Ему 23, сейчас он помогает отцу в его деле. При этом постоянно ищет себя. Леша – человек творческий. Я не сразу принимаю все, что он делает. Но потом происходит работа ума, и я его поддерживаю.
– Творческие склонности и максимализм – это в сыне от вас?
– Скорее, у меня комплекс отличницы. Я могу останавливаться на определенных этапах, но не верю, что чего-то не смогу сделать. Когда есть цели, находятся и возможности.
Да, это требует сил. И здоровья, с которым были проблемы. Но если бы время вернуть назад, я опять бы все это делала.
– Ваш муж – успешный деловой человек. Как уживаются рядом две самодостаточные личности?
– Сила женщины – не только в ее слабости, мой муж это понимает. Умеет видеть во мне личность, гордится результатами. Когда спотыкаюсь, подставляет свое сильное плечо, когда падаю, поднимает и ставит на ноги. Да, между полами всегда идет конкурентная борьба, но нам повезло – мы единомышленники. И он прощает мне слова «моя школа», никогда не говорит что-то типа «Для кого ты это делаешь? Это не твое. Ты уйдешь, а это все останется».
Однажды он был в командировке в другой области. Общался с партнерами, оказалось, что его коллеги о нашей гимназии знают. А когда выяснилось, что его жена и есть директор той самой гимназии, отозвались с таким уважением, что, вернувшись, муж с гордостью сказал: «Ты прославила фамилию».
– Возвращаясь к творческим способностям… Знаю, что вы со студенческих лет – увлеченная КВНщица. Эту свою страсть сохранили?
– Не только сохранила, но и развила (улыбается). У нас в гимназии, например, «приземлился» «Канкан». С Вячеславом Селицким мы были знакомы давно и даже конкурировали, когда театр работал при лицее №1. Каждый писал тексты для своей команды. А потом я решила вопрос конкуренции радикально – пригласила «Канкан» к нам, и мы прекрасно поладили.
У нас уже несколько лет работает заслуженный артист Беларуси Сергей Куриленко. Мы делаем с ним удивительные вещи. Например, спектакль по Гоголю, который не только в гимназии имел оглушительный успех.
Впрочем, и сама тоже не бросила перо. Мне это интересно. В свободное время сажусь за компьютер и пишу сценарии, сочиняю сатирические монологи.
– Мне всегда был интересен вопрос, может ли творческий человек быть успешным руководителем? Не раз находила тому подтверждение и пришла к мысли, что для того, чтобы осуществлять смелые задачи, нужно быть наделенным способностью мечтать…
– Есть еще одно преимущество творческого человека. Применение себе можно найти в любом возрасте. Уйду на пенсию – буду писать…
– Анна Михайловна, простите за вопрос, он касается всех деловых женщин. Если выигрывает работа, обычно теряет семья.
– Отвечу просто: встать в пять утра и приготовить для семьи блинчики для меня – счастье.