Сердце еврейской общины. Как возрождалась самая красивая синагога Восточной Европы

Большая хоральная синагога в Гродно – сердце еврейской общины и центр духовной жизни, уникальная архитектурная жемчужина и туристическая достопримечательность Гродненщины.
В ней, словно в зеркале, отражается история еврейского народа, который веками живет на этих землях рядом с белорусами и поляками. Сегодня эта история наполнена оптимизмом и надеждой. Община живет, восстанавливает синагогу, идентичность, культуру и традиции.
Вместе – шесть столетий
История еврейской общины Гродно – неотъемлемая часть жизненного и культурного наследия города над Неманом. Евреи появились здесь в конце XII века, однако первые достоверные сведения об этом относятся к 1389 году, когда князь Витовт даровал им ряд привилегий и вслед издал важный указ – «за смерть жида наказание такое же, как за смерть шляхтича». Привилей уравнял евреев в правах с остальным населением не только в области торговли и владения личным имуществом – евреи выделялись в отдельную группу свободных людей и имели право самоуправления.
Гродненская община на протяжении нескольких столетий была одной из самых влиятельных и богатых в регионе. Неслучайно в 1540 году 17 процентов всех государственных податей, собираемых королевой Боной Сфорцей из Гродно, приходилось на долю евреев. Евреи Гродно имели право обращаться к суду самой королевы, некоторые пользовались ее особым покровительством. Несмотря на изменяющееся на протяжении следующих столетий отношение власти к евреям, на территории города всегда функционировали несколько ешив и хедеров (еврейских религиозных начальных школ).

– Многие века евреи составляли значительную часть населения Гродно, а в некоторые периоды – до 85 процентов, – подчеркивает Борис Квятковский. – Им принадлежали успешные предприятия и мастерские, недвижимость. В городе были десятки синагог, общественных организаций и еврейских учебных заведений. Потому влияние Гродненской еврейской общины на экономическое, политическое, культурное и религиозное «лицо города» было огромным. И все же главное, чем славилась еврейская община Гродно на протяжении веков, – это знание Торы и трепетное служение Небесам. Город был известен своими великими раввинами, которых мы помним, чтим и по чьим трудам учатся новые поколения.
Перед Великой Отечественной войной в Гродно жило около 28 тысяч евреев, после катастрофы выжило лишь около двухсот. За три года немецкой оккупации в результате депортаций, убийств и болезней погибло не менее 60 тысяч евреев Гродно и окрестностей. В регионе не осталось ни одной действующей синагоги.

Королевская синагога в королевском городе
Большая хоральная синагога в Гродно – одна из старейших и красивейших в Европе. За свою пятисотлетнюю историю она не раз преображалась, и чаще всего причинами таких изменений были пожары, обстрелы и разграбление. Своей уникальностью она обязана знаменитому итальянскому архитектору Санти Гуччи, а долголетием – еврейской общине, которая каждый раз терпеливо восстанавливала ее, вдыхая новую жизнь в намоленные веками стены.– Первая деревянная синагога сгорела, – продолжает свой рассказ Борис Квятковский. – Это произошло в то время, когда польский король Стефан Баторий сделал Гродно своей резиденцией. Еврейское население увеличилось, евреи были достаточно богаты и пригласили в город уважаемого раввина талмудиста Мордехая Яффе, который счел, что в королевском городе должна быть королевская синагога, и заказал проект итальянцу.
Синагогу построили в 1578 году в еврейском квартале Гродно на месте предположительно прежней деревянной синагоги. Сын своего времени архитектор Санта Гуччи создал ее в стиле барокко, используя большое количество замысловатых лепных украшений в растительных мотивах, что было характерно для стиля, доминирующего в архитектуре того времени.

