В Гродненской губернии родился выдающийся архитектор, спроектировавший столичные Дом правительства, театр оперы и балета, главный корпус Академии наук, Иосиф Лангбард

«Гродзенская праўда» продолжает авторский проект «Возвращение имен» (начало в №66 за 12 июня, № 77 за 10 июля, №92 за 14 августа). Раз в месяц на страницах «толстушки» мы будем рассказывать интересные факты из жизни деятелей культуры, чьи имена громко звучат во всем мире, но редко произносятся на малой родине – на Гродненщине. Помощь читателей в «открытии» новых героев приветствуется! Звоните в редакцию по телефонам: 74-41-86, 8 (029) 788-77-37 или отправляйте электронные сообщения по адресу: antonova_avangard@mail.ru.
В городе Бельске Гродненской губернии родился один из выдающихся архитекторов Европы XX века, спроектировавший самые узнаваемые здания белорусской столицы, – Дом правительства, театр оперы и балета, Дом офицеров, главный корпус Академии наук – Иосиф Лангбард.
Студент с амбициями
Маленький Еся с детства любил рисование. Мальчишка рисовал везде – дома, в гимназии, на улице, все – природу, людей, животных, и всем, что попадало под руку, – мелом, углем, цветными карандашами, чернилами. Гирша Лангбард не одобрял увлечения сына, считая, что тот должен пойти по коммерческой линии. Но когда девятнадцатилетний юноша в 1901 году блестяще закончил гимназический курс и решил поступать в художественное училище Одесского общества изящных искусств, препятствий чинить не стал.

Лангбард (внизу слева) с одноклассниками в Бельске
Мудрый еврей рассчитывал, что Иосиф одумается. Тот же, напротив, через шесть лет с одесского побережья направился в город на Неве и на архитектурном факультете Петербургской Императорской академии художеств продолжил обучение. Да настолько успешно, что еще студентом получил право на производство построек. У Лангбарда учителем (в самом широком смысле этого слова) был профессор академии Александр Померанцев, спроектировавший здание ГУМа в Москве. Под его руководством в 1914 году Иосиф выполнил амбициозный дипломный проект «Здание Государственного совета» и удостоился первого звания – архитектор-художник. Практически век минул с тех пор, а диплом выпускника Лангбарда за номером 2488 хорошо читается. Подписали документ академик архитектуры Леонтий Бенуа и президент академии великая княгиня Мария Павловна.

Диплом Лангбарда об окончании Императорской академии художеств
Ленин, Колумб, Шевченко
Признание, казалось, открывало перед начинающим архитектором многие двери. Но первая мировая война внесла свои коррективы. Иосифа призвали в армию и отправили служить начальником инженерного отряда, который строил объекты на фронте и в тылу. Чтобы звучную фамилию не забыли, Лангбард начал активно участвовать в конкурсах. Всего за четыре года, с 1914-го по 1918-й, по его проектам были построены сельскохозяйственный музей и театр миниатюр в Петрограде, земская управа в Костроме.
Громко заявлять о себе наш земляк продолжил и в двадцатые годы прошлого столетия. После смерти Владимира Ленина Лангбард, работавший в строительной конторе Петроградского городского отдела здравоохранения, предложил свое видение того, как увековечить образ вождя революции. В конкурсе на памятник у Финляндского вокзала его работа получила первую премию. В 1928-29 годах архитектор пробовал силы в международном конкурсе на памятник-маяк Христофору Колумбу в городе Санто-Доминго на острове Гаити. Проект был основан на несвойственном для творчества Лангбарда символизме: мемориальный парк в составе комплекса повторял очертания Северной и Южной Америки. Но все же самой известной скульптурной работой зодчего стал памятник Тарасу Шевченко в Харькове. Его Иосиф Лангбард создал в 1933 году в соавторстве с Матвеем Манизером, уже будучи признанным в Белоруссии.

Памятник Тарасу Шевченко в Харькове
АрхиАрхитектура
Что вернуло Лангбарда на родину? Судьба. Сначала по поручению Совета Народных Комиссаров БССР архитектор принял участие в строительстве павильонов для первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки, а чуть позже подал заявку на конкурс по созданию проекта главного административного здания республики – Дома правительства. В конкурентах значились видные архитекторы со всего Советского Союза. Но работа Лангбарда была настолько хороша, что ее признали лучшей и рекомендовали к осуществлению без каких-либо изменений и дополнений.

