«Талант надо искать, а не ждать, что он свалится с неба на тренера». Интервью с Мариной Протасовой, тренером-преподавателем по художественной гимнастике гродненской СДЮШОР №3

«Талант надо искать, а не ждать, что он свалится с неба на тренера». Интервью с Мариной Протасовой, тренером-преподавателем по художественной гимнастике гродненской СДЮШОР №3

Профессия детского тренера сегодня популярностью не пользуется: ответственность большая, а отдачу нередко получают другие. А вот Марина Протасова, тренер-преподаватель по художественной гимнастике гродненской СДЮШОР№3, считает, что результаты заканчиваются, когда начинаешь ждать и требовать награды. Просто делай свою работу лучше всех, и все получится, говорит она. Может, благодаря такому подходу гродненская школа художественной гимнастики сегодня считается одной из лучших в стране и регулярно дает пополнение в сборную Беларуси? В прошлом году воспитанница Марины Анатольевны – Анна Дуденкова – стала чемпионкой мира, а первый тренер талантливой гимнастки удостоена престижнейшей премии Президента Республики Беларусь «Белорусский спортивный Олимп».

 – Знала про эти премии только по сюжетам из телевизора. И когда 3 января мне сказали, что поеду к Президенту, что мне вручат эту премию, была в шоке. Я ведь не считаю себя лучшим тренером, просто добросовестно выполняю свое дело и не мыслю себя вне гимнастики. Тренером работаю уже 28 лет.

– И 20 из них в Гродно. А становление прошло в далеком Комсомольске-на-Амуре, как там оказалась девушка из Беларуси?

– После окончания института по распределению отправили на Дальний Восток. В Комсомольске-на-Амуре вместе с коллегой-украинкой создавали школу с нуля. Здорово, что рядом оказались люди, которые поверили, помогли, поддержали. Мы готовили сильных спортсменок, были среди воспитанниц и мастера спорта СССР. Отрадно, что школа до сих пор существует, дети и тренеры оттуда приезжали в Гродно на сборы, и очень приятно было, когда говорили: мол, смотрите, это та самая Марина Анатольевна.

– Когда пришло осознание, что тренировать – ваше все?
– Еще когда занималась гимнастикой в спортшколе, любила возиться с теми, кто помладше. Помню, в 5-м классе учительница попросила изобразить свою будущую профессию, я на лист приклеила фотографию Ольги Корбут.

Занималась гимнастикой серьезно. Попала в группу олимпийской подготовки к Ренальду Кнышу, но по медицинским показателям пришлось уйти из спортивной гимнастики. Перешла в художественную, сначала было непривычно, потом втянулась, стала первым в Гродно мастером спорта СССР. Окончив школу, подала документы в ленинградский институт Лесгафта, где на художественную гимнастику набирали всего 12 человек. Конкурс был сумасшедший, но я чем-то приглянулась преподавателям. Базу там получила колоссальную, конспекты иногда до сих пор листаю.

– И окончив институт, вы отправились на другой конец огромной страны...
– Был выбор – либо Ленинград либо Дальний Восток. Мама сказала, мол, едь дочка, когда еще мир посмотришь. О выборе ни капельки не жалею, там нашла мужа, родила сына, многому научилась.

– А спустя 8 лет, в 1993-м, в Гродно пришлось в профессиональном плане все заново начинать?
– Да, когда вернулась домой, где меня все помнили девочкой, пришлось многое доказывать. К тому же не было ни базы, ни даже своего зала. Где только ни занимались, сегодня в одной школе, завтра в каком-то училище, даже порой в спортзале военной части. Представляете, голый пол, я его помою перед тренировкой, и на этих досках девчата отрабатывают элементы.

Уже потом появился постоянный зал в училище олимпийского резерва. Время для художественной гимнастики выделили после занятий баскетболистов, с 7 часов вечера. «Выбили» несколько ковров, огромных и тяжелых, наши хрупкие девочки раскатывали их перед тренировкой, потом назад скатывали... Чемпионка мира Анна Дуденкова в таких условиях готовилась.

А в 2008-м году, когда сдали реконструированный ЦСК «Неман», гимнастика наконец-то получила постоянную прописку в собственном зале. Ждали, получается, его не 3, а 33 года, с 1975...

– Работа с детьми сегодня популярностью не пользуется. Мол, зарплаты маленькие...
– Я, наверное, другой человек, советский, как говорят. На старших курсах института в каком-то подростковом клубе в Ленинграде набрала группу детей, занималась с ними, а в конце месяца мне неожиданно дали «зарплату» – 70 рублей. Ого, подумалось, за любимое дело еще и деньги платят.
Скажу так, если ты не фанат, то с детьми можешь и не начинать заниматься. Детский тренер – это состояние души.

– Надо быть психологом?
– Конечно. Надо понимать ребенка. Не стесняться опуститься на его уровень. Я запросто ползаю с шестилетними девчатами, общаюсь на их языке, заинтересовываю их. Объясняю, ты – красавица, королева, ты лучше всех.

Да и специфичен наш вид спорта. В 10 лет игровики, например, еще дети и только начинают что-то узнавать, а у нас в этом возрасте девочка уже почти состоявшийся спортсмен. Она может не замечать, а я вижу, что год-два-три и будет серьезный успех.

