На Гродненщине работала единственная в Беларуси Школа молодого педагога (+Видео)
В преддверии нового учебного года на занятия пригласили учителей, профессиональный стаж которых не достиг двух лет.
За новыми знаниями
Звонков здесь не дают, однако и без них новоиспеченные ученики на уроки ходят прилежно, потому что каждое занятие – это всегда что-то новое и неизменно интересное. Эвристические беседы, тренинги, лекции-визуализации, лекции-диалоги, игровое проектирование, мастер-классы – их сложно назвать уроками в привычном понимании, однако и занятия в школах могут проходить в такой форме. Как применять новейшие разработки, нестандартные методики в педагогике, увлечь детей – этому и многому другому учатся у опытных коллег начинающие педагоги со всей Гродненщины.
За новыми знаниями
Звонков здесь не дают, однако и без них новоиспеченные ученики на уроки ходят прилежно, потому что каждое занятие – это всегда что-то новое и неизменно интересное. Эвристические беседы, тренинги, лекции-визуализации, лекции-диалоги, игровое проектирование, мастер-классы – их сложно назвать уроками в привычном понимании, однако и занятия в школах могут проходить в такой форме. Как применять новейшие разработки, нестандартные методики в педагогике, увлечь детей – этому и многому другому учатся у опытных коллег начинающие педагоги со всей Гродненщины.
– В области выработана система работы с молодыми специалистами. Когда педагог приходит в школу, его курирует более опытный наставник, завуч, помогает быстрее адаптироваться к профессиональной деятельности. Организуются методические мероприятия, серии открытых уроков для молодых, работают методобъединения, – рассказала начальник отдела общего среднего и дошкольного образования управления образования облисполкома Светлана Ковалевская. – Идея создания областной школы для молодых специалистов возникла в 2014 году, когда наиболее остро стоял вопрос оттока педагогических кадров из системы образования и низкой закрепляемости молодых специалистов.
Проведение Школы молодого педагога инициировали управление образования облисполкома, областной клуб «Хрустальный журавль», областные организация профсоюза работников образования и науки и Институт развития образования. И тем самым сделали еще один шаг, чтобы поддержать тех, кто только начинает свою профессиональную деятельность.
Этим летом в Школе молодого педагога «Призвание – педагог» на базе Поречской санаторной школы-интерната Гродненского района немногим более полусотни учителей, на время ставших учениками. Креативных, заинтересованных в профессиональном росте.
– Я полностью вижу себя в профессии учителя. Еще в технологическом колледже, когда общался с педагогами, понял, что тоже хочу давать знания детям. Поэтому после его окончания поступил в ГрГУ имени Янки Купалы, – рассказал учитель математики гродненской СШ №26 Эдуард Олешкевич. – За время работы накопилось немало вопросов. В будущем я, скорее всего, буду классным руководителем, поэтому полезной была тема работы с детьми из семей, которые находятся в социально опасном положении. Познакомился с новыми для меня и интересными методиками проведения уроков. Например, учитель истории Виктор Жук из Молодечно, победивший несколько лет назад в республиканском конкурсе «Учитель года», показывал, как можно применять методику критического мышления. Думаю, смогу использовать ее на уроках.
Под крылом «хрустального журавля»
Одна из изюминок Школы молодого педагога в том, что работают с юными коллегами не просто более опытные, а лучшие учителя Беларуси – победители республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года», члены клуба «Хрустальный журавль», а также преподаватели Института развития образования.
– Это работа на перспективу. Хорошо, когда есть молодые педагоги, которым можно передать наш опыт, знания, авторские разработки и которые готовы это принять. Летняя школа – как раз такая платформа для общения, – поделилась председатель республиканского клуба «Хрустальный журавль», учитель биологии квалификационной категории учитель-методист гимназии г. Сморгони Ирина Клевец. – Начинающие учителя готовы впитывать знания, экспериментировать, пробовать новое, они открытые, креативные, творческие. В рамках нынешней Школы молодого педагога занятия проводят 12 членов клуба «Хрустальный журавль» со всех регионов Беларуси.