Дом правительства
За победу архитектор получил премию в размере шести тысяч рублей (для сравнения зарплата рабочего в те времена составляла 150–200 рублей).
Впрочем, приставка «архи» легко подходила ко всему, что касалось Дома правительства. Общая площадь – 42 тысячи квадратных метров, количество кабинетов – одна тысяча, окон – две тысячи, дверей – четыре тысячи, здание опутывали более 10 километров инженерных сетей. Сегодня в это сложно поверить, но строилась девятиэтажка без башенных кранов! Материалы рабочие поднимали вверх в деревянных коробах, напоминающих рюкзаки.
Со схожим энтузиазмом возводили белорусы и спроектированные Иосифом Григорьевичем роскошный театр оперы и балета (1933-1937 г.), строгий Дом Красной Армии – ныне Дом офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь (1934-1939 г.).

Дом офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь
В 1934 году зодчему предложили завершить строительство здания Академии наук БССР, начатое по проекту Георгия Лаврова. С двухрядной колоннадой, «прописанной» Лангбардом перед главным корпусом, весь ансамбль зазвучал иначе. Говорят, увидев макеты зданий архитектора, Янка Купала воскликнул: «А летуценны хлопец, гэты Лангбард!».
Характер стоический
Великая Отечественная война застала архитектора в Минске. В Белорусском государственном архиве научно-технической документации хранится письмо Лангбарда, в котором он написал: «Со многими обычными для тех дней приключениями, проделав более 40 километров пешком из Минска, откуда я вышел 25-го июня ночью, я добрался до Ленинграда». Из тех же посланий можно узнать, что в первые военные месяцы Иосиф Григорьевич участвовал в работе по маскировке зданий северной столицы, а осенью начал вести занятия в Ленинградской академии художеств (в alma mater архитектор работал с 1935 года, а в 1939-м за огромный вклад в развитие архитектуры без защиты диссертации получил ученую степень доктора архитектуры). Вот только преподавал недолго: в январе 1942 года Лангбард попал в больницу в состоянии глубокого истощения. Когда академию эвакуировали по «Дороге жизни», он уже не мог передвигаться самостоятельно.

Удостоверение об эвакуации из Ленинграда

Лангбард с преподавателями ленинградской академии художеств в эвакуации под Ярославлем
Силы удалось восстановить лишь в бывшем имении Некрасова «Красные Ткачи» под Ярославлем, куда расквартировали профессорский состав.
Подобно создателю, выстояли в войне и его монументальные строения. В Доме правительства оккупанты разместили штабы эсэсовцев, гестапо и базу снабжения войск, в театре оперы и балета устроили конюшню. В Доме Красной Армии работал Soldaten Heim («Солдатский клуб») с рестораном, кинотеатром и… домом терпимости. После освобождения Минска, минеры обнаружили под зданиями тысячи килограммов взрывчатки. Почему гитлеровцы не привели ее в действие? После войны минчане любили повторять, что своим творчеством архитектор настолько угодил Всевышнему, что тот не позволил разрушить его творения. В 1937 году за архитектуру Белоруссии Лангбард получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

Диплом Гран-при Всемирной выставки искусств в Париже на имя Лангбарда
Белорусские планы
Еще из усадьбы «Красные Ткачи», едва оправившись от болезни, Иосиф Лангбард стал восстанавливать связь с Союзом архитекторов БССР и включаться в его работу. В одном из сообщений коллеге Воинову в 1942 году архитектор отмечал: «Само собой разумеется, что кроме большого монумента героям Отечественной войны для Белоруссии нужен целый ряд полевых памятников на местах крупных боев в память павших героев. Я сейчас над этим работаю по личной инициативе и могу с Вами поделиться материалами…».
В каждом письме 1942-43 годов чувствовалась забота Иосифа Григорьевича о белорусской архитектуре. Неудивительно, что уже в августе 1944 года он вошел в состав Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР, занимавшегося вопросами восстановления столицы БССР, а в октябре участвовал в составлении «Эскиз-идеи планировки Минска», ставшей основой нового генерального плана города. Пять лет Лангбард вместе с коллегами поднимал столицу из руин. Конечно, пристальное внимание архитектор уделял своим строениям. Дольше других пришлось возрождать театр оперы и балета. Здание подверглось реконструкции, которую в 1948 году завершила разбивка на прилегающей территории парка по плану Иосифа Лангбарда.