– Но высокие достижения в спорте невозможны без преодоления себя, без сверхусилий...

– И тут главное донести это до ребенка. Объяснить доступным языком. Родителям объясняю, я работаю на национальную сборную, за развитием, лечебным эффектом вам в другую группу, поэтому определяйтесь, что вам надо.

В то же время я жесткий тренер, могу накричать. Знаете, еще Ренальд Кныш научил, что раз пришел в зал, работай. Может поэтому гродненские гимнастки сегодня так ценятся в Минске: они не знают, что такое халтура, знают, что надо работать и как надо работать. Тренер плохого не желает, но не все это понимают сразу.

Одна из воспитанниц недавно приезжала на побывку домой. Сейчас она в Англии, успешный менеджер. Говорит, что гимнастика закалила, научила терпеть и добиваться своего без тренировок, рассказывает, вряд ли получилось стать такой сильной в житейском плане.

– Вы готовите спортсменок, передаете их в национальную сборную, а свои награды они выигрывают с другими специалистами. Не обидно?
– Нет. Наоборот, я рада, что в нашем виде спорта выстроена настоящая система. С самых азов – с 5–6-летними детьми – до сборной страны каждый занимается своим делом. В Гродно девочки достигают своего потолка, пропадает стимул развиваться, зачем, если она и так тут лучшая. А вот в Минске рядом с именитыми спортсменками хочется стать еще и еще лучше.

А радость, что твоя воспитанница стоит на пьедестале почета, ощутишь независимо от того, какая у тебя должность. Когда погонишься за наградой, за деньгами, начнешь требовать благодарности, можно заканчивать работу – результата больше не будет.

Хотелось бы поехать на турниры, на сборы, поддержать девчат, но специфика работы такая, что «забрав» одного спортсмена, сборная требует следующего. На кого я своих детей в Гродно оставлю?

– Анну Дуденкову награждают «золотом» чемпионата мира. Что в эти минуты вы испытали?
– Турнир проходил в Киеве, волею судьбы оказалась там с коллегой, с которой начинали работать на Дальнем Востоке. Главное чувство – гордость. Не за себя – за страну.

Словами сложно передать. Мы на трибуне, машем флагом, звучит мелодия гимна страны, болельщики других стран по соседству поднимают пальцы вверх, показывают нам, мол, молодцы белорусы. Порадовало, что победительницы весь гимн спели. Теперь наши воспитанницы обязательно учат текст гимна. Говорю, в будущем вам пригодится.

– Сегодня многие тренеры жалуются на нехватку детей. А в Гродно на художественную гимнастику еще попасть надо, отбор пройти. В чем секрет?

– Значит, популярен наш вид спорта. Значит, работает система, о которой я говорила, есть результат на всех уровнях.

А тренерам, знаете, иногда стоит вспомнить, как раньше работали. На меня смотрят с удивлением, но я перед началом учебного года обхожу детские сады, смотрю: детей, приглашаю родителей приводить талантливых, гибких девочек на тренировки. Иду по улице, смотрю: красивые ножки у ребенка, подходящая конституция, сразу иду с родителями знакомиться.

Талантливых детей много, но талант надо искать, а не ждать, что он свалится с неба на тренера.

– Успешный детский тренер – это ...
– Это тот человек, который постоянно учится. Не стесняется подсмотреть что-то, перенять, спросить. А еще фанат своего дела, как все в нашем коллективе. Ребенок, видя такое отношение, просто не может спустя рукава относиться к тренировкам.

Надо показать детям, что ты заинтересован в их развитии. Проводим в Гродно уже несколько лет международный турнир, чтобы наши воспитанницы соревновались с сильными соперниками. Возим детей на турнир в Питер, заодно устраиваем там культурную программу: театры, музеи. Ребенок должен развиваться духовно, интеллектуально. Сегодня в спорте, в гимнастике особенно, надо соображать мгновенно.

А еще надо создать теплую, семейную атмосферу. У нас с этим проблем нет. Каждая малышка обязательно закрепляется за старшей девочкой, та ей помогает, поддерживает, в лагере, например, за проступки «мелкой» ответит тоже старшая. Все дружат – это здорово.

– Тренер, наверное, должен уметь жертвовать личным временем.

– У меня его нет вовсе. Моя профессия – круглосуточная. Голова постоянно занята. То упражнения придумываю, то музыку подбираю. Вот сейчас купальник шью для одной из своих гимнасток.

Благодарна мужу, что понял меня, взвалил на себя домашнее хозяйство. У нас в художественной гимнастике разводы не редки, но мой Юра все понял. Кстати, познакомились мы с ним на Дальнем Востоке, за это я тоже благодарна судьбе.

– У каждого человека есть мечта. Чего ждете от будущего?

– Хочу, чтобы мои девочки для начала пробились на Олимпиаду, а еще лучше, чтобы завоевали там медали. Предпосылки для этого есть. Ну а я буду работать и дальше, чтобы Гродно, Беларусь снова и снова становились известными, в том числе и благодаря художественной гимнастике.
Редакция газеты «Гродненская правда»