Василь Быков: всегда молодой

Из неполных 80 лет, которые отмерила жизнь Василю Быкову, четверть века связаны с редакцией газеты «Гродненская правда». Сюда он пришел совсем молодым, а уходил знаменитым, в самом расцвете творческих сил
Из неполных 80 лет, которые отмерила жизнь Василю Быкову, четверть века связаны с редакцией газеты «Гродненская правда». Сюда он пришел совсем молодым, а уходил знаменитым, в самом расцвете творческих сил.
В музее нашей редакции одна из самых содержательных экспозиций посвящена народному писателю Беларуси Василию Быкову. Здесь он написал и опубликовал свои первые рассказы и повести, состоялся как писатель. Работая в нашей газете, читал гранки и сигнальные номера журналов «Огонек», «Новый мир», «Литературной газеты», где публиковались его рассказы и повести. В редакционном кабинете вдыхал запах краски только что изданных в типографиях его книг.
С трепетом открываю личное дело Василия Владимировича, начатое 31 декабря 1947 года, когда бывшего фронтовика приняли на работу в редакцию корректором белорусскоязычного издания областной газеты, поручив ему еще и ретуширование снимков. 11 июня 1948 года он опубликовал в нашей газете свою первую заметку «Когда построят водную станцию?». Вслед за ней и свою первую корреспонденцию «Шклавары» о людях Гродненского стеклозавода. А через год в газете напечатаны уже первые военные рассказы Быкова. В тот период становления его как начинающего писателя поддержали добрым словом заместитель редактора Андрей Соловьев, ответственный секретарь Георгий Цыбулько-Цветницкий, Александр Киркевич. Обретя славу писателя мировой величины, Василий Владимирович поддерживал связь с ними, присылал письма, поздравления с праздниками, свои новые книги с автографами. Многие из них сегодня – в экспозициях музея.
Исключительно грамотный, владеющий словом, он как стиль-редактор умело корректировал материалы маститых журналистов. А в мае 1957 года переведен на должность литсотрудника. Когда ушел из жизни поэт Михась Василек, Василий Владимирович стал литконсультантом газеты. Наши бывшие сотрудники Иван Лазута из Сморгони и Сергей Курило из Гродно давно получили право на заслуженный отдых, но до сих пор хранят быковские рецензии и письма, написанные его рукой, в адрес них, начинающих авторов.
В музейной экспозиции, кроме редких фотографий писателя, его книг с автографами, писем, открыток, лежит авторучка образца 70-х с сохранившимися следами чернил на «золотом» перышке. Привлекают внимание оригинал режиссерской разработки кинофильма «Обелиск», изданная в Софии «Третья ракета», буклет презентации книг Василия Быкова в Париже. Сохранилась телеграмма, которую писатель прислал коллективу редакции в связи с награждением газеты орденом Дружбы народов, и многое другое.
Два года назад, жарким летом, в музее редакции работала съемочная группа канала «Культура». Российский писатель Игорь Золотусский, известный по циклу книг-портретов «Прощай, XX век. Русские писатели. Сокровенные встречи» выступил в роли автора и ведущего. После съемок фильмов о Константине Симонове и Александре Солженицине он вместе с творческой группой приступил к работе над фильмом о Быкове. Он так и называется – «Знак войны. Василь Быков».
…В музее приглушен свет, только старинная лампа, не менее полувека назад освещавшая редакционный стол, бросает круг света на подшивки старых газет. Писатель цитирует отрывки из рассказов и повестей писателя, опубликованных в разные годы в «ГП». Сопровождают его рассказ отснятые в нашем музее кадры: редкие фото, документы, письма, книги, личные вещи писателя.