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Главный корпус Академии наук с дополнением фасада лепными украшениями был закончен в 1949 году. Всеми работами архитектор руководил лично. Есть его подпись и под генеральным планом восстановления Гомеля после войны – несколько лет Лангбард руководил мастерской института «Белгоспроект».

Академия наук Республики Беларусь
Муза Ольга
Иосиф Лангбард был одинаково успешным и в творчестве, и в любви. В 1919 году в возрасте 37 лет, увидев в танцевальной школе грациозную Ольгу Захарову, инженер-строитель понял, что влюбился. Год рисовал ее портреты, а потом предложил руку и сердце.

Лангбард с супругой Ольгой
В день бракосочетания супруг твердо сказал: «Мне нужна жена, которая будет ухаживать за мной и любить. А обеспечить ее всем необходимым я сам смогу». Слово сдержал. Довольно скоро семья получила квартиру в одном из самых роскошных жилых зданий Петрограда – доме Бенуа, названном в честь построившего его архитектора. В четырехкомнатных апартаментах одну комнату отдали под столовую, другую – под спальню, а в двух оставшихся сняли перегородку и оборудовали мастерскую в 50 квадратных метров.

Иосиф и Ольга Лангбард в своей квартире в Ленинграде
Родственники Лангбардов вспоминают, что Ольга Гавриловна ни в чем не знала отказа. Любила цветы – супруг часто преподносил букеты, питала страсть к новым нарядам – они то и дело появлялись в гардеробе (племянница Ольги Лангбард по сей день хранит зеленый шерстяной костюм, в котором тетя вместе с супругом ходила на прием к Иосифу Сталину). На дни рождения архитектор преподносил жене свои картины, а также заказывал ее портреты у признанных мастеров эпохи – Александра Лактионова, Исаака Бродского.
Ольга Лангбард щедро отвечала любовью на любовь, во всем стараясь поддержать мужа. В октябре сорок пятого, когда мэтр архитектуры затосковал по семейному теплу, с легкостью приняла его предложение приехать в Белоруссию и месяц прожила в санатории, располагавшемся в Несвижском замке.
Ценная банкнота
Иосиф Лангбард умер в январе 1951 года, не дожив несколько дней до своего 69-го дня рождения.

Памятник на могиле Лангбарда на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Автор - Заир Азгур
Тогда Ольга Гавриловна приняла, на ее взгляд, единственно верное решение. Написала председателю правления Союза архитекторов БССР Модесту Томаху письмо с просьбой командировать в Ленинград представителя, который бы отобрал из архива архитектора материалы, ценные для Белоруссии. Женщине казалось, что коллеги захотят получить творческое наследие земляка, при жизни ставшего легендой монументального зодчества. Но в последующие 17 лет она так и не получила ответа…
Имя Иосифа Лангбарда вновь прозвучало на белорусской земле только в 2008 году. Внучатый племянник Ольги Лангбард Константин Соколов (своих детей у четы не было) по случаю 40-летнего юбилея Белорусского государственного архива научно-технической документации, где хранятся личные фонды зодчих, привез из Санкт-Петербурга в Минск более двух десятков уникальных документов из домашнего собрания. В их числе – свидетельство Бельской управы о внесении Лангбарда в призывные списки и получении отсрочки до окончания образования, выданное в первую мировую войну, трудовая книжка, пропуск за номером 687 в Дом правительства с пометкой «Без права перадачы другой асобе», копия заверенного нотариусом свидетельства о браке за 1920 год.

Пропуск Лангбарда в здание Советов Министров БССР
Уникальные живописные и графические рисунки архитектора вместе с матерью Светланой Соколовой Константин доставил в нашу республику в 2012 году, ознаменованном 130-летием со дня рождения Иосифа Григорьевича. Вот только для большинства нестоличных жителей самым доступным способом приобщения к наследию талантливого мастера по-прежнему остается созерцание сторублевой банкноты. Ровно до тех пор, пока она не вышла из оборота.