Занятия в школе проходят по самым разным темам: организация работы в группах, современные подходы к проектированию и проведению занятия, перевернутые уроки, интерактивные методы обучения и многое другое. Максим Микулич, учитель физкультуры из Осиповичского района, на своих уроках активно использует разработку преподавателя ГрГУ имени Янки Купалы Виталия Храмова по обучению игровым видам спорта. И даже пошел дальше: снимает уроки на видео, а потом дает ребятам возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть ошибки в отдельных движениях. Коллегам он презентовал и свою авторскую разработку – программу «Секундомер», которая выставляет отметки с учетом нормативов.
– Интересными были занятия по тайм-менеджменту педагога: как планировать свой день и все успевать, находить время для семьи и работы. Запомнились занятия по эвристическому обучению, – рассказала учитель начальных классов Вороновской СШ Марта Толочко.
Для участников школы организованы экскурсии, предусмотрена насыщенная развлекательная программа. Прошла встреча с участием представителей отраслевого профсоюза.
Гродненские ноу-хау
Школа молодого педагога объединяет в основном учителей Гродненщины, но традиционно приезжает несколько человек из других областей. Как рассказали в управлении образования, весной во время проведения еще одного знакового и масштабного мероприятия – фестиваля молодых педагогов – летней школой заинтересовались участвовавшие в фестивале делегации из Молдовы и Смоленской области. Возможно, уже в будущем году летняя школа станет международной.
Если говорить в целом о поддержке молодых специалистов и повышении престижа профессии учителя, среди инициатив Гродненщины можно назвать не только фестиваль и летнюю школу. Несколько лет назад именно в нашей области разработали программу факультативных занятий «Профессия – педагог» и начали открывать педагогические классы, чтобы привлечь на педспециальности вузов мотивированных детей. Позже на республиканском уровне, исходя из опыта Принеманья, была разработана программа факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию», которая рекомендована Минобразования и используется в профильных педагогических классах.
Также в области создана Виртуальная книга почета молодых специалистов, которая размещена на сайтах управления образования и Института развития образования. Вскоре она вновь будет дополнена именами молодых педагогов, которые уже успели проявить себя в профессиональной деятельности.
КОМПЕТЕНТНО
Вера Гришечко, председатель областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки:
– Очень важно, чтобы педагоги знали свои обязанности и права, на что они могут рассчитывать: льготы, поддержка со стороны нанимателя и профсоюзной организации. Например, с 1 января этого года принято постановление, согласно которому молодым специалистам в течение трех лет, а не двух, как это было раньше, дополнительно к зарплате ежемесячно выплачивается ставка первого тарифного разряда. Но право на такую доплату имеют только те, кто остался трудиться по первому месту работы.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ:
Республиканский фестиваль педагогических идей «Призвание – педагог» прошел в Гродно и собрал около двухсот участников со всей Беларуси
Учителем года Гродненщины стала педагог из Волковыска
Проведение Школы молодого педагога инициировали управление образования облисполкома, областной клуб «Хрустальный журавль», областные организация профсоюза работников образования и науки и Институт развития образования. И тем самым сделали еще один шаг, чтобы поддержать тех, кто только начинает свою профессиональную деятельность.

Этим летом в Школе молодого педагога «Призвание – педагог» на базе Поречской санаторной школы-интерната Гродненского района немногим более полусотни учителей, на время ставших учениками. Креативных, заинтересованных в профессиональном росте.
– Я полностью вижу себя в профессии учителя. Еще в технологическом колледже, когда общался с педагогами, понял, что тоже хочу давать знания детям. Поэтому после его окончания поступил в ГрГУ имени Янки Купалы, – рассказал учитель математики гродненской СШ №26 Эдуард Олешкевич. – За время работы накопилось немало вопросов. В будущем я, скорее всего, буду классным руководителем, поэтому полезной была тема работы с детьми из семей, которые находятся в социально опасном положении. Познакомился с новыми для меня и интересными методиками проведения уроков. Например, учитель истории Виктор Жук из Молодечно, победивший несколько лет назад в республиканском конкурсе «Учитель года», показывал, как можно применять методику критического мышления. Думаю, смогу использовать ее на уроках.

