Клуб «АвторетроГродно» реставрирует 62-летнюю «Победу»

Полусгнившую «Победу» клуб приобрел 7 лет назад. Сегодня в Гродно на учете всего три таких автомобиля. Найти запчасти к ним безумно сложно...
Ходит легенда, что Иосифу Сталину не понравилось первоначальное рабочее название автомобиля «Родина». «И почем у нас будет «Родина»? – якобы иронически спросил Сталин у конструкторов Горьковского автозавода имени Молотова. Тогда и родился второй вариант названия автомобиля – «Победа».
Клуб «АвторетроГродно» приобрел полусгнившую «Победу» семь лет назад. Машине выпуска 1952 года требовались как минимум два донора для восстановления. На их поиск ушло немало времени. Проще было с чертежами автомобиля – их нашли в интернете. Тогда и поняли, что слухи о луженом днище в ней не более чем миф. И без лужения прочная легированная сталь давала гарантию кузову «Победы» на 60-70 лет эксплуатации.
Сегодня в Гродно на учете всего три «Победы». Найти запчасти к ним безумно сложно, поэтому на прошлый фестиваль ретромобилей на Юбилейном озере клуб «АвторетроГродно» вывел свою машину не в самом респектабельном виде. Но в следующем году надеются выставить совершенно обновленную 62-летнюю «Победу».
Из истории автомобиля «Победа»
За основу «Победы» был взят кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Этот автомобиль, захваченный у вермахта, попал на Горьковский автозавод имени Молотова в 1941 году. Конструктор Вениамин Самойлов переосмыслил конструкцию и создал довольно отличающуюся от немецкого образца модель – обтекаемую, без выступающих крыльев, с утопленными фарами. Что касается двигателя, то в его основу лег американский двигатель «Додж».
Работа над машиной велась в тяжелейших условиях. Немецкие бомбардировщики постоянно атаковали Горьковский автозавод, полагая, что там производят бронемашины. В ходе воздушных атак было разрушено около полусотни производственных корпусов, выведено из строя 9 километров конвейерных линий. Так что новая машина предстала перед Иосифом Сталиным лишь 19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы. В Кремль привезли оба образца: с 4-х и 6-цилиндровыми моторами. Первый, с рабочим объемом 2,12 л.с. выдавал 50 «лошадей», второй – 62. При этом максимальная скорость должна была составлять соответственно 105 и 120 км/ч. В итоге на «Победе» остался 4-цилиндровый движок, а «шестерку» стали использовать на более вместительном и тяжелом ЗИМе.
В целом «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги. Таких сравнительно недорогих, выносливых, неприхотливых к качеству бензина, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было немного.
С 1951 года производство машины было налажено в Польше, где она получила название «Варшава». А в СССР «Победу» перестали производить в 1958 году.
Клуб «АвторетроГродно» приобрел полусгнившую «Победу» семь лет назад. Машине выпуска 1952 года требовались как минимум два донора для восстановления. На их поиск ушло немало времени. Проще было с чертежами автомобиля – их нашли в интернете. Тогда и поняли, что слухи о луженом днище в ней не более чем миф. И без лужения прочная легированная сталь давала гарантию кузову «Победы» на 60-70 лет эксплуатации.
Сегодня в Гродно на учете всего три «Победы». Найти запчасти к ним безумно сложно, поэтому на прошлый фестиваль ретромобилей на Юбилейном озере клуб «АвторетроГродно» вывел свою машину не в самом респектабельном виде. Но в следующем году надеются выставить совершенно обновленную 62-летнюю «Победу».
Из истории автомобиля «Победа»
За основу «Победы» был взят кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Этот автомобиль, захваченный у вермахта, попал на Горьковский автозавод имени Молотова в 1941 году. Конструктор Вениамин Самойлов переосмыслил конструкцию и создал довольно отличающуюся от немецкого образца модель – обтекаемую, без выступающих крыльев, с утопленными фарами. Что касается двигателя, то в его основу лег американский двигатель «Додж».
Работа над машиной велась в тяжелейших условиях. Немецкие бомбардировщики постоянно атаковали Горьковский автозавод, полагая, что там производят бронемашины. В ходе воздушных атак было разрушено около полусотни производственных корпусов, выведено из строя 9 километров конвейерных линий. Так что новая машина предстала перед Иосифом Сталиным лишь 19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы. В Кремль привезли оба образца: с 4-х и 6-цилиндровыми моторами. Первый, с рабочим объемом 2,12 л.с. выдавал 50 «лошадей», второй – 62. При этом максимальная скорость должна была составлять соответственно 105 и 120 км/ч. В итоге на «Победе» остался 4-цилиндровый движок, а «шестерку» стали использовать на более вместительном и тяжелом ЗИМе.
В целом «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги. Таких сравнительно недорогих, выносливых, неприхотливых к качеству бензина, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было немного.
С 1951 года производство машины было налажено в Польше, где она получила название «Варшава». А в СССР «Победу» перестали производить в 1958 году.