«Четыре мгновения жизни». Выставка работ минского художника Виктора Воронкевича открылась в Новом замке
Работы этого художника видели все гости Нового замка – это расположенная в коридоре первого этажа галерея парадных портретов видных деятелей и правителей прошлого, оставивших след в истории наших земель: Ян II Казимир Ваза, Жигимонт II Аугуст, Генрих Валуа, Анна Австрийская и другие. Но это лишь одно направление в его творчестве. Познакомиться с другими приглашает выставка «Четыре мгновения жизни».
Первое – это работы начала 80-х годов, запечатлевшие памятники истории и архитектуры всей Беларуси.
– На львовских автобусах с папочкой ездил по Беларуси. Все эти работы нарисованы с натуры, – рассказывает художник. – Это юношеские рисунки, немного претенциозные. Чувствуется в них юношеский «понт».
Пинск, Ишкольц, Камаи. Полуразрушенные руины католического костела в Заславле узнают далеко не все, ведь сегодня храм восстановлен. А вот и хорошо знакомые очертания гродненского Фарного костела, каплицы в Мире, новогрудского замка.

90-ые годы в творчестве Виктора Воронкевича отмечены в основном пейзажами. Туманное утро, загадочные очертания… На них – воспоминания, детские впечатления, отношение к окружающему миру. «Мистический реализм», – говорит о них автор. В непростое время они помогали заработать на жизнь, однако вскоре пришло ощущение «я иссяк». И он двинулся дальше.


– Реставрировал иконы, делал копии репродукций – то, что мне заказывали. Параллельно писал пейзажи, но их становилось все меньше. Когда открывался дворец в Несвиже, для экспозиции нужны были портреты магнатов. Оригиналы хранились в историческом музее, и надо было сделать копии. Я вошел в небольшую группу художников, которые этим занимались.
Тогда же знакомство с директором Гродненского историко-археологического музея Юрием Китуркой стало отправной точкой создания портретов для Нового замка.
Увлекшись парсунной живописью, Виктор Воронкевич сделал и другие портреты. Но не совсем обычные. Те, что на выставке даже при беглом взгляде несколько схожи с иконами.


– Я попытался соединить шляхетскую белорусскую парсунную живопись с белорусской иконописной традицией. Резной фон на картинах – это влияние иконы, – говорит автор.
И четвертое мгновение – пейзажи.


– Постарел и захотелось вернуться в детство, – говорит о них сам художник. – Захотелось посидеть на берегу реки, пообщаться с природой. Я – на велик, папку за плечо и вперед. Без велика не получается. Налибокская пуща – края, где мне хорошо. Там и созданы эти пейзажи. Это смешанная техника: тонированная бумага, немного пастель, сепия. Очень подвижная техника, за три часа можно сделать рисунок.
А что дальше? Каким будет пятое мгновение жизни?
– Как говорят буддисты, садись на берег реки и смотри, как она течет. Думаете, я что-то решал? Эти четыре направления как-то вышли одно из другого. Сейчас все гоняются за собственным стилем, но его из себя не выдавишь насильно. Конечно, все его ищут. Но сидеть как роденовский мыслитель и думать над стилем – так не получится.
Однако есть идеи, наметки. В том числе – продолжить серию парадных портретов для Нового и Старого замков. Это для будущего. Для души – писать природу родных мест.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Первое – это работы начала 80-х годов, запечатлевшие памятники истории и архитектуры всей Беларуси.
Пинск, Ишкольц, Камаи. Полуразрушенные руины католического костела в Заславле узнают далеко не все, ведь сегодня храм восстановлен. А вот и хорошо знакомые очертания гродненского Фарного костела, каплицы в Мире, новогрудского замка.
90-ые годы в творчестве Виктора Воронкевича отмечены в основном пейзажами. Туманное утро, загадочные очертания… На них – воспоминания, детские впечатления, отношение к окружающему миру. «Мистический реализм», – говорит о них автор. В непростое время они помогали заработать на жизнь, однако вскоре пришло ощущение «я иссяк». И он двинулся дальше.
– Реставрировал иконы, делал копии репродукций – то, что мне заказывали. Параллельно писал пейзажи, но их становилось все меньше. Когда открывался дворец в Несвиже, для экспозиции нужны были портреты магнатов. Оригиналы хранились в историческом музее, и надо было сделать копии. Я вошел в небольшую группу художников, которые этим занимались.
Тогда же знакомство с директором Гродненского историко-археологического музея Юрием Китуркой стало отправной точкой создания портретов для Нового замка.
Увлекшись парсунной живописью, Виктор Воронкевич сделал и другие портреты. Но не совсем обычные. Те, что на выставке даже при беглом взгляде несколько схожи с иконами.
– Я попытался соединить шляхетскую белорусскую парсунную живопись с белорусской иконописной традицией. Резной фон на картинах – это влияние иконы, – говорит автор.
И четвертое мгновение – пейзажи.
– Постарел и захотелось вернуться в детство, – говорит о них сам художник. – Захотелось посидеть на берегу реки, пообщаться с природой. Я – на велик, папку за плечо и вперед. Без велика не получается. Налибокская пуща – края, где мне хорошо. Там и созданы эти пейзажи. Это смешанная техника: тонированная бумага, немного пастель, сепия. Очень подвижная техника, за три часа можно сделать рисунок.
А что дальше? Каким будет пятое мгновение жизни?
– Как говорят буддисты, садись на берег реки и смотри, как она течет. Думаете, я что-то решал? Эти четыре направления как-то вышли одно из другого. Сейчас все гоняются за собственным стилем, но его из себя не выдавишь насильно. Конечно, все его ищут. Но сидеть как роденовский мыслитель и думать над стилем – так не получится.
Однако есть идеи, наметки. В том числе – продолжить серию парадных портретов для Нового и Старого замков. Это для будущего. Для души – писать природу родных мест.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
