Как отличить качественный мед от подделки?

Как отличить качественный мед от подделки?

Купить мед в Гродно не проблема. Но найти качественный натуральный продукт непросто...

Купить мед в Гродно не проблема. Но найти качественный натуральный продукт непросто.

Минувший год был сложным для производственного кооператива «Щучинское пчеловодство». Пчелы принесли 20 тонн меда, недобор составил около 30 процентов. Сказались погодные условия. Но больше всего, как отметил председатель кооператива Анатолий Будревич, волнует рост цен на товары, необходимые для пчеловодства. Если цены на мед за год возросли на 8 процентов, то ветпрепараты подорожали на все 30 процентов. О высокой рентабельности тут говорить не приходится. Пришлось отказаться от фирменного ролета на Скидельском рынке в Гродно. Перешли на выездную торговлю медом на этом рынке по субботам и воскресеньям.

К сожалению, наблюдается изобилие контрафактного продукта. Качество же щучинского меда гарантировано, ведь он проходит обязательную проверку в органах стандартизации по 16 показателям. Для фасовки имеется специальная линия, исключающая нагревание продукта, из-за которого теряются полезные свойства.

– Мед может быть жидким примерно до ноября. Если же в таком виде его продают, скажем, весной, то это может свидетельствовать о том, что он подогревался и утратил целебные свойства.

Продукция предприятия востребована, узнаваема. Продается не только в Гродно, но и в Минске. 700 пчелопакетов (пчелосемей), 4 тонны меда продали в прошлом году в Россию.

К сожалению, целебному продукту и развитию пчеловодства в нашей стране пока уделяется недостаточное внимание. Нормы потребления меда в сутки составляют 50–100 граммов, или в год – 18 килограммов. В реальности, как свидетельствует статистика, белорус потребляет лишь 300 граммов меда в год.

Доценту кафедры микробиологии и эпиозоотологии, кандидату сельскохозяйственных наук, заведующему центром научного пчеловодства Гродненского государственного аграрного университета Николаю Халько, создавшему музей меда в этом вузе, проблемы пчеловодства близки и понятны.

– В Беларуси насчитывается около 215 тысяч пчелосемей, а в советское время их число было в два раза больше. В каждом районе области было пчелопредприятие, – рассказывает Николай Викторович, вспоминая лучшие времена для пчеловодства.

По его словам, мед, прополис и воск составляют всего два процента от той пользы, которую приносят пчелы. На первом месте, конечно, опыление. К сожалению, в сельском хозяйстве сейчас крылатые труженицы не используются.

– Из года в год недобирают 30 процентов возможного урожая рапса. В том числе из-за недостатка пчел на опылении, – поясняет Николай Халько. – В советское время за вывоз пчел на цветущие медоносы, например на гречишное поле, платили 10 рублей за одну пчелосемью, в сад – 15, на клевер – 20 рублей при зарплате 120–140 рублей в месяц. В Канаде сегодня за привоз одной пчелосемьи на цветущее рапсовое поле платят около ста канадских долларов, на черничники и миндаль – и того больше. С другой стороны, неграмотная химическая обработка полей губит пчел.

Говоря о перспективах развития пчеловодства, Николай Викторович отмечает, что на сегодняшний день реально развивать его в лесхозах, имеющих большие площади и не увлекающихся химизацией.

Кстати, департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия в прошлом году не единожды выявлял в республике случаи поставок небезопасного меда, содержащего остатки антибактериальных препаратов.

Опасным мед делает и вещество оксиметилфурфурол. В малых дозах оно есть в любом меде и совсем не вредно для организма. А если сладкий продукт подогреть до температуры выше 60 градусов, это вещество превращается в настоящий яд. Так что когда вы пьете чай с медом, его нужно добавлять к теплому чаю, а не к кипятку.

Специалистами санслужбы в прошлом году проведен отбор проб у 18 производителей. Во всех исследованиях уровень оксиметилфурфурола, а также и другие показатели безопасности соответствовали техническим нормативам. Однако при осуществлении надзорной деятельности в ряде случаев были выявлены нарушения санитарных норм и правил на ярмарках: реализация меда без маркировки, без документов, удостоверяющих качество и безопасность, отсутствие документов, разрешающих использование потребительской тары для упаковки меда и другие. Как рассказала заведующая отделением гигиены питания областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Мария Руфкина, в последнее время участились обращения граждан и юрлиц по вопросу несоблюдения гигиенических требований при реализации меда.

Кандидат сельскохозяйственных наук Николай Халько считает, что единственный верный способ определить натуральность меда – проводить его пыльцевой анализ по ботаническому происхождению. Ведь в любом натуральном меде обязательно содержится пыльца: пчела приносит с растений нектар, в который попадает некоторое количество пыльцевых зерен. В Европе продажи без подобного сертификата вовсе запрещены. В Польше и Германии мед разрешено продавать только членам Союза пчеловодов. С другой стороны, штрафы за торговлю некачественным медом в сотни раз превосходят его реальную стоимость.

Как же нам, покупателям, избежать «медовой» ловушки? Конечно, надо проверять у продавца документы. Особое внимание – к протоколу исследований на содержание воды, редуцированных сахаров, сахарозы, диастазное число. Обратите внимание на то, что вся информация о происхождении партии в протоколе исследований должна соответствовать информации, указанной на этикетке на емкости с медом. Еще хочется напомнить: зимой мед обязательно должен быть густым. Он кристаллизуется в течение месяца–двух после сбора. Самый простой путь – делать покупку непосредственно у проверенного пчеловода или в специализированном магазине.
Редакция газеты «Гродненская правда»