Российские телезрители уже увидели премьеру этого фильма на канале «Культура». Автор этих строк пересматривала киноленту в «Яндексе». Замечательная работа режиссеров, операторов, мастерский монтаж отснятого и архивного. Игорь Золотусский за неполные 60 минут рассказал практически всю биографию писателя, очертив непростые вехи в его жизни. Фильм снимался в Ялте, в Хатыни, в мемориальной комнате в Минске. В Гродно творческая группа еще запечатлела дом №28 по улице Большой Троицкой, где писатель жил с 1958 года; сад, который он садил; крутые берега Немана.
Финальные кадры будущей картины снимались у стен Коложской церкви. Эти древние стены напомнили автору сценария Игорю Золотусскому последнюю встречу с Василем Быковым в Риме в 1990 году, куда были приглашены Виктор Лихачев, Владимир Солоухин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Чингиз Айтматов. Тогда Василий Владимирович показался Игорю Петровичу очень утомленным из-за обострившейся астмы. Им удалось поговорить о творчестве и о жизни. Теперь эти воспоминания, признается писатель, просто бесценны.
В новый фильм гармонично вмонтированы архивные кадры, сохранившиеся на ТВ в Москве, уникальные фотографии писателя и еще совсем молодого, и уже солидного, его голос.
Игорь Золотусский напомнил два эпизода из военной биографии Василия Быкова: в начале войны его, 17-летнего, отставшего от колонны отступающих, свои сочли за немецкого шпиона и уже вели на расстрел. Солдат, который должен был его расстрелять, сказал ему: «Ты беги, а я выстрелю в воздух». Так он спас жизнь будущему писателю. А в 43-м тяжело раненный Быков попал в списки мертвых, но остался жить. Эти два факта, по мнению Игоря Золотусского, предопределили судьбу Быкова, «заточив» его перо под военную тематику. Кстати, на работу в редакцию в 1948 году, по воспоминаниям очевидцев, Василий Владимирович ходил в потертой шинели и старенькой гимнастерке. Рассказывают, что он был добрым, чутким, никогда никому ни в чем не отказывал. Не ссорился с коллегами, критиковал конструктивно. А еще о нем вспоминают, что был он исключительно скромным немногословным человеком.
Все, кто работал с ним в нашей газете, запомнили его молодым. Василию Быкову было немногим более 20, когда впервые переступил порог редакции, и чуть больше 50, когда уезжал в Минск. А 19 июня ему исполнилось бы 90 лет.
В музее нашей редакции одна из самых содержательных экспозиций посвящена народному писателю Беларуси Василию Быкову. Здесь он написал и опубликовал свои первые рассказы и повести, состоялся как писатель. Работая в нашей газете, читал гранки и сигнальные номера журналов «Огонек», «Новый мир», «Литературной газеты», где публиковались его рассказы и повести. В редакционном кабинете вдыхал запах краски только что изданных в типографиях его книг.
С трепетом открываю личное дело Василия Владимировича, начатое 31 декабря 1947 года, когда бывшего фронтовика приняли на работу в редакцию корректором белорусскоязычного издания областной газеты, поручив ему еще и ретуширование снимков. 11 июня 1948 года он опубликовал в нашей газете свою первую заметку «Когда построят водную станцию?». Вслед за ней и свою первую корреспонденцию «Шклавары» о людях Гродненского стеклозавода. А через год в газете напечатаны уже первые военные рассказы Быкова. В тот период становления его как начинающего писателя поддержали добрым словом заместитель редактора Андрей Соловьев, ответственный секретарь Георгий Цыбулько-Цветницкий, Александр Киркевич. Обретя славу писателя мировой величины, Василий Владимирович поддерживал связь с ними, присылал письма, поздравления с праздниками, свои новые книги с автографами. Многие из них сегодня – в экспозициях музея.
Исключительно грамотный, владеющий словом, он как стиль-редактор умело корректировал материалы маститых журналистов. А в мае 1957 года переведен на должность литсотрудника. Когда ушел из жизни поэт Михась Василек, Василий Владимирович стал литконсультантом газеты. Наши бывшие сотрудники Иван Лазута из Сморгони и Сергей Курило из Гродно давно получили право на заслуженный отдых, но до сих пор хранят быковские рецензии и письма, написанные его рукой, в адрес них, начинающих авторов.
