Как сложилась судьба автора песни «Ой, бацька мой, Нёман»: воспоминания родственников. Листаем страницы "ГП" за 1946 год

Если охарактеризовать газету 1946 года и все события, в ней отраженные, одним словом, это будет – СОЗИДАНИЕ...

Если охарактеризовать газету 1946 года и все события, в ней отраженные, одним словом, это будет – СОЗИДАНИЕ. Главная примета года – строительство заводов, фабрик, больниц, школ, клубов, жилья. В стране и в нашей области ширится стахановское движение. Предприятия возобновили выпуск продукции. А после работы люди активно идут в кружки художественной самодеятельности, в городской парк и на стадион, где играет духовой оркестр. В нашей газете в этот послевоенный год много стихов. Уставшие за годы лихолетья люди потянулись не только за хлебом, но и за книгой, поэзией, музыкой. Мирная жизнь входит в привычную колею…

  •  Принято решение правительства о строительстве первого белорусского сахарного завода в Скиделе.
  •  Комсомольцы Гродненщины едут на строительство МТЗ.
  •  На тонкосуконный комбинат прибывают сотни вагонов оборудования для цехов.
  •  Молодые стахановцы табачной фабрики, стеклозавода, велозавода собрались, чтобы поделиться опытом.
  •  Филиал Союза художников республики и Дом народного творчества создают городскую студию изобразительного искусства.
  •  На улице Энгельса, 20 в Гродно открыт ресторан «Аврора».
  •  В филармонии по улице Дзержинского, 1 выступает Государственный джаз-оркестр БССР под руководством Эдди Рознера.
  •  Перевозят пассажиров по Неману пароходы «Пушкин», «Боец». «Техник», «Карл Либкнехт».
  •  Конфетно-кофейная фабрика на улице Северной, 6 выпускает продукцию.
  •  В Индурском сельсовете получен невиданный урожай винограда «Маленгр»
  •  При расчистке Немана в районе Мостов на дне нашли залежи черного дуба – не менее 3 тысяч тонн.
  •  Новая поликлиника открылась на улице Лелевеля в Гродно.
  •  На Нюрнбергском процессе оглашается приговор немецким военным преступникам.

«Ой, бацька мой, Нёман!»

Из небольшой заметки в газете «Гродненская правда» узнаем, что 25 мая в редакции состоялось первое организационное собрание членов Союза советских писателей и начинающих авторов. В нем приняли участие Анатолий Астрейко, Григорий Ширма, Зинаида Бондарина, Александр Миронов. Анатолий (настоящее имя Аким) Астрейко возглавил литобъединение.


Автора поэмы «Прыгоды дзеда Міхеда», песен «Ой, бацька мой, Нёман», о Заслонове хорошо помнит гродненка Янина Бухтеева. В первые послевоенные годы она работала в редакции нашей газеты библиотекарем, техническим секретарем, выдавала сотрудникам продовольственные карточки. Янина Казимировна рассказывает, что поэт ходил в длинном пальто и высокой экстравагантной шляпе, снимал квартиру по улице Подольной. Однажды Анатолию Петровичу кто-то позвонил и дал послушать, как звучит его новая песня. Он передал телефонную трубку Янине, и она услышала «Ой, Нёман, ой, бацька мой, Нёман». В редакции поговаривали, что поэт влюблен в девушку – комсомольского секретаря, и она ждет от него ребенка.


Нам посчастливилось узнать и имя комсомольского секретаря, и той девочки, которая родилась у нее в 1947 году. Наталья Акимовна живет в Минске. А ее мамы педагога Екатерины Пименовны Калекиной уже нет в живых. Мама была инструктором обкома комсомола в Гомеле. В 46-м она отдыхала в санатории в Несвиже. Там на вечере поэзии проникновенно читала стихи популярного поэта-сатирика военного времени Анатолия Астрейко. Она и не знала, что автор сам сидит в зале и слушает. Он подошел к Екатерине. Познакомились. К тому времени Аким Петрович уже жил отдельно от семьи. С Екатериной Пименовной они не расстались до конца жизни. Она перевелась в Гродненский обком комсомола, и в нашем городе у Астрейко родилась дочь Наташа. Вскоре их семья переехала в Минск, там родилась Ирина, а Анатолий Астрейко работал ответственным секретарем журнала «Вожык». По словам Натальи Акимовны, у отца в Гродно было много друзей, особенно теплые отношения поддерживал он с художниками Иваном Пушковым, Даниилом Порохней и другими. Приезжая в Гродно уже из Минска, встречался с ними, и в квартире Астрейко было много картин гродненских художников. 


