«Любимая работа – самое чудодейственное лекарство». Интервью с Еленой Кротковой, главным врачом областной инфекционной клинической больницы

«Любимая работа – самое чудодейственное лекарство».  Интервью с Еленой Кротковой, главным врачом областной инфекционной клинической больницы

Никогда еще здравоохранение Гродненщины не получало таких инъекций в обновление, как в последнее время. В его масштабах воочию можно убедиться в областной инфекционной больнице. Реконструкция одного из лечебных корпусов стала фактически новостройкой – от прежнего здания оставили только стены. Перепланировка, современные материалы и новейшее медицинское оборудование до неузнаваемости преобразили постройку сорокалетней давности. На ее фоне весной прошлого года первый лечебный корпус стал выглядеть глубокой древностью. Но не прошло и года, как он внешне даже превосходит «первую ласточку»! Отрадные перемены, да сколько дополнительных забот на хрупкие плечи главного врача Елены Кротковой. Однако коллеги говорят: Елена Николаевна ни разу никому не пожаловалась на трудности. 

Главное для главного врача
– Конечно, любой ремонт – дело хлопотное. А у нас такие масштабы – капитальное обновление. Но в коллективе особый подъем, ведь уровень оказания помощи повысится, – призналась Елена Николаевна, отвечая на журналистский вопрос о нагрузке и настроении. – После реконструированного лечебного корпуса строители сдали полностью модернизированный пищеблок. И вот сейчас завершают работы во втором лечебном корпусе. Огромное спасибо председателю облисполкома Семену Борисовичу Шапиро, который поддержал наше стремление к переменам и постоянно держит стройку в поле зрения. Сейчас проектируется еще и новый корпус, в котором будут лечиться дети.

– Выходит, больница расширится?
– Правильнее сказать, по коечному фонду вернется на круги своя. Строилась ведь она четыре десятилетия назад, а нынешняя реконструкция проведена уже с учетом современных норм пребывания больных и работы медперсонала. В итоге количество коек сократилось почти наполовину. Оно будет восстановлено, учитывая стратегическую значимость нашего инфекционного стационара. Да и для маленьких пациентов нужно создать достойные условия.

– На итоговой коллегии облздрава вашу больницу хвалили за то, что в режиме большого ремонта сумела сохранить объемы и доступность помощи.
– В последнее время в области относительно благополучная эпидемиологическая обстановка. В то же время мы сделали ряд организационных шагов, в первую очередь расширили возможности консультативной помощи. В приемном отделении даже введена дополнительно должность врача-консультанта.

Сюда за помощью можно обращаться в любое время суток, по направлению из поликлиники и без него. В прошлом году открыли кабинет онлайн-консультирования: на связи с коллегами из других лечебных учреждений наши лучшие специалисты. Кстати, как центр коллективного пользования с прошлого года работает лаборатория: выполняет бактериологические исследования для всех городских лечебных учреждений. А с ноября больница – единственная из областных стационаров – включена в республиканское мониторинговое исследование бактериальных инвазивных инфекций. Это означает, что наши наблюдения и исследования послужат основой для принятия важных решений по организации инфекционной помощи.

– Общеизвестно, что успех лечения во многом зависит от возможности вовремя и правильно распознать возбудителя заболевания. Для «инфекционки» это особенно важно. Какие ваши возможности?
– За два последних года нового оборудования мы получили на шесть миллиардов рублей. Есть и современная ПЦР-диагностика, и ИФА-анализатор, проточный цитофлюориметр и многое другое. Благодаря этому внедрили более двух десятков методик лабораторного исследования. Автоматизированно определяем 18 параметров общего анализа крови, десять – мочи, многие биохимические и другие показатели. Не стану загружать вас медицинскими терминами, скажу только, что у нас широчайшие возможности не только рассекретить более ста возбудителей заболеваний, но и точно установить их чувствительность к антибактериальным препаратам. Мы можем определять иммунный статус пациента и затем уже его исправлять, чтобы сам организм мог лучше противостоять инфекциям. Кстати, открыли областной консультативный кабинет ВИЧ-инфицированных, определение уровня иммунитета для которых крайне важно.