Сторублевая банкнота с изображением Национального академического Большого театра оперы и балета
***
Автор благодарит студию специальных проектов «Белорусский видеоцентр» за помощь в подготовке материала.
В городе Бельске Гродненской губернии родился один из выдающихся архитекторов Европы XX века, спроектировавший самые узнаваемые здания белорусской столицы, – Дом правительства, театр оперы и балета, Дом офицеров, главный корпус Академии наук – Иосиф Лангбард.
Студент с амбициями
Маленький Еся с детства любил рисование. Мальчишка рисовал везде – дома, в гимназии, на улице, все – природу, людей, животных, и всем, что попадало под руку, – мелом, углем, цветными карандашами, чернилами. Гирша Лангбард не одобрял увлечения сына, считая, что тот должен пойти по коммерческой линии. Но когда девятнадцатилетний юноша в 1901 году блестяще закончил гимназический курс и решил поступать в художественное училище Одесского общества изящных искусств, препятствий чинить не стал.

Лангбард (внизу слева) с одноклассниками в Бельске
Мудрый еврей рассчитывал, что Иосиф одумается. Тот же, напротив, через шесть лет с одесского побережья направился в город на Неве и на архитектурном факультете Петербургской Императорской академии художеств продолжил обучение. Да настолько успешно, что еще студентом получил право на производство построек. У Лангбарда учителем (в самом широком смысле этого слова) был профессор академии Александр Померанцев, спроектировавший здание ГУМа в Москве. Под его руководством в 1914 году Иосиф выполнил амбициозный дипломный проект «Здание Государственного совета» и удостоился первого звания – архитектор-художник. Практически век минул с тех пор, а диплом выпускника Лангбарда за номером 2488 хорошо читается. Подписали документ академик архитектуры Леонтий Бенуа и президент академии великая княгиня Мария Павловна.

Диплом Лангбарда об окончании Императорской академии художеств
Ленин, Колумб, Шевченко
Признание, казалось, открывало перед начинающим архитектором многие двери. Но первая мировая война внесла свои коррективы. Иосифа призвали в армию и отправили служить начальником инженерного отряда, который строил объекты на фронте и в тылу. Чтобы звучную фамилию не забыли, Лангбард начал активно участвовать в конкурсах. Всего за четыре года, с 1914-го по 1918-й, по его проектам были построены сельскохозяйственный музей и театр миниатюр в Петрограде, земская управа в Костроме.
Громко заявлять о себе наш земляк продолжил и в двадцатые годы прошлого столетия. После смерти Владимира Ленина Лангбард, работавший в строительной конторе Петроградского городского отдела здравоохранения, предложил свое видение того, как увековечить образ вождя революции. В конкурсе на памятник у Финляндского вокзала его работа получила первую премию. В 1928-29 годах архитектор пробовал силы в международном конкурсе на памятник-маяк Христофору Колумбу в городе Санто-Доминго на острове Гаити. Проект был основан на несвойственном для творчества Лангбарда символизме: мемориальный парк в составе комплекса повторял очертания Северной и Южной Америки. Но все же самой известной скульптурной работой зодчего стал памятник Тарасу Шевченко в Харькове. Его Иосиф Лангбард создал в 1933 году в соавторстве с Матвеем Манизером, уже будучи признанным в Белоруссии.

Памятник Тарасу Шевченко в Харькове
АрхиАрхитектура
Что вернуло Лангбарда на родину? Судьба. Сначала по поручению Совета Народных Комиссаров БССР архитектор принял участие в строительстве павильонов для первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки, а чуть позже подал заявку на конкурс по созданию проекта главного административного здания республики – Дома правительства. В конкурентах значились видные архитекторы со всего Советского Союза. Но работа Лангбарда была настолько хороша, что ее признали лучшей и рекомендовали к осуществлению без каких-либо изменений и дополнений.

