Кто и зачем звонит в «скорую»?

Кто и зачем звонит в «скорую»?

– Умираю! – кричит пожилая женщина в трубку. Диспетчер городской станции скорой помощи, как заправский психолог, просит успокоиться и назвать адрес. В списке вызовов этот – особенный. Выделен ярким красным цветом: бригада интенсивной терапии должна выехать к пациенту незамедлительно.

Впрочем, «красных» вызовов – экстренных, там, где счет идет на секунды и остро стоит вопрос жизни или смерти пациентов, среди всех обращений в скорую помощь не более 3,5 процента.

Цветовое деление вызовов принято в 2008 году вместе с установкой компьютерной системы «Диспетчер 103». Кроме экстренных вызовов, есть еще срочные, отмеченные желтым цветом, и так называемые «зеленые» – неотложные. Это позволяет диспетчерам быстрее принять верное решение и отправить к больным нужную бригаду. Например, желтым цветом отмечаются жалобы на приступы астмы, сердечные приступы, роды. Бригада скорой помощи к таким пациентам должна выехать не позднее 15 минут после вызова.

– Львиную долю – около 70 процентов – занимают неотложные вызовы, то есть те обращения, где неоказание медицинской помощи в течение суток не приведет к каким-то серьезным последствиям для здоровья больного, – отмечает Александр Байгин, главный врач Гродненской городской станции скорой медицинской помощи.

Впрочем, скорая помощь обязательно приедет по любому вызову. Только в 2013 году жители Гродно и Гродненского района обратились за помощью по номеру 103 более 140 тысяч раз!

– В зоне нашей ответственности около 400 тысяч жителей. Круглосуточно на дежурство заступают 34 бригады, из которых 13 – специальные. Это психиатрия, восемь бригад интенсивной терапии и еще четыре – детские, – рассказывает Александр Байгин. – Все они распределены по 4 подстанциям в областном центре и на трех постах в районе – в Скиделе, Индуре и Сопоцкине. На вызов чаще всего отправляется ближайшая свободная бригада.

Как же работает весь этот механизм? Вызов, поступающий на линию 103, принимает диспетчер, который на компьютере набирает данные больного, его адрес и жалобы. Вся информация в режиме онлайн отображается на мониторе еще одного специалиста, который отправляет бригады на вызов.

Работа диспетчера – сложнейшая. Трудятся тут в основном фельдшеры, обязательно дежурит старший врач. За смену – 12 часов – наслушаешься всякого. Могут и нахамить, и обругать. Но в любом случае надо четко разобраться в проблеме. Нервную систему надо иметь крепкую, да и навыками психолога обладать. Кстати, каждый должен знать, что когда звоните в скорую, то надо внимательно слушать диспетчера и четко отвечать на его вопросы: от правильной постановки первичного диагноза по телефону может зависеть очень многое.

В экстренных случаях специалист при необходимости остается на связи до приезда бригады скорой помощи к пациенту, подсказывает, как себя вести окружающим, дает рекомендации по оказанию первой помощи.

– Нормативы прибытия на вызовы у нас до 15 минут по городу и до получаса в районы. Найти свободную бригаду и передать ей «красный» вызов диспетчер обязан не позднее 4 минут с момента звонка, «желтый» – не позднее 15 минут, а на «зеленый» должна отправиться в течение часа первая свободная бригада, – раскрывают тактику работы на станции скорой помощи.

Движение каждого спецавтомобиля можно отследить в режиме онлайн при помощи специальной программы. Сервер, фиксирующий перемещения «скорых» по городу находится в Минске, внести изменения в отчеты невозможно – это, во-первых, позволяет контролировать работу медиков, во-вторых, помогает разрешить спорные ситуации. А они возникают постоянно. Поступает жалоба, мол, долго на аварию ехала бригада, поднимают данные – через три минуты медики были на месте происшествия.

Такова природа человека, в экстренных ситуациях время тянется медленно. И каждому кажется, что ему помощь надо оказать в первую очередь. Правда, набирая номер 103 надо помнить, что возможно врач сейчас нужнее кому-то другому.

Самое горячее время для скорой помощи – вечер. Поликлиники порой еще открыты, но люди все равно звонят в 103 – давление, головная боль, небольшие травмы, температура. С 18.00 до 23.00 поступает порой до 40 вызовов в час. К слову, с прошлого года при городских поликлиниках созданы свои бригады, чаще всего фельдшерские, которые берут на себя часть неотложных вызовов.

Мы привыкли, что медицина у нас бесплатная. Правда, редко кто задумывался, что вызов скорой помощи обходится бюджету в сотни тысяч рублей. Но не всегда все можно измерить деньгами.

К сожалению, в последние годы инфаркт миокарда – явление, прочно вошедшее в нашу жизнь. Раньше при таком диагнозе задачей скорой помощи было лишь доставить пациента в кардиоцентр: даже при небольших гродненских расстояниях терялись драгоценные минуты. С недавних пор специалисты в бригадах интенсивной терапии стали проводить мероприятия по тромболизису: специальные препараты оперативно растворяют тромб. Если все сделать в срок, то человеку не грозит даже инвалидность. Правда, стоимость зарубежного препарата составляет около 1400 евро. Только в 2013 году врачи «скорой» подобным образом спасли почти сотню жизней.

«Перевооружение» скорой помощи заключается не только в покупке дорогостоящих лекарств. Сегодня бригады обеспечены всем необходимым оборудованием.

Однако далеко не все зависит сегодня от врачей, фельдшеров, водителей спецавтомобилей. Проблемы остаются прежними. Машину, даже со включенными спецсигналами, городские водители не спешат пропускать. Родственники больных иногда забывают встретить бригаду, и та, тратя драгоценное время, плутает по частному сектору или ожидает, пока кто-нибудь спустится открыть дверь с барахлящим домофоном...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кто и зачем звонит в милицию?


Редакция газеты «Гродненская правда»