Ольга Ненартович: «Наша цель – помочь семье и ребенку»

С 1 февраля вступило в силу новое Постановление Совета Министров Беларуси о порядке признания детей, находящихся в социально опасном положении. Участие в разработке его основных положений принимала в том числе специалист из Гродно, и многие наработки, опыт нашей области стали основой для документа. 

О том, как строится работа в данном направлении, какие меры принимаются, чтобы защитить право детей воспитываться в родной семье, помочь тем, кто оказался в неблагоприятной обстановке, рассказала Ольга Ненартович, главный специалист отдела воспитательной и социальной работы главного управления образования облисполкома. С прошлого года она является членом Национальной комиссии по правам ребенка Республики Беларусь.

viber image.jpg

– Как строится работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении?

– Порядок признания детей находящимися в социально опасном положении определен положением, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларуси от 15 января 2019 года № 22.

Работа по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, началась в стране еще в 2004 году. Руководствуясь основными документами, принятыми в стране, в области пошли дальше и на протяжении многих лет стали практиковать межведомственное взаимодействие. Свои силы объединили система образования, органы внутренних дел, по труду, занятости и социальной защите, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, организации здравоохранения, сельские исполнительные комитеты, организации по месту работы родителей. Это позволяло оперативно реагировать на проблемы семьи и находить механизмы, ресурсы, чтобы на местном уровне решить их. 

Помощь бывает разной. Буквально на прошлой неделе женщине, которая воспитывает детей одна, и должна была родить третьего ребенка, предоставили возможность помещения старших детей в отделение приюта на время родов. Подчеркну, такая возможность (по заявлению поместить детей в приют на какое-то время) предоставляется родителям, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Это бесплатно. И не влечет за собой каких-либо последствий, чего порой так боятся родители. Татьяна, так зовут эту молодую маму, уже дома с новорожденным ребенком и со старшими детками.   

d3f6374a9e9b6e41ea7abfb4f8ea4264.jpg

Примеров много, когда во взаимодействии удавалось оперативно помочь семье. Это и вопросы трудоустройства, материальной поддержки, гуманитарной помощи, содействие в  восстановлении документов. Самые разные ситуации, с которыми педагоги и учреждение образования самостоятельно справиться не могут. Но благодаря совместной работе с другими ведомствами удается помочь семье.

Понимая важность и необходимость межведомственного взаимодействия, мы пришли к тому, что совместные планы работы разных структур утверждались на уровне заместителей председателя райисполкомов и сельсоветов. Это были наши локальные документы, которые определяли порядок контроля за условиями проживания детей, возвращенных в семьи после признания их нуждающимися в госзащите, изучение положения новорожденных, порядок оказания помощи семьям и так далее.

Такая форма работы легла в основу постановления, которое сегодня утверждено Советом Министров. Им четко разграничены функции и ответственность всех субъектов профилактики. Совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей будет направлена на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки. На что собственно и раньше в нашей области были нацелены все службы.

– В цифрах, показателях по области подтвердилась правильность такого подхода?

– Количество детей, признанных находящимися в социально опасном положении, за последние годы снизилось. На 1 января в области таких детей 3451 (1867 семей), в то время как два года назад их было 3799 (2150 семей). Также снизилось число детей, которые нуждаются в госзащите с 309 до 247. 

Что очень важно – у нас высокий процент выведения семьи из социально опасного положения. Практически 70 процентов семей снимаются с учета благодаря ликвидации причин неблагополучия. И этот показатель остается таким на протяжении многих лет.

1390223047_semya1.jpg

В 2018 году на 33 процента снизилось количество детей, чьи родители были лишены родительских прав. Если в 2011-м таких детей было 540, в 2017-м – 275, в нынешнем – уже 185. 

Стабилен и такой показатель, как возврат детей в биологическую семью – более 60 процентов. Он также значимый и подтверждает, что мы действуем верно, помогая семьям.

– Получается, попасть в список неблагополучных – это не наказание?

– Порой встречаем мнение, что постановка семьи на учет находящихся в социально опасном положении воспринимается именно как наказание, вмешательство в дела семьи. Иногда сталкиваемся и с обвинениями в свой адрес, якобы к хорошей семье придираются и хотят забрать ребенка. Поясню, вся деятельность регламентирована. Наша задача – защитить права ребенка, в том числе, чтобы удовлетворялись его основные жизненные потребности, обеспечивался надзор за его поведением и образом жизни, и поведение родителей, которые ведут аморальный образ жизни, не представляло опасность для жизни или здоровья ребенка. Цель – помочь сохранить семью и ребенка в ней. Это приоритет государственной семейной политики.