В музейной экспозиции, кроме редких фотографий писателя, его книг с автографами, писем, открыток, лежит авторучка образца 70-х с сохранившимися следами чернил на «золотом» перышке. Привлекают внимание оригинал режиссерской разработки кинофильма «Обелиск», изданная в Софии «Третья ракета», буклет презентации книг Василия Быкова в Париже. Сохранилась телеграмма, которую писатель прислал коллективу редакции в связи с награждением газеты орденом Дружбы народов, и многое другое.
Два года назад, жарким летом, в музее редакции работала съемочная группа канала «Культура». Российский писатель Игорь Золотусский, известный по циклу книг-портретов «Прощай, XX век. Русские писатели. Сокровенные встречи» выступил в роли автора и ведущего. После съемок фильмов о Константине Симонове и Александре Солженицине он вместе с творческой группой приступил к работе над фильмом о Быкове. Он так и называется – «Знак войны. Василь Быков».
…В музее приглушен свет, только старинная лампа, не менее полувека назад освещавшая редакционный стол, бросает круг света на подшивки старых газет. Писатель цитирует отрывки из рассказов и повестей писателя, опубликованных в разные годы в «ГП». Сопровождают его рассказ отснятые в нашем музее кадры: редкие фото, документы, письма, книги, личные вещи писателя.
Российские телезрители уже увидели премьеру этого фильма на канале «Культура». Автор этих строк пересматривала киноленту в «Яндексе». Замечательная работа режиссеров, операторов, мастерский монтаж отснятого и архивного. Игорь Золотусский за неполные 60 минут рассказал практически всю биографию писателя, очертив непростые вехи в его жизни. Фильм снимался в Ялте, в Хатыни, в мемориальной комнате в Минске. В Гродно творческая группа еще запечатлела дом №28 по улице Большой Троицкой, где писатель жил с 1958 года; сад, который он садил; крутые берега Немана.
Финальные кадры будущей картины снимались у стен Коложской церкви. Эти древние стены напомнили автору сценария Игорю Золотусскому последнюю встречу с Василем Быковым в Риме в 1990 году, куда были приглашены Виктор Лихачев, Владимир Солоухин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Чингиз Айтматов. Тогда Василий Владимирович показался Игорю Петровичу очень утомленным из-за обострившейся астмы. Им удалось поговорить о творчестве и о жизни. Теперь эти воспоминания, признается писатель, просто бесценны.
В новый фильм гармонично вмонтированы архивные кадры, сохранившиеся на ТВ в Москве, уникальные фотографии писателя и еще совсем молодого, и уже солидного, его голос.
Игорь Золотусский напомнил два эпизода из военной биографии Василия Быкова: в начале войны его, 17-летнего, отставшего от колонны отступающих, свои сочли за немецкого шпиона и уже вели на расстрел. Солдат, который должен был его расстрелять, сказал ему: «Ты беги, а я выстрелю в воздух». Так он спас жизнь будущему писателю. А в 43-м тяжело раненный Быков попал в списки мертвых, но остался жить. Эти два факта, по мнению Игоря Золотусского, предопределили судьбу Быкова, «заточив» его перо под военную тематику. Кстати, на работу в редакцию в 1948 году, по воспоминаниям очевидцев, Василий Владимирович ходил в потертой шинели и старенькой гимнастерке. Рассказывают, что он был добрым, чутким, никогда никому ни в чем не отказывал. Не ссорился с коллегами, критиковал конструктивно. А еще о нем вспоминают, что был он исключительно скромным немногословным человеком.
Все, кто работал с ним в нашей газете, запомнили его молодым. Василию Быкову было немногим более 20, когда впервые переступил порог редакции, и чуть больше 50, когда уезжал в Минск. А 19 июня ему исполнилось бы 90 лет.