– Зачастую туристы спрашивают меня: почему в синагоге нет изображения ликов святых, как в костеле и церкви? – рассказывает Борис Максович. – Объясняю: в своей религиозной идеологии евреи не поклоняются никому и ничему, только Богу единому, а поскольку его никто не видел, то и изобразить его невозможно. Поэтому во внутреннем убранстве синагоги – лишь лепнина: лист и лоза винограда, плод граната (наши мудрецы посчитали, что в плоде граната 613 косточек, столько же заповедей в иудаизме, поэтому плод граната зачастую можно встретить в декоративном искусстве иудаизма).
Последние пристройки к синагоге сделали русские архитекторы в стиле модерн в начале XX столетия. Здание приобрело эклектический стиль: внутри – барокко, снаружи – модерн. А синагога стала самой крупной и самой красивой из числа действующих синагог в Восточной Европе.
Входишь в синагогу – и немеешь от красоты и величия. И в то же время испытываешь ощущение, будто попал домой, его создают фальшокна. В центре – четыре мощных белых столба в виде шатра. Почему именно шатер?


– Большую часть своей истории евреи жили именно в шатрах, – объясняет Борис Квятковский. – Прародители нашего народа были пастухами. Шатер в синагоге – это символ: шатер Авраама всегда открыт. А ниша в центре синагоги в переводе с иврита называется «святой шкаф», где располагается самая большая ценность еврейской религиозной общины – Тора – Пятикнижие Моисея.
Главная хоральная синагога прежде работала не каждый день, потому что в городе до Великой Отечественной войны еще было сорок три (!) синагоги и молельных дома. Они выполняли функцию не только молитвенных домов, но и играли своеобразную клубную роль: здесь собирались собрания по профессиональным интересам, решались важные вопросы. На большие праздники амбициозные гродненские евреи приглашали лучших канторов из Европы: Берлина, Вены, Парижа, Варшавы. Довольно часто гости были солистами национальных опер. Весь город стекался в синагогу, чтобы послушать уникальные голоса.
Во время первой и второй мировых войн еврейская община города стала объектом гонений и притеснений. В период немецкой оккупации Гродно Большая хоральная синагога находилась в центре гетто и использовалась нацистами как накопитель – место сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы.
– Нацисты поставили для себя цель зачистить территорию и истребить еврейское население, – сокрушается Борис Квятковский. – Звери в человеческом обличье жгли, расстреливали, вешали, вывозили евреев в концлагеря. Из Треблинки не вернулся никто, а из Освенцима – несколько человек, в том числе мой отец. Потому знаю об этом не понаслышке.
Война изуродовала крышу и нанесла серьезный ущерб внутреннему убранству синагоги. А после войны в богоборческие времена здание, как и многие культовые сооружения, использовалось под склад. Потом здесь были творческие мастерские гродненских художников.


В конце восьмидесятых годов, когда наступила перестройка, в Гродно после долгого перерыва образовалось Гродненское областное объединение еврейской культуры имени Лейбы Найдуса, открылась еврейская воскресная школа. В городе еще оставались люди, знавшие идиш, учившиеся в довоенное время в еврейских школах, гимназиях. Они и взяли на себя миссию сохранить историческую память и вернуть синагогу.
Объединиться и сохранить наследие
В 1993 году городские власти передали здание еврейской общине. Оно стояло среди города в неприглядном виде – как раненый солдат, переживший ужасы войны и годы забвения.
Одними из первых начали помогать восстановлению синагоги предприятия «ЗОВ», благодаря которым началась реставрация большого зала. Они привлекли к благому делу коллег из числа руководителей гродненских предприятий. Предприниматель Владимир Зуховицкий стал идеологом и объединяющей силой проекта.

Начинали трудно, долго раскачивались, обследовали здание, искали компромиссы. В 2008-м начали ремонт части синагоги со стороны оврага, в 2011 – масштабные реставрационно-восстановительные работы. В благородном деле помогли ОАО «Гродненский мясокомбинат», «Молочный мир», «Азот», «Акцент», «Гродножилстрой», «Гроднопромстрой» и другие.