– Недавно наша газета писала о том, что прошел процедуру национального одобрения трансграничный проект по профилактике заболеваний, передающихся клещами, в котором участвует ваша больница.
 – Впервые мы подали заявку на конкурс проектов международной технической помощи и получили гранд. Планируем дополнительно оснастить лабораторию диагностическим оборудованием, которое позволит определить наличие вируса клещевого энцефалита, Лайм-боррелиоза, анаплазмоза в первые часы после укуса насекомым. Кстати, в апреле мы уже открыли областной кабинет иммунопрофилактики: жители области могут воспользоваться возможностью с помощью семи вакцин защититься от болезней, в том числе от клещевого энцефалита. В будущем году начнем прививать от желтой лихорадки. Выезжающим в дальнее зарубежье, чтобы обезопасить себя таким образом, не придется ехать в Минск. Мы уже в кратчайшие сроки обнаруживаем и возбудителя такого коварного заболевания, как менингит. Старюсь, чтобы в нашей больнице и диагностика, и лечение, образно говоря, шли в ногу со временем.

Наука и практика

– Видя перед собой красивую, спокойную, приветливую женщину, наверное, многие задаются вопросом, как ей удается умело руководить коллективом, организовывать лечебный процесс, а еще и стать «спецом» в строительстве…
– Если есть желание работать – все получится. Коллектив же настраиваю собственным примером. Я к себе отношусь очень требовательно и считаю, что вправе потребовать отдачи от других. Все время подчеркиваю: от всех – от врача до санитарки – зависит имидж лечебного учреждения. Конечно, очень переживаю за дело. Но стараюсь быть внешне спокойной, справедливой и не давать волю эмоциям. В инфекционной больнице, в которой я уже три с половиной года, ответственный и высокопрофессиональный коллектив. Впрочем, то же можно сказать и о коллективе фтизиатрической службы, в которой начинала работать рядовым доктором, потом стала главным врачом и в общей сложности посвятила ей десять лет.

– Почему выбрали это направление в медицине?

– Честно сказать, в годы учебы в мединституте мечтала быть кардиологом. Но после окончания, хотя и получила красный диплом, поначалу не могла устроиться даже терапевтом на участок. В то время в Гродно практически не распределяли, всех новоиспеченных врачей отправляли в глубинку. Мне дали свободный диплом, чтобы смогла остаться по месту работы мужа. Остаться осталась, а в поисках работы отчаялась. И вот тут судьба преподнесла подарок: встречу с тогдашним главным врачом областного противотуберкулезного диспансера Владимиром Демьяновичем Чернецким. Так я стала фтизиатром. Поработала буквально несколько месяцев и получила предложение на должность заместителя главного врача по медицинской части.

– Такое доверие, несмотря на то, что опыта маловато. Не интересовались, почему?
– Естественно, спрашивала у Владимира Демьяновича. В ответ услышала, что разглядели во мне задатки организатора и надеются, что я всему научусь.

– Могу предположить, что вы с лихвой оправдывали надежды…

– И делала это с удовольствием. Интернатура, аспирантура, всевозможные курсы. Написала и защитила кандидатскую диссертацию. Основана она на изучении применения иммуномодуляторов в лечении больных туберкулезом. В этой области даже имею два патента на изобретение.

 А вот жизни учиться продолжаю до сих пор. Благо было и есть у кого. Чернецкий, к примеру, всегда отличался основательным подходом к делу. Мой научный руководитель профессор Гельберг для меня не только авторитет во фтизиатрии, но и пример отношения к жизни. Когда выбивалась из сил, когда давили всевозможные обстоятельства, он не позволял мне опускать руки. Как организатором здравоохранения всегда восхищалась бывшим начальником управления здравоохранения Робертом Александровичем Часнойтем. В деле новаторства, продвижения идей учусь у нынешнего начальника управления Андрея Александровича Стрижака.