Из положительных примеров в памяти ситуация, когда все службы одного из районов помогали родителям в лечении  от алкогольной зависимости. Даже предприятие, в котором родители работали, выделило средства на их кодировку. Общественные объединения подключились, я не говорю о работе наркологов. И дело того стоило. Дети сейчас воспитываются в семье. Сын-старшеклассник стал победителем престижных международных соревнований. Убеждена, что только в семейном окружении, чувствуя поддержку близких и родных людей, ребенок может развиваться правильно. 

Все нужно было для того, чтобы сохранить семью 

papa.mama1 (1).jpg

– Что главное изменилось в связи с принятием нового постановления?

– Ранее дети признавались находящимися в социально опасном положении советом по профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних в учреждениях  образования. Сейчас эта функция возложена  на координационные  советы, созданные в райисполкомах и администрациях города Гродно.

Получается, выносить решение по конкретной семье будут представители всех субъектов профилактики. А предшествовать этому будет социальное расследование. Оно предполагает посещение семьи по месту жительства с целью обследования условий жизни и воспитания ребенка, сбор иной информации о детях и родителях, имеющей значение для принятия решения. При необходимости информацию будем запрашивать по месту работы родителей, также важны сведения о привлечении родителей к административной ответственности, выполнении родителями рекомендаций медработников по лечению детей и прочее.  

082318_035886100673.jpg

Такая многоуровневая оценка положения детей в семьях (в учреждении образования и на уровне органов власти) позволит исключить субъективизм и необоснованное признание детей находящимися в социально опасном положении. 


– Да, их три: родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, родители не обеспечивают надзор за поведением ребенка, родители ведут аморальный образ жизни.

Поэтому в течение полугода будут пересмотрены решения в отношении всех детей, находящихся в  социально опасном положении. 

Раньше признавались находящимися в социально опасном положении и дети, чьи родители были лишены родительских прав в отношении старших детей. С одной стороны, это позволяло подключиться и помочь женщинам с новорожденными детьми, чтобы их негативный опыт прошлых лет не повторился. Но нередки ситуации, когда вопросов по воспитанию детей к родителям давно нет. Лично посещала такие семьи  в Зельвенском, Мостовском, Волковысском  районах. Трудностей в семье нет, дети досмотрены, родители работают. Но в семье сейчас живут только младшие ребята. К сожалению, возможности восстановиться в родительских правах относительно старших детей у некоторых родителей нет, так как ребята усыновлены.

В новом положении такой показатель, как лишение в родительских правах, исключен, и конечно, если к родителям нет вопросов по воспитанию детей, ребята будут сняты с учета. 

– Согласно новому Постановлению, какие функции отводятся педагогам?

– Помимо проведения социального расследования, то о чем я говорила, учреждения образования будут оказывать психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку и родителям, осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей. Важную роль будут выполнять социально-педагогические центры. Их в области 18. Они координируют деятельность учреждений образования по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 

neblagopoluchnye-semi-1.jpg

С 1 января в области открыт областной социально-педагогический центр. В республике мы вторые. И считаем, что это важно, потому что отводим областному СПЦ координирующую роль по решению проблем, вопросов, которые могут быть на начальном этапе реализации нового Положения. Помимо этого, специалисты будут оказывать методическую, консультативную помощь коллегам.

Что особенно важно и чего раньше не было, это то, что областной СПЦ будет координировать работу не только районных центров, но и учреждений профессионального образования. 

Наша задача грамотно наладить взаимодействие, ведь часто бывает, что ребенок обучается в колледже в Гродно, а семья проживает в другом регионе. И здесь одинаково важно обеспечить безопасность ребенка в учебном заведении, выстроить работу с родителями по их месту жительства. Сегодня в социально опасном положении признано около 200 обучающихся в учреждениях профессионального образования. Эти дети проживают в общежитиях, наша задача обеспечить их безопасность. В том числе и когда они на выходные или каникулы едут домой. 

– Социально-педагогический центр – это центр помощи педагогам? 

– Педагогам, детям и родителям. В минувшем году в наши социально-педагогические центры обратились и получили помощь более 18,5 тысяч детей, почти 16 тысяч родителей и немногим более 10 тысяч педагогов. 

Что важно, в СПЦ работают педагоги-психологи и социальные педагоги, которые координируют работу всех учреждений образования своего района. Кроме того, если в какой-то школе нет психолога, туда выезжает именно сотрудник центра.

Помощь должна быть своевременной. Нацеливаем педагогов разъяснять родителям, что нельзя замыкаться на проблемах, необходимо вовремя о них говорить. Напомню, что помощь, совет можно сегодня получить и по телефону анонимно, телефон «доверия» (170) работает круглосуточно. 

inx960x640.jpg

Есть много интересных и значимых форм работы с детьми, родителями. Одним из таких являются семейные советы, когда в СПЦ приглашаются все члены семьи, заинтересованные специалисты и вместе разбираются в сложившейся неблагоприятной ситуации. Важным здесь является именно помощь семье, когда с учетом возможностей конкретной семьи мы находим верные пути решения проблем.