Ушел из дома и не вернулся. Много ли на Гродненщине пропавших без вести?

Ушел из дома и не вернулся. Много ли на Гродненщине пропавших без вести?

Каждую неделю в милицию в среднем поступает одно заявление от родственников о пропаже людей. На сегодняшний день в розыске в Гродненской области находятся...

Ушел из дома и не вернулся. Пропал без вести. Отправился в лес за грибами… Как и почему пропадают люди?

Каждую неделю в милицию в среднем поступает одно заявление от обеспокоенных родственников о пропаже людей. На сегодняшний день в розыске на Гродненщине находятся 230 человек. Найдены в этом году 370 человек. Кто пропадает, а кто убегает из дома, как ведется поиск пропавших людей, рассказал старший оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска криминальной милиции УВД Гродненского облисполкома подполковник милиции Алексей Ерш.

За длинным рублем
Большинство пропавших людей выехали за пределы Республики Беларусь с целью трудоустройства. В основном они отправляются в Россию, причем в крупные города – Москву, Санкт-Петербург, Смоленск, некоторые – в европейские страны. Кто-то, устроившись на работу, регулярно звонит родственникам. Другие, выйдя за порог дома, словно забывают о родных и нередко на многие годы теряют с ними связь. Большинство из последних злоупотребляют спиртными напитками, вовсе не находят работы за границей или меняют одно место за другим.

 Работодатели зачастую забирают у наших соотечественников документы. Заставляют их жить на территории предприятия, огороженной забором, а то и колючей проволокой, никуда не выпускают. Не платят зарплату. Бывали случаи, когда люди убегали и возвращались домой.

Выжав из работников все соки, их отпускают. Но после каторжного труда, жизни в нечеловеческих условиях люди ломаются и не могут вернуться к нормальной жизни. Многие спиваются, бродяжничают… и бесследно теряются на просторах огромной России.

По заявлениям родственников наши правоохранительные органы ведут поиск людей, высылают запросы в другие страны, выезжают в командировки. Недавно в милицию обратились родные жителя Лиды, который уехал на заработки в 2004 году. Гродненка стала искать своего сына, который весной уехал в Санкт-Петербург, работал там, а потом позвонил и сказал, что попал в рабство. Как оказалось, парня спустя какое-то время отпустили не заплатив. Не имея средств к существованию, он стал бомжевать. На одном из питерских вокзалов его и нашли сотрудники милиции.

Есть такие, кто уехал более десяти лет назад, но родные забили тревогу только по прошествии многих лет. Недавно заявление о пропаже мужа написала жительница Гродно, решив приватизировать квартиру, а без согласия прописанного в ней мужа этого сделать нельзя. В течение двух месяцев правоохранители установили, что человек был доставлен с улицы в одну из московских больниц, где и умер… около десяти лет назад!

Есть среди потерявшихся и такие, кто не хочет быть найденным. Обустроившись на новом месте, люди заводят другие семьи, меняют фамилии. А прячутся потому, что не хотят платить алименты оставленным на родине детям. В той же России такие люди считаются не пропавшими без вести, а утерявшими связь с родственниками. У нас такого определения нет, так что милиция разыскивает всех независимо от того, попал человек в рабство или обустроился на уютной вилле с новой женой.

Жертвы преступлений
По фактам исчезновения этих людей возбуждены уголовные дела. Изначально все обстоятельства их пропажи указывали на то, что в отношении людей совершены противоправные деяния, скорее всего убийства. Милиции, к сожалению, не удалось найти ни живых людей, ни трупы. На сегодняшний день в Гродненской области 14 таких пропавших без вести, за которыми тянется криминальный след. Первый из них пропал еще в 1994 году, последний – в 2006 году. Поиск усложняется тем, что прошло очень много времени с момента их исчезновения. Но удается находить и таких…

Куда глаза глядят
Есть среди пропавших люди, которые стали жертвами несчастных случаев. Пожилые люди отправляются в магазин за хлебом и… пропадают. В основном это те, кто страдает психическими заболеваниями, слабо ориентируется на местности. Иногда человеку просто становится плохо, он теряет сознание, а очнувшись в больнице, не помнит, кто он и где живет. И сейчас в одной из гродненских больниц находится женщина, попавшая сюда после дорожно-транспортного происшествия. Документов при себе у нее не было, а вспомнить свое имя не могла, но недавно личность ее удалось установить.

«Я всю жизнь в этот лес хожу, каждое деревце знаю», – заявляют горе-грибники после того, как их находят спасатели. Старенькие бабушки и дедушки отправляются в лес за грибами и ягодами. Кочка за кочкой, дерево за деревом, да еще солнце в голову припекает, вот голова через пару часов и закружится. Кто-то просто теряет ориентацию и идет, куда глаза глядят. Причем зайти могут за несколько десятков километров от своей деревни. Нередко у пожилых людей обостряются хронические заболевания, становится плохо. Случались даже инсульты и инфаркты, и люди погибали, потому что некому было оказать помощь. Искать людей в лесу сложно. Поднимаются все: милиция, спасатели, лесники, военнослужащие, жители ближайших деревень. В этом году троих «грибников» найти так и не удалось.