Дом правительства
За победу архитектор получил премию в размере шести тысяч рублей (для сравнения зарплата рабочего в те времена составляла 150–200 рублей).
Впрочем, приставка «архи» легко подходила ко всему, что касалось Дома правительства. Общая площадь – 42 тысячи квадратных метров, количество кабинетов – одна тысяча, окон – две тысячи, дверей – четыре тысячи, здание опутывали более 10 километров инженерных сетей. Сегодня в это сложно поверить, но строилась девятиэтажка без башенных кранов! Материалы рабочие поднимали вверх в деревянных коробах, напоминающих рюкзаки.
Со схожим энтузиазмом возводили белорусы и спроектированные Иосифом Григорьевичем роскошный театр оперы и балета (1933-1937 г.), строгий Дом Красной Армии – ныне Дом офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь (1934-1939 г.).

Дом офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь
В 1934 году зодчему предложили завершить строительство здания Академии наук БССР, начатое по проекту Георгия Лаврова. С двухрядной колоннадой, «прописанной» Лангбардом перед главным корпусом, весь ансамбль зазвучал иначе. Говорят, увидев макеты зданий архитектора, Янка Купала воскликнул: «А летуценны хлопец, гэты Лангбард!».
Характер стоический
Великая Отечественная война застала архитектора в Минске. В Белорусском государственном архиве научно-технической документации хранится письмо Лангбарда, в котором он написал: «Со многими обычными для тех дней приключениями, проделав более 40 километров пешком из Минска, откуда я вышел 25-го июня ночью, я добрался до Ленинграда». Из тех же посланий можно узнать, что в первые военные месяцы Иосиф Григорьевич участвовал в работе по маскировке зданий северной столицы, а осенью начал вести занятия в Ленинградской академии художеств (в alma mater архитектор работал с 1935 года, а в 1939-м за огромный вклад в развитие архитектуры без защиты диссертации получил ученую степень доктора архитектуры). Вот только преподавал недолго: в январе 1942 года Лангбард попал в больницу в состоянии глубокого истощения. Когда академию эвакуировали по «Дороге жизни», он уже не мог передвигаться самостоятельно.

Удостоверение об эвакуации из Ленинграда

Лангбард с преподавателями ленинградской академии художеств в эвакуации под Ярославлем
Силы удалось восстановить лишь в бывшем имении Некрасова «Красные Ткачи» под Ярославлем, куда расквартировали профессорский состав.
Подобно создателю, выстояли в войне и его монументальные строения. В Доме правительства оккупанты разместили штабы эсэсовцев, гестапо и базу снабжения войск, в театре оперы и балета устроили конюшню. В Доме Красной Армии работал Soldaten Heim («Солдатский клуб») с рестораном, кинотеатром и… домом терпимости. После освобождения Минска, минеры обнаружили под зданиями тысячи килограммов взрывчатки. Почему гитлеровцы не привели ее в действие? После войны минчане любили повторять, что своим творчеством архитектор настолько угодил Всевышнему, что тот не позволил разрушить его творения. В 1937 году за архитектуру Белоруссии Лангбард получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

Диплом Гран-при Всемирной выставки искусств в Париже на имя Лангбарда
Белорусские планы
Еще из усадьбы «Красные Ткачи», едва оправившись от болезни, Иосиф Лангбард стал восстанавливать связь с Союзом архитекторов БССР и включаться в его работу. В одном из сообщений коллеге Воинову в 1942 году архитектор отмечал: «Само собой разумеется, что кроме большого монумента героям Отечественной войны для Белоруссии нужен целый ряд полевых памятников на местах крупных боев в память павших героев. Я сейчас над этим работаю по личной инициативе и могу с Вами поделиться материалами…».
В каждом письме 1942-43 годов чувствовалась забота Иосифа Григорьевича о белорусской архитектуре. Неудивительно, что уже в августе 1944 года он вошел в состав Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР, занимавшегося вопросами восстановления столицы БССР, а в октябре участвовал в составлении «Эскиз-идеи планировки Минска», ставшей основой нового генерального плана города. Пять лет Лангбард вместе с коллегами поднимал столицу из руин. Конечно, пристальное внимание архитектор уделял своим строениям. Дольше других пришлось возрождать театр оперы и балета. Здание подверглось реконструкции, которую в 1948 году завершила разбивка на прилегающей территории парка по плану Иосифа Лангбарда.