– Не было желания с головой уйти в науку?
– Полностью – нет, хотя с кафедрами медицинского университета и сейчас продолжаю сотрудничать. Наоборот, всегда опасалась, что потеряю навыки врача-лечебника. Поэтому, даже будучи на административных должностях, вела больных, брала самых тяжелых, лечила, консультировала. С некоторыми пациентами «Фтизиатрии», которым помогла побороть недуг, до сих пор поддерживаю отношения.

– Исходя из врачебной практики и своего опыта борьбы с болезнью, что советуете пациентам?
– Не отчаиваться, не падать духом и не злиться на судьбу. Надо дать себе установку на выздоровление и не менять ее. А болезнь воспринимать как испытание, которое непременно нужно преодолеть. И доверять лечащему врачу. Следовать его советам. К сожалению, сегодня многие больше верят интернету, чем конкретному доктору. И нередко совершают непростительную ошибку. В медицинском вузе студентов настраивают правильно: лечить не болезнь, а больного, то есть индивидуально подходить к каждому пациенту. Это очень важно.

Родительская мечта

– Большинство врачей, с которыми мне приходилось общаться, признавались: мечтали о профессии с детства. Вы также?
– Поначалу представляла себя учителем. Как мама, которая преподавала химию и биологию. Но определяющей стала мечта моего отца видеть детей в медицине. Сына Андрея он представлял хирургом. Для меня врачебного профиля не выбрал, но белый халат – однозначно. А еще советовал сначала получить среднее специальное образование. Он тоже окончил сельскохозяйственный техникум, а уже затем институт. В двадцать шесть лет стал председателем колхоза. Для меня он был первейшим авторитетом и хорошим жизненным примером. Поэтому поступила в Слонимское медучилище. Слонимщина – родина моего отца. Потом его судьба привела на Островетчину, где мы с братом и родились.

– И вы никогда не упрекнули отца за подсказку?
– Наоборот, благодарила. К сожалению, сказать ему это при жизни как следует не успела. Еще училась в институте, когда папы не стало. Ему было только сорок восемь лет. Маме одной пришлось тянуть двоих студентов. Я тогда была на пятом, брат на втором курсе медицинского института. Когда я защитила кандидатскую диссертацию, первое, что услышала от мамы: « Если бы отец видел, он бы гордился тобой». И это была самая высокая оценка всех моих трудов.

Честно сказать, стремление быть лучшей во мне тоже заложено родителями с детства. Этот «синдром отличницы» иногда сильно усложнял жизнь, но постоянно двигал вперед. В училище не могла представить, что в аттестате будет хоть одна четверка. Потом получила красный диплом в вузе. Притом что студенткой вышла замуж и на пятом курсе уже родила сына.

Безмерно благодарна своей маме. Она и сегодня для меня самый большой советчик и самая близкая подруга. Не бывает и дня, чтобы мы не общались по телефону.

– И какой регион на связи?
– Островетчина. Моя мама и сейчас живет в Михалишках. Дом наш на берегу реки, вокруг чудесная природа. Меня просто тянет туда, нигде в другом месте так не отдыхаю душой. Вот уже семнадцать лет подряд во время отпуска еду к маме. Не потому, что не могу себе позволить ту же экзотику. Просто среди красивой природы рядом с самым дорогим мне человеком комфортнее всего. Для моего сына бабушка тоже непререкаемый авторитет, и он с удовольствием ездил к ней во время каникул. К сожалению, в этом году его тур на Островетчину будет короче. Выпускной класс, экзамены, тестирование.

– Какую стезю советует бабушка внуку?
– Он определился сам и уже давно. Может, по моему примеру, а скорее по примеру отца и дяди – моего брата, который работает в больнице Островца. А как я могу относиться к такому решению, если сама не мыслю себя в иной сфере, кроме медицинской.  Помогать людям, дарить им самую большую ценность – здоровье – это великое счастье.
Редакция газеты «Гродненская правда»