Виртуальная экскурсия по Гродно: улица Пушкина

Виртуальная экскурсия по Гродно: улица Пушкина

В начале минувшего столетия в Гродно, по свидетельству архивных материалов, была улица Пушкинская. Так именовалась часть нынешней улицы 17 Сентября от Дзержинского до Горького. В 1926 году идет застройка новой улицы от 17 Сентября до Островского, названия у которой еще нет. И только 10 февраля 1931 года эта улица получает имя Александра Сергеевича Пушкина, а бывшая Пушкинская становится улицей 11 Листопада.
Застраивалась эта улочка преимущественно деревянными домами. В одном из них – доме №9 – во второй половине 1920-х годов проживал с семьей Ян Подвинский, избранный в 1927 году в состав Гродненской городской Рады.
Свое развитие улица получила лишь в самом начале 1960-х годов. 12 апреля 1961 года горисполком принял решение новую застройку от улицы Островского в направлении комбината строительных материалов рассматривать как продолжение улицы Пушкина.
На четной стороне улицы Пушкина в это время начали возводить 3-5-этажные кирпичные дома, а на нечетной стороне возник гаражный кооператив. Дальнейшее развитие кооператива сдерживали топливные склады КЭЧ. Они протянулись вдоль железнодорожной ветки в сторону комбината строительных материалов. Через территорию складов пролегал самый короткий путь с улицы Терешковой на улицу Пушкина, несмотря на то, что он был огорожен.
01 61.jpg
Кстати, в годы Великой Отечественной войны вскоре после оккупации города в июне 1941 году гитлеровцы на этой территории устроили лагерь для советских военнопленных. В послевоенное время этот район, находившийся фактически за городом, стал топливным складом. Военные строители возвели несколько пакгаузов. Но в основном каменный уголь и дрова хранились под открытым небом. Кроме топлива здесь было еще нечто, привлекавшее детвору из окрестных домов: протекал ручей Юрисдика, в котором водились тритоны. Еще можно было забраться в ветхие пакгаузы, в одном из которых находились театральные декорации.
Со второй половины 1960-х годов начала застраиваться часть улицы, находившаяся за складами КЭЧ. Первым был построен многоэтажный гараж для автомобильного транспорта облисполкома. В то время это было новинкой для города.
А вот четную сторону улицы продолжали застраивать в сторону Горького. Это были первые в городе крупнопанельные дома. 1 июня 1962 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве». Этим постановлением предусматривался постепенный переход от строительства индивидуальных одноквартирных домов к возведению многоквартирных домов со всеми удобствами, с привлечением средств населения путем создания жилищно-строительных кооперативов.
В Гродно кооперативное строительство началось в 1963 году. Тогда были организованы первые два жилищных кооператива. К 1965 году их насчитывалось уже 7, в которые вступили 488 семей. Причем члены кооперативов №1 и №2 к тому времени справили новоселье. В каждом из домов было по 60 квартир, и располагались они на улице Пушкина.
09 61.jpg
Во всех домах жилищных кооперативов предусмотрено было устройство раздельных санузлов, стены которых облицовывались плиткой. Квартиры с водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, горячей водой. На кухнях устанавливались газовые плиты, подключенные к системе природного газа.
В 1967 году на улице Пушкина возвели хлебозавод №2. Вскоре за топливными складами построили базы Белмясорыбторга, Белкультторга. В доме №26а открылся детский сад №40, а в домах №28 и 30 – магазины Горпищеторга и Горпромторга.
В 1970 году построили среднюю школу №18, возле здания которой в 1985 году был открыт бюст генерал-майора Героя Советского Союза Л.М. Доватора. В школу учителем труда пришел Игорь Лашук. Школьная мастерская, созданная Игорем Михайловичем, считалась лучшей в Советском Союзе и отмечена золотой медалью ВДНХ СССР. А звания «Заслуженный учитель школ БССР» Лашук был удостоен именно как учитель труда. Позже, работая уже директором школы, Игорь Михайлович не расставался с любимым предметом. Многие выпускники школы помнят увлекательные занятия в кружке технического творчества, где под руководством Игоря Михайловича создавались действующие модели автомобилей. Они участвовали во многих республиканских и всесоюзных выставках, а действующая модель автомобиля БелАЗ побывала даже на выставке в Канаде.
IMG_6661.jpg
Редакция газеты «Гродненская правда»