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Главный корпус Академии наук с дополнением фасада лепными украшениями был закончен в 1949 году. Всеми работами архитектор руководил лично. Есть его подпись и под генеральным планом восстановления Гомеля после войны – несколько лет Лангбард руководил мастерской института «Белгоспроект».

Академия наук Республики Беларусь
Муза Ольга
Иосиф Лангбард был одинаково успешным и в творчестве, и в любви. В 1919 году в возрасте 37 лет, увидев в танцевальной школе грациозную Ольгу Захарову, инженер-строитель понял, что влюбился. Год рисовал ее портреты, а потом предложил руку и сердце.

Лангбард с супругой Ольгой
В день бракосочетания супруг твердо сказал: «Мне нужна жена, которая будет ухаживать за мной и любить. А обеспечить ее всем необходимым я сам смогу». Слово сдержал. Довольно скоро семья получила квартиру в одном из самых роскошных жилых зданий Петрограда – доме Бенуа, названном в честь построившего его архитектора. В четырехкомнатных апартаментах одну комнату отдали под столовую, другую – под спальню, а в двух оставшихся сняли перегородку и оборудовали мастерскую в 50 квадратных метров.

Иосиф и Ольга Лангбард в своей квартире в Ленинграде
Родственники Лангбардов вспоминают, что Ольга Гавриловна ни в чем не знала отказа. Любила цветы – супруг часто преподносил букеты, питала страсть к новым нарядам – они то и дело появлялись в гардеробе (племянница Ольги Лангбард по сей день хранит зеленый шерстяной костюм, в котором тетя вместе с супругом ходила на прием к Иосифу Сталину). На дни рождения архитектор преподносил жене свои картины, а также заказывал ее портреты у признанных мастеров эпохи – Александра Лактионова, Исаака Бродского.
Ольга Лангбард щедро отвечала любовью на любовь, во всем стараясь поддержать мужа. В октябре сорок пятого, когда мэтр архитектуры затосковал по семейному теплу, с легкостью приняла его предложение приехать в Белоруссию и месяц прожила в санатории, располагавшемся в Несвижском замке.
Ценная банкнота
Иосиф Лангбард умер в январе 1951 года, не дожив несколько дней до своего 69-го дня рождения.

Памятник на могиле Лангбарда на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Автор - Заир Азгур
Тогда Ольга Гавриловна приняла, на ее взгляд, единственно верное решение. Написала председателю правления Союза архитекторов БССР Модесту Томаху письмо с просьбой командировать в Ленинград представителя, который бы отобрал из архива архитектора материалы, ценные для Белоруссии. Женщине казалось, что коллеги захотят получить творческое наследие земляка, при жизни ставшего легендой монументального зодчества. Но в последующие 17 лет она так и не получила ответа…
Имя Иосифа Лангбарда вновь прозвучало на белорусской земле только в 2008 году. Внучатый племянник Ольги Лангбард Константин Соколов (своих детей у четы не было) по случаю 40-летнего юбилея Белорусского государственного архива научно-технической документации, где хранятся личные фонды зодчих, привез из Санкт-Петербурга в Минск более двух десятков уникальных документов из домашнего собрания. В их числе – свидетельство Бельской управы о внесении Лангбарда в призывные списки и получении отсрочки до окончания образования, выданное в первую мировую войну, трудовая книжка, пропуск за номером 687 в Дом правительства с пометкой «Без права перадачы другой асобе», копия заверенного нотариусом свидетельства о браке за 1920 год.

Пропуск Лангбарда в здание Советов Министров БССР
Уникальные живописные и графические рисунки архитектора вместе с матерью Светланой Соколовой Константин доставил в нашу республику в 2012 году, ознаменованном 130-летием со дня рождения Иосифа Григорьевича. Вот только для большинства нестоличных жителей самым доступным способом приобщения к наследию талантливого мастера по-прежнему остается созерцание сторублевой банкноты. Ровно до тех пор, пока она не вышла из оборота.

Сторублевая банкнота с изображением Национального академического Большого театра оперы и балета
***
Автор благодарит студию специальных проектов «Белорусский видеоцентр» за помощь в подготовке материала.