Минута мультика — месяц работы. Как на киностудии «Беларусьфильм» создают анимационные ленты

Минута мультика — месяц работы. Как на киностудии «Беларусьфильм» создают анимационные ленты

Вряд ли найдется ребенок, который бы не любил и не смотрел мультфильмы. Добрые, о дружбе, честности и справедливости — это то, что особенно нужно малышам в эпоху разносортных роликов на YouTube. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в месте, где создается сказка, и посмотрели за процессом создания анимационных фильмов изнутри.

2.jpg

Помещение, где оживают персонажи мультиков, похоже на творческую мастерскую. На полках — фигурки героев, на стенах — картинки. Застаем работников киностудии за творческим процессом.

— У него ноги стоят на месте, не сгибаются, — комментирует режиссер анимационного кино Александр Ленкин. Переведи их так, чтобы вернулись в нормальное положение. Лучше вывести на отдельный слой.

Сейчас в самом разгаре работа над заключительной, четвертой частью сериала «Тошка и его друзья». Это рисованное кино рассчитано на детей от 5 лет, но, как замечает режиссер, нравится и многим взрослым.

— Главный герой — маленькая картошка. Это очеловеченный персонаж, у которого есть дедушка. Он олицетворяет собой мудрость и юмор, а в его репликах скрыто много поучительных моментов для детей.

3.jpg

Киностудия создает мультфильмы в разных техниках: рисованной, компьютерной и классической перекладке. В рисованной, например, аниматоры изображают персонажей на бумаге, картинка сканируется, затем в компьютере все персонажи разукрашиваются. Сейчас этот процесс, конечно, проще, чем десятки лет назад. Как отмечают в студии анимации, мультик в таком виде получается, будто нарисованный вручную.

Посмотрели уже выпущенные серии, впечатления и правда приятные. По картинке произведения совсем не уступают лентам из-за рубежа. Но, как верно подметили на «Беларусьфильме», многие просто не знают, какие мультики делают у нас. Хотя ежегодно студия выпускает до 90 минут контента.

4.jpg

— У нас нет закона, как во многих других странах, который требует наличия определенного процента отечественного детского контента на телевидении. Да и сами родители не стремятся искать белорусскую мультипликацию. В открытом доступе есть если не все, то значительная часть. Например, на нашем YouTube-канале. У людей почти нет запроса на отечественную анимацию, некоторые немного чураются всего белорусского, хотя уровень действительно высокий, — отмечает автор сценариев мультипликационных фильмов Константин Андрюшечкин.

К слову, 5-летняя дочь Константина с удовольствием смотрит как зарубежные, так и белорусские мультики. При этом ребенок не видит разницы между кумиром многих детей — канадским «Щенячьим патрулем» и отечественной мультипликацией «Тошка и его друзья».

5.jpg

Уровень белорусских мультфильмов ежегодно отмечают наградами на престижных зарубежных конкурсах, а чтобы посмотреть наши мультики, собираются полные залы.

— Анимация — это единственный вид белорусского кино, который регулярно смотрят зрители из-за рубежа. Каждый год принимаем участие в 30–40 фестивалях в России, Чехии, Франции, Индии, Китае, Японии, США и других странах. Чтобы наш мультфильм увидели, нужно, чтобы он попал в конкурсную программу. Анимаций на конкурс подается очень много, и наши попадают регулярно. Например, не так давно проходил один из известных международных анимационных фестивалей в Хиросиме. Из около 2 300 мультфильмов со всего мира отобрали немногим более 50. Америка отправила в районе 120 работ — взяли одну, сама Япония предоставила 220 — не взяли ничего. Мы прислали девять мультфильмов, из которых два прошли. По процентному соотношению в этом году мы оказались первыми в мире.

Не все слышали и то, что анимация режиссера Елены Петкевич «И. С. Бах» была отмечена престижной премией «Золотой орел» в номинации «Лучший анимационный фильм».

7.jpg

Тем не менее белорусские мультфильмы дети пока смотрят слабо. Интересуемся, почему. Например, мультсериал «Маша и Медведь» имеет миллионы просмотров и огромный успех у малышей.

— На самом деле он очень сложно пришел к популярности. Первые серии бесплатно раздавали телеканалам, выкладывали на YouTube. И только через 5–6 лет после начала производства это принесло какой-то доход. Здесь важную роль играет такое понятие, как анимационная индустрия, которая в Беларуси пока отсутствует, — поясняет К. Андрюшечкин.

В качестве примера он приводит мультипликационный сериал «Смешарики». Оказывается, его создала компания, которая занималась производством товаров для детей. Чтобы лучше продвигать продукцию, детей заинтересовали мультфильмом. После этого налаживается выпуск товаров с героями кино: маек, кружек, канцелярии и другого. На всем этом производители зарабатывают. Когда финансов достаточно, идет дальнейшая съемка. В Беларуси же мультипликационная система работает по-другому.

— Сначала придумываю идею, пишу сценарий, он обсуждается и лежит до того времени, когда Министерство культуры объявит конкурс, — рассказывает А. Ленкин.

8.jpg

Интересно, что работа над 10-минутным фильмом занимает около 10 месяцев. Путем нехитрых математических вычислений получаем, что на 1 минуту мультика уходит месяц работы. Цифры удивляют, но, если вникать в работу студии, то понимаешь, откуда такие сроки. В месяц нужно выдать около 4 500 рисунков, которые и станут основой 60 секунд видео.

Режиссер подчеркивает, что работать можно и быстрее, но все упирается в кадры. Над мультиками в Минске работают почти 25 человек, а на студии «Мельница» в Санкт-Петербурге (именно она выпускала ленты «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» и многие другие) — около 500 сотрудников.

Бюджет одного мультфильма составляет примерно 150 тыс. рублей. Деньги немалые, но анимации «Беларусьфильма» в большинстве случаев не коммерческий продукт. Важным в этом деле работники студии считают возможность радовать и обучать маленьких зрителей. Не только белорусских, но и зарубежных, которых наша анимация очень привлекает.

— С детьми нужно уметь разговаривать. Важно правильно и просто рассказать сложные вещи, — подчеркивает режиссер. — Когда взрослый смотрит кино, он наблюдатель. А для ребенка увиденное на экране — игра. Поэтому, когда делаешь для него кино, с ним нужно играть.

6.jpg

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»