Житель Германии нашел родственников в Гродно, но они отказались от встречи с ним

Кто из нас хоть раз, включив передачу «Жди меня» на ОНТ, не прослезился, разделяя чувства людей, встретившихся спустя десятилетия. Истории случаются порой невероятные. Люди, потерявшие надежду, не могут поверить, что нашли друг друга. И все-таки находят. И безмерно счастливы.

Интересную историю для журналистского поиска подбросила жизнь и автору этих строк. Еще в минувшем году в Гродно приезжал из Германии Сергей Кузьмицкий. Он хотел найти своего дедушку Яна и его родню. После публикации отклики приходили от незнакомых людей, но никто так и не смог подсказать, где искать интересующего нас человека и его близких.

Почти через полгода, когда уже и не верилось, что поиск даст желаемый результат, все ж удалось найти семьи братьев и сестер Яна. Я написала в социальных сетях Сергею, что у его мамы Анны в Гродно живет большая родня по отцу. То ли девять, то ли десять ее двоюродных братьев и сестер, которых она не помнит: Аню четырехлетней девочкой увезла из Гродно ее мама в 1953 году, и отношения с родней отца оборвались. Никого из своих двоюродных братьев и сестер она не знала, ни с кем никогда не переписывалась, но очень мечтала об этом.

Анна особенно обрадовалась, что в Гродно живет родная сестра отца Стефания – единственная из старшего поколения большой отцовской родни. Ей захотелось увидеть, обнять, попросить старые семейные фото: а вдруг на них есть ее отец Ян. Сергей неоднократно звонил гродненской бабушке. Знаю, даже интересовался, что привезти. Готов был подарить восьмидесятилетней старушке ортопедическую постель хорошего немецкого качества. Сестра Яна и автору этих строк, и Сергею говорила, что готова встретиться с Анной, рассказать ей об отце.

И вот они в Гродно. Анна с внучкой из Казахстана, а ее сын Сергей с семьей из Германии. Остановились у родственников Анны по материнской линии. Начали звонить бабушке, чтобы договориться о встрече. А она… передумала встречаться. Ее старшая дочь аргументировала, что, дескать, обе они уже немолоды, здоровье не позволяет, излишний стресс им ни к чему. Потом и вовсе перестали поднимать телефонную трубку.

Понимаю чувства Анны и ее сына. Они преодолели тысячи километров ради этой встречи.

– Я так ждала поездку в город, где родилась, так хотела увидеть тетю. Все думаю, может, она похожа на моего отца, а я на нее. Не могу понять, почему она поменяла свое решение, – сквозь слезы говорит Анна.

Человеческие поступки подчас непредсказуемы. Особенно люди в возрасте порой могут принять неадекватное решение, никак не аргументируя его. Так случилось и в этой ситуации. Прошу вторую дочь Стефании поговорить с матерью, помочь Анне встретиться с ней. Не знаю, удастся ли. Попутно нахожу в Гродно еще двоих двоюродных братьев Анны по отцовской линии. Выясняется, что они, хоть и живут в одном городе, но очень далеки друг от друга: едва помнят имена и степень родства. А ведь их родители когда-то выросли и долго жили все вместе в доме по улице Карла Маркса. Что же стало причиной разногласий в некогда большой родне? Что произошло в их семье в далекие 50-е? Отец Анны, оставшись без жены и дочери, уехал в Польшу, а оттуда, рассказывают, никому не писал, не поддерживал связи со своей гродненской родней.

Эта история ничуть не уступила бы по остроте тем многочисленным, что озвучены в программе «Жди меня». Только у нашей – другой поворот сюжета и пока не очень счастливая развязка. И сегодня нет уверенности, что запланированная встреча состоится.

Что же происходит с человеческими характерами и душами, если они отворачиваются от своих близких? Это элементарное человеческое равнодушие или душевная черствость? Казалось бы, сестры и братья должны стремиться друг к другу, ценить неожиданно появившихся в их жизни близких по крови людей, а они разобщаются, отдаляются. Как знать, пройдут еще десятилетия, и их дети станут искать друг друга. Но тогда поиск и путь к встрече будет еще более сложным и запутанным.

Сергей и Анна приехали за тридевять земель не требовать отцовское наследство, не просить убежища. Приехали познакомиться, подружиться.

Надеялись обрести на отцовской земле некогда потерянные узы родства. До отъезда у Сергея и его мамы осталось еще несколько дней. Очень надеюсь, что Анна еще обнимет своих братьев и сестер. Где вы, Галя, Люся, Зоя, Иван, Андрей? Поспешите на встречу! Чтобы завтра не пожалеть об упущенной возможности…
Редакция газеты «Гродненская правда»