Скульптор Иван Миско о памятнике Сапеге в Слониме, вдохновении мастера и своей малой родине

 Скульптор Иван Миско о памятнике Сапеге в Слониме, вдохновении мастера и своей малой родине

Иван Миско, один из авторов памятника Сапеги для Слонима, – о работе над скульптурой.

1 сентября Слоним примет республиканский праздник День белорусской письменности. Одним из ключевых его моментов станет открытие памятника Льву Сапеге. Знакового и значимого в этом событии немало. История рода Сапег и в частности Льва Сапеги связана со многими белорусскими городами. В том числе и Слонимом, который выдающийся государственный и военный деятель, один из авторов Статута ВКЛ, получил в управление в 1586 году. Другой значимый момент: в коллективе авторов этого памятника – еще один известный слонимчанин, уже наш современник, народный художник Беларуси, лауреат государственной премии СССР, премии Союзного государства в области литературы и искусства скульптор Иван Миско. 1 сентября в Слониме откроется его первая на Гродненщине работа, созданная в соавторстве с Владимиром Пипиным, Сергеем Логвином. Тогда же запланирована презентация фотоальбома с работами скульптора.

tzyno5QrDGA.jpg

В мастерской-музее художника в историческом центре Минска мы поговорили о многом: работе над скульптурой, искусстве в целом, призвании и таланте. О том, как из 20-сантиметрового пластилинового эскиза рождается 3-метровый бронзовый памятник.

Сапеге быть!

В мастерской скульптора есть еще один Сапега. Этот вариант разработал лично Иван Миско, когда лет 15 назад появилась идея установить в Слониме памятник Льву Сапеге.

Личность Сапеги, конечно, выходит далеко за масштабы одного лишь города. Уроженец нынешнего Бешенковичского района, воспитывавшийся в несвижской резиденции Радзивиллов, получивший образование в Лейпцигском университете, начал карьеру с должности писаря в оршанской канцелярии. И дослужился до высочайшей должности канцлера, получил звание воеводы виленского и великого гетмана ВКЛ. Неоценима заслуга государственного деятеля и в издании в 1588 году Статута ВКЛ, по которому подданные княжества жили до 1840 года. Помимо того, что Сапега редактировал тексты, финансировал издание документа, он настоял на том, чтобы Статут был написан на старобелорусском языке.

Но еще раньше, в 1586 году, Лев Сапега получил в управление город Слоним. По его просьбе в 1591 году городу было дано Магдебургское право, дарован герб, на котором изображен лев, держащий золотую стрелу. За время его управления Слоним стал развитым центром ремесел и торговли. Были построены ратуша, торговые ряды, первые цеха местных ремесленников-ткачей, сложился исторический центр с мощеными улицами, площадями и мостами. Все делалось для того, чтобы произвести впечатление на сенаторов и послов поветовой шляхты, которые с легкой руки канцлера съезжались в город над Щарой на генеральные сеймы ВКЛ. 

K 006.jpg

Скульптор Иван Миско увидел Сапегу, сидящего на камне, а рядом – собака. Как напоминание о том, что в те времена знать разводила русских гончих. Проект передал в Слоним, однако средство на изготовление и установку памятника тогда не нашли. Хотя Иван Миско даже готов был свои 25% авторского гонорара отдать.

Через много лет к идее памятника вновь вернулись уже в связи с проведением в городе Дня белорусской письменности. В конкурсе проектов участвовал не лично Иван Миско, а коллектив авторов, в состав которого также вошли его коллеги Владимир Пипин, Сергей Логвин и архитектор Валерий Митрофанов. Они предложили уже другое видение исторической фигуры: вместо сидящего Сапеги будет стоящий.

Слоним Сапега (1).JPG

– Главное – памятник будет! Мне особенно приятно было узнать, что наш проект победил, потому что Слоним – это моя родина, я почетный гражданин города. А еще на моей родине нет ни одной моей работы. В Германии есть, в Башкирии, Ливане, России – где только нет, – говорит Иван Миско. – Я доволен, что у нас получилось. Прежде чем предложить эскиз, мы с коллегами были в академии искусств, библиотеке, историческом музее, собирали информацию в архивах, работали с историками. Ведь перед созданием эскиза нужно голову наполнить обилием материала, чтобы, не копируя, перевести в скульптурную пластику.