С наступлением весны люди пропадают не только в лесах, но и отдыхая на водоемах. Можно только предположить, что пропавший человек утонул, если тело его найти не удается.

Есть среди пропавших людей и такие, кто предположительно покончил жизнь самоубийством. По рассказам друзей и родственников можно предполагать, что люди бросились с моста в реку, но очевидцев таких поступков нет. Так что пока не найдено тело, человек считается пропавшим без вести.

Детские «шалости»

Очень много хлопот доставляют дети, причем зачастую одни и те же. Они попросту убегают из дома, а родители заявляют о пропаже. Некоторые ухитряются бегать до десяти раз в год. Всех «бегунков» удается найти, но сколько сил и средств каждый раз задействовано в поиске. Недавно пропавший в Сморгони 11-летний мальчик был найден в Молодечно. Как и предполагалось, он самостоятельно убежал из дома, причем не в первый раз.

Несовершеннолетние целенаправленно сбегают из дома, бродяжничают по городам, попрошайничают в крупных магазинах, ночуют в подъездах и подвалах. Есть среди них и девушки, и ребята, одни – из неблагополучных семей, другие – из вполне нормальных и даже обеспеченных. В бега отправляются в основном в теплое время года, но есть такие, кому и холода не помеха. Таким детям психиатры даже ставят диагноз: склонность к бродяжничеству. Они не могут усидеть дома, их тянет где-то бродить, скитаться.

Иногда несовершеннолетние бродяжки оказываются очень далеко от родного дома. Мальчик из Свислочского района так привык «путешествовать», что оказался в Калмыкии. Позвонил другу и сказал, что пасет овец. Милиция послала запрос в правоохранительные органы этой республики. Там обещали помочь, но шансы найти подростка на скотоводческих фермах в бескрайних степях, невелики.

Хоть и редко, но все же пропадают дети не по собственному желанию. Тогда по тревоге поднимается весь личный состав милиции, привлекаются дополнительные силы, волонтеры. Сразу же ориентировки с фотографиями пропавших направляются в газеты, на радио и телевидение, расклеиваются листовки. В основном детей находят. Но не всегда, до сих пор не найдена пропавшая много лет назад после смерти матери девочка из Лиды.

Курьезный случай произошел, когда цыган украл несовершеннолетнюю цыганку. Родители молодой невесты возмутились таким сватовством и через милицию вернули девушку домой.

Не надо ждать три дня
Бытует мнение, что поиск людей начинается спустя три дня после их пропажи. Так было раньше. Сейчас милиция сразу же принимает заявление от родственников и незамедлительно начинает поиск. Следственно-оперативная группа выезжает на место пропажи, выясняет все обстоятельства. По горячим следам найти человека гораздо проще, чем спустя несколько дней.

В случае поиска детей важны не только часы, но и минуты. Иногда родители не придают большого значения, потеряв ребенка в толпе в магазине или на рынке. Бросаются на поиски самостоятельно и только спустя несколько часов обращаются в милицию. За это время малыш может зайти на другой конец города, заблудиться в большом парке или даже забрести в ближайший лес.

По пьяни…
Нередки случаи, когда пропавшими оказываются водители фур. Оказавшись в России, отдельные дальнобойщики пускаются во все тяжкие: пьют, гуляют. Недавно гродненской милиции пришлось разыскивать такого дальнобойщика. Приехав в Санкт-Петербург, он оставил машину на рынке и стал пить, пока все не пропил. Там же на рынке милиция обнаружила оставленный открытый автомобиль, за которым пришлось приезжать директору фирмы.

«Потеряв» собутыльника, люди звонят в милицию и сообщают о пропаже человека. Таких обращений очень много, и в каждом случае ведется поиск. Как правило, люди находятся где-то в притонах, в квартирах у таких же пьющих друзей. В пьяном угаре они забывают о доме и неделями, а то и месяцами не объявляются там. Если бы законодательно заявители несли ответственность за поиск злоупотребляющих спиртными напитками людей, возможно, таких заявлений стало бы меньше.

Помогают волонтеры
Поисково-спасательный отряд «Ангел» дислоцируется в Минске, но есть его активисты и на Гродненщине. Волонтеры отряда оказывают помощь правоохранительным органам: от расклейки ориентировок на пропавших людей до участия в поисковых мероприятиях. Недавно волонтеры «Ангела» помогали милиции искать мальчика из Сморгони.

Действенна и помощь средств массовой информации. Оперативно переданная по радио или телевидению информация позволяет найти тех же детей в считанные часы. Так, благодаря телевидению удалось найти в Брестской области пропавшую девушку из Волковыска. Хорошо, когда рядом с потерявшимся ребенком или забывшем свое имя стариком оказываются просто неравнодушные люди. Не пройти мимо, проявить участие и заботу о незнакомом человеке, сообщить о нем в милицию – и одним пропавшим человеком станет меньше. А ведь этот человек – чей-то ребенок, отец или мать.
Редакция газеты «Гродненская правда»