В 2003 году в общину пригласили духовного лидера раввина Ицхака Кофмана, который стал проводить очень важную религиозную работу и привлек значительный объем финансирования для восстановления синагоги.

Нынче евреями считают себя порядка полутора тысяч жителей Гродно. Еврейская община существует на базе нескольких светских и религиозных организаций. Действуют общественное объединение «Общинный дом «Менора», объединение еврейской культуры имени Лейбы Найдуса, община прогрессивного иудаизма, филиал общественной благотворительной еврейской организации «Хэсэд – Рахамин», которая занимается социальной поддержкой гродненцев, структурное подразделение общественного благотворительного еврейского женского объединения «Кешер». Все организации работают на то, чтобы еврейская община процветала, сохранялась еврейская идентичность, культура и традиции, а у людей пробуждался интерес к самоиндефикации.
В Большой хоральной синагоге проходят службы, праздничные собрания, занятия с молодежью, детьми, выставки, встречи. Она стала домом для евреев Гродно, духовным центром, вокруг которого сплачиваются люди и центром туристического притяжения наравне со Старым и Новым замками, католическими и православными храмами. Познакомиться с прекрасным историческим и туристическим объектом каждый месяц приезжает от ста до тысячи (в летнее время) гостей из разных уголков мира!

Во имя будущего
– Для нас важно, чтобы представители всех наций и народностей Гродно и гости города больше узнали о народе, рядом с которым живут шесть столетий, – подчеркивает историк Борис Квятковский. – Чтобы понимали, какую роль сыграли евреи в истории Гродненщины и Беларуси в целом, какой вклад внесли в создание мирной благополучной жизни, экономическое и культурное процветание края. И помнили, что мы – неразрывная часть одного целого, связанные кровью и временем.Экскурсии Бориса Максовича – это настоящее погружение в прошлое: увлекательное, глубокое, трогательное. Словно становишься непосредственным участником событий и не замечаешь, как влюбляешься в эти старые еврейские кварталы и людей, которые оставили яркий незабываемый след в истории.



Над уникальным проектом для новых поколений трудится вдохновенная команда, которая занимается реставрацией синагоги, возрождением общины и пропагандой еврейской истории и культуры: раввин Ицхак Кофман, Владимир Зуховицкий, Михаил Корж, Борис Квятковский, Александр Гордон, Илья Шибер, Борис Ерузалим, Светлана Равинская, Елена Куцевич, Наталья Грушецкая, Ефим Лившиц. Каждый из этих неравнодушных людей продвигает свое направление. А вместе они – сила, способная свернуть горы во имя доброй идеи.
Мощную поддержку оказывают власти города и области. Все губернаторы внимательно следили и следят за реставрацией архитектурного памятника. Ощутимую помощь оказывают благотворители: предприятия «ЗОВ-ЛенЕвромебель», «Стройбыт-ЗОВ», «ЗОВ-Плита», «Торговый дом «ЗОВ», «КСКпроммонтаж», СМО «ЗОВ», «Тайфун», «Шведофф», «РСУ-65 Гродно», «Молочный мир», «Гродножилстрой», «Лаун» и другие.
У актива еврейской общины большие планы. Началась модернизация входной группы, ее намерены завершить к концу года. И к этому же сроку хотят создать музейную экспозицию о религиозных праздниках и традициях иудеев. А потому здесь рады единомышленникам, экспонатам для будущего музея и любой помощи.
– Недавно наш Президент на встрече с руководителями конфессий предложил создать конфессиональные центры, наподобие того, который работает для православных в Жировичах, – говорит Владимир Зуховицкий. – Гродненские евреи были бы счастливы, если бы центром еврейства Беларуси стал Гродно, где есть Большая хоральная синагога, живая растущая община и множество энтузиастов. Мог бы получиться настоящий центр толерантности.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!