Кандидат филологических наук из Минска белорусовед Вера Острейко (по паспорту – прим. авт.) хорошо помнит своего дедушку. У него были два сына и три дочери, и всем он уделял внимание. Говорит, что его книги были для нее настольными, особенно «Прыгоды дзеда Міхеда». Они часто виделись с дедушкой, хотя у него уже была другая семья. После первого школьного урока, признается Вера Дмитриевна, она попросила родителей освободить ее от изучения белорусского языка. И тогда отец пристыдил ее, напомнив, что дедушка – известный белорусский писатель, поэт, много лет пишет на родном языке. Тогда она всерьез увлеклась белорусской литературой. Сегодня работает заведующей кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси.


Поэт завещал

В оргбюро первого литературного объединения при «Гродненской правде» входил и Александр Миронов. В газете от 18 июня есть его рассказ «Мои встречи с А.М.Горьким». Уже первая фраза интригует: «Голубой экспресс, в котором нас, челюскинцев, везли из Владивостока в Москву, подкатил к Белорусскому вокзалу столицы». Кем работал в Гродно автор и как оказался в числе челюскинцев?


Александров Мироновых в интернете и энциклопедиях – сотни. Но у меня был четкий ориентир – автор соотносил себя с челюскинцами, и в публикации речь идет о встрече отважных мореплавателей, почти пять месяцев дрейфовавших на судне, а затем на льдине Берингова пролива в 1933 году.


Мои поиски увенчались успехом. В первые послевоенные годы рабочий кабинет Александра Миронова находился в здании «Гродненской правды», но он не был нашим штатным сотрудником, хотя и публиковался в газете. В это время он был собственным корреспондентом газеты «Звязда» по Гродненской области. И, кстати, членом Союза писателей СССР с 1939 года, почетным полярником страны.


А родился писатель в Орше, в семье железнодорожника. До войны служил в торговом флоте, был в команде корабля, потерпевшего крушение, пережил все невзгоды, выпавшие на людей на дрейфующей льдине, впоследствии написав об этом несколько повестей, самая известная из которых «Ледовая одиссея. Записки челюскинца». Работал в редакциях газет Севера. Участник Великой Отечественной войны.


После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков жил в Гродно, затем в Минске. Работал в альманахе «Советская Отчизна» (впоследствии альманах «Нёман»), на студии «Беларусьфильм».


Одно время в Минске семья Александра Миронова жила в коммунальной квартире по соседству с семьей Анатолия Астрейко. Наталья Акимовна и подсказала, как связаться с внуками писателя, его полными тезками. Вдове (второй супруге писателя) Валентине Александровне уже исполнилось 95. С ней живет внук Саша Миронов, студент БГУ, будущий социолог. Он рассказал корреспонденту «ГП», что его знаменитый дедушка-писатель, заслуженный работник культуры БССР, награжденный многими орденами, умер в декабре 1992 года. Он завещал, чтобы его прах развеяли над Черным морем. Один из внуков отвез урну с прахом в те места в Коктебеле, где дедушка своими руками построил дачу и любил отдыхать, и опустил ее в морские волны. Так и покоится она где-то на черноморском дне…


Депутат из народа

В феврале 1946 года жители Гродненского, Скидельского районов, работники предприятий и учреждений Гродно избирали в Верховный Совет СССР скромную сельскую труженицу Александру Рапецкую.

http://grodnonews.by/uploads2/Rapeckaja.jpg
На страницах «Гродненской правды» из номера в номер земляки рассказывают о ней, о ее непростой женской доле. Сельские жители Валентина Иоскевич, Михаил Слатвинский и другие земляки вспоминают, как бедно жила в начале прошлого века в окрестностях Скиделя семья Александры. Когда умер от непосильного труда ее отец, у матери на руках осталось четверо детей. Шура вынуждена была оставить школу и идти работать за кусок хлеба на кулака. В 1939 году, когда советские воины-освободители пришли в Губинку, над школой развевалось красное знамя, сшитое руками Александры. Она первой повезла сдавать хлеб государству, первой пошла на заготовку леса, и везде ее поддерживали сельчане.


Живы-здоровы сегодня дочери Александры, хотя одной уже почти 80, другой – 83. Младшая Раиса Ивановна живет в родительском доме в Губинке. Она рассказала, что мама после войны, уже в зрелом возрасте, училась и, окончив курсы, до пенсии работала заведующей собесом в Скидельском райисполкоме. Ее уважали люди за душевную доброту и человечность. Раиса Ивановна много лет работала бухгалтером в родном колхозе, в сберкассе. С мужем воспитали двоих сыновей, радуются внукам и уже есть даже правнук.


Старшая Валентина стала медицинской сестрой, 15 лет проработала в областной больнице и столько же – рабочей на «Азоте». У нее две дочери и трое взрослых внуков. Валентина Ивановна помнит, как они с сестрой скучали по маме, когда она уезжала на сессию в Москву, как ждали ее возвращения. Она всегда привозила подарки не только дочерям, но и своим односельчанам. Не стало Александры в 1981 году, ей было 78 лет. Теперь ее дочери рассказывают своим детям и внукам, какую жизнь прожила их бабушка Александра Рапецкая.

Редакция газеты «Гродненская правда»