«Сынок, ты иди…», или история про кусочек настоящего сала для бронзового мальчика

А что такое скульптурная пластика? И как рождается проект? Как объяснить словами магию творчества? Иван Миско приводит пример с памятником Матери-патриотки для Жодино, который он создавал в авторском коллективе совместно со скульпторами Андреем Заспицким, Николаем Рыженковым и архитектором Олегом Трафимчуком. Образ матери собирательный, но лепили фигуру женщины с Анастасии Куприяновой, пятеро сыновей которой ушли на фронт, четверо так и не вернулись. За этот памятник в 1977 году авторы были удостоены Государственной премии СССР.

41860596430_03db902ecb_o.jpg

– Вообще создание будущей композиции – интересный процесс. Примечательно, что сам памятник стоит у исторической дороги Брест – Москва, по которой и прошла война. Что мы там ни делали: и дверь, и ступеньки, и лестницу, будто мать дома… А потом начали: дверь убрали, ступеньки убрали, то убрали… Потому что есть главное. И это главное, оказалось, – поворот головы младшего сына Пети, когда он смотрит на мать. Все в этом повороте! – говорит Иван Миско. – Когда мы получили госпремию СССР, Куприянова еще была жива. Она рассказывала: «Цяпер такая кепская пагода, не магу пайсці туды. Калі было цёпла, хадзіла. І калі ні прыду, гэты малодшы, Пеця, ўсё глядзіць на мяне. Я яму гавару: «Ну сынок, ты ж ідзі. Твае браты пайшлі». А ён не можа адысці ад мяне, глядзіць. У мяне быў кусочак сала, я яму у торбачку палажыла. И цёплае бяльё палажыла»… Мы об этом не думали, но такая живая сцена получилась!

Настолько живая, что слова излишни. По мнению моего собеседника, скульптура вообще не любит «литературщины» – подписи. Она требует четкости: форма, выразительность, пластическое решение. Сапега «читается» легко: в одной руке – свиток, это Статут ВКЛ, одним из авторов которого он был, а в другой – символ власти.

От пластилина к бронзе через глину и воск

И все же, как из 20-сантиметрового эскиза «вырастает» огромный, в два человеческих роста, памятник? Для профессионалов в этом нет никаких секретов. А вот для остальных – настоящая загадка.

K 032.jpg

– Эскиз обычно делаю в глине или пластилине. Пластилин удобнее – он не трескается, и его не нужно поливать. Когда эскиз памятника Сапеге был утвержден комиссией и доработан, важно было определиться с будущим размером скульптуры. Мы сделали фото, наклеили на фанеру предполагаемого размера и поехали в Слоним – установить наш макет на месте для будущего памятника. Тогда и определили его размер. Оригинал будет 3,20 метра плюс постамент высотой 80 сантиметров, – рассказывает детали Иван Миско. – Кстати, изначально пьедестал был выше, но уже на месте его «подрезали». Это не просто чье-то желание. Важно, чтобы у композиции была связь с архитектурой, привязка к местности, читаемость на расстоянии. Стоит на метр-два сдвинуть или повернуть – уже не то. Поэтому такое большое значение имеет определение масштаба и места установки. Отходишь на 200–300 метров и смотришь.

Дальше изготавливается рабочая модель. Обычно она из глины, делают и из пластилина. Рабочая модель Сапеги выполнена в масштабе 1:4. Нужна она, чтобы, глядя на нее, увеличивать в реальный размер скульптуру. Для этого сваривается каркас в натуральную величину, затем из глины нужно проложить и пролепить все детали. Потом из этого оригинала снимается кусковая форма, отвозится в литейку, там ее заполняют воском, отливают… Отливают частями, затем сваривают их, заделывают швы. Дальше – авторская проработка в бронзе. В Слоним памятник приедет уже готовым. Останется только установить.

– Это все детали, рабочие моменты, – говорит скульптор. – Самое главное в станковой пластике – сохранение авторского слоя. Что это? Отпечатки твоего мазка. Чтобы была видна твоя работа. А когда отлито из бронзы и ты наждаками, пилами полируешь и шлифуешь, авторский слой теряется. Хотя обыватели иногда думают: если гладенько и блестит, это очень хорошо.

K 023.jpg

Кстати, не все знают, что скульптуры из бронзы полые внутри. Иван Миско улыбается: «Когда узнают, что скульптура пустотелая, спрашивают: сэкономили?» Но технически по-другому нельзя. Толщина бронзы – меньше одного сантиметра. Даже при этом, представьте, ее вес будет порядка 900 килограммов.

Немногим более трех месяцев осталось до большого праздника в Слониме, и в столичных мастерских кипит работа – там рождается, вырастает в полный рост будущий памятник. Совсем скоро он украсит центральную площадь в Слониме. И объединит имена двух известных людей, чья жизнь связана с городом над Щарой – Льва Сапеги и Ивана Миско.