Под крылом «хрустального журавля»
Одна из изюминок Школы молодого педагога в том, что работают с юными коллегами не просто более опытные, а лучшие учителя Беларуси – победители республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года», члены клуба «Хрустальный журавль», а также преподаватели Института развития образования.
– Это работа на перспективу. Хорошо, когда есть молодые педагоги, которым можно передать наш опыт, знания, авторские разработки и которые готовы это принять. Летняя школа – как раз такая платформа для общения, – поделилась председатель республиканского клуба «Хрустальный журавль», учитель биологии квалификационной категории учитель-методист гимназии г. Сморгони Ирина Клевец. – Начинающие учителя готовы впитывать знания, экспериментировать, пробовать новое, они открытые, креативные, творческие. В рамках нынешней Школы молодого педагога занятия проводят 12 членов клуба «Хрустальный журавль» со всех регионов Беларуси.
Занятия в школе проходят по самым разным темам: организация работы в группах, современные подходы к проектированию и проведению занятия, перевернутые уроки, интерактивные методы обучения и многое другое. Максим Микулич, учитель физкультуры из Осиповичского района, на своих уроках активно использует разработку преподавателя ГрГУ имени Янки Купалы Виталия Храмова по обучению игровым видам спорта. И даже пошел дальше: снимает уроки на видео, а потом дает ребятам возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть ошибки в отдельных движениях. Коллегам он презентовал и свою авторскую разработку – программу «Секундомер», которая выставляет отметки с учетом нормативов.
– Интересными были занятия по тайм-менеджменту педагога: как планировать свой день и все успевать, находить время для семьи и работы. Запомнились занятия по эвристическому обучению, – рассказала учитель начальных классов Вороновской СШ Марта Толочко.
Для участников школы организованы экскурсии, предусмотрена насыщенная развлекательная программа. Прошла встреча с участием представителей отраслевого профсоюза.
Гродненские ноу-хау
Школа молодого педагога объединяет в основном учителей Гродненщины, но традиционно приезжает несколько человек из других областей. Как рассказали в управлении образования, весной во время проведения еще одного знакового и масштабного мероприятия – фестиваля молодых педагогов – летней школой заинтересовались участвовавшие в фестивале делегации из Молдовы и Смоленской области. Возможно, уже в будущем году летняя школа станет международной.
Если говорить в целом о поддержке молодых специалистов и повышении престижа профессии учителя, среди инициатив Гродненщины можно назвать не только фестиваль и летнюю школу. Несколько лет назад именно в нашей области разработали программу факультативных занятий «Профессия – педагог» и начали открывать педагогические классы, чтобы привлечь на педспециальности вузов мотивированных детей. Позже на республиканском уровне, исходя из опыта Принеманья, была разработана программа факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию», которая рекомендована Минобразования и используется в профильных педагогических классах.
Также в области создана Виртуальная книга почета молодых специалистов, которая размещена на сайтах управления образования и Института развития образования. Вскоре она вновь будет дополнена именами молодых педагогов, которые уже успели проявить себя в профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНТНО
Вера Гришечко, председатель областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки:
– Очень важно, чтобы педагоги знали свои обязанности и права, на что они могут рассчитывать: льготы, поддержка со стороны нанимателя и профсоюзной организации. Например, с 1 января этого года принято постановление, согласно которому молодым специалистам в течение трех лет, а не двух, как это было раньше, дополнительно к зарплате ежемесячно выплачивается ставка первого тарифного разряда. Но право на такую доплату имеют только те, кто остался трудиться по первому месту работы.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ:
Республиканский фестиваль педагогических идей «Призвание – педагог» прошел в Гродно и собрал около двухсот участников со всей Беларуси
Учителем года Гродненщины стала педагог из Волковыска
Видео Гродно Плюс