Полторы тысячи долларов на ветер. Какие ненужные товары предлагают на презентациях за такую сумму?

Три истории о "бесплатном сыре" и некачественном товаре.
Каждый день мы выступаем в роли покупателей и сталкиваемся с заключением договоров купли-продажи – будь то продукты питания в магазине или бытовая техника через интернет. Так или иначе, совершая покупки, можно попасться на удочку недобросовестного продавца, который решил «спихнуть» некачественный или просроченный товар. Каков алгоритм действий в таком случае и как защитить свои права, знает далеко не каждый. Нередко покупателю приходится доказывать свою правоту через суд.
Как рассказали в Гродненском областном суде, только за первое полугодие 2020 года было рассмотрено 66 таких дел, из них с удовлетворением иска – 54. Среди них нередко встречаются примеры, когда жители области оставались недовольны покупками, сделанными на презентациях различных товаров – посуды, бытовой техники и прочего.

В октябре прошлого года гродненец сходил на презентацию товаров для здоровья и в результате купил массажер стоимостью 3990 рублей. Правда, сам пенсионер потом признался, что лишний ноль в стоимости товара не увидел и решил, что стоит он на порядок ниже. Бонусом к массажеру шла скороварка, массажные очки и комплект постельного белья – каждый предмет стоимостью всего лишь 1 рубль. У пенсионера при себе полной суммы не было, поэтому на месте он оформил кредит и в качестве первого взноса выплатил банку чуть более 634 рублей. Несмотря на то, что мероприятие подразумевало презентацию представленных товаров, у мужчины не было возможности ознакомиться со всеми характеристиками товара и проверить его работоспособность. К тому же ему не продемонстрировали, как пользоваться товаром и даже не предупредили о негативных последствиях его использования при некоторых хронических заболеваниях. В добавок ко всему отсутствовала инструкция по эксплуатации товара, сведения о ремонтной организации и сертификат на изделие медицинского назначения.
Все перечисленные факты насторожили мужчину. Еще раз все обдумав, он в тот же день попытался вернуть товар продавцу. Смутила и стоимость массажера. Как признавался позже покупатель, лишнюю цифру он попросту не увидел из-за проблем со зрением. Продавцы массажер назад не приняли, несмотря на то, что потребительская упаковка не была вскрыта, да и товар использовать по назначению не успели.

Попытки вернуть его ни к чему не приводили. Тогда гродненец обратился в Общество защиты потребителей. В суде истец просил расторгнуть договор купли-продажи и взыскать с ответчика 634,24 рублей – сумму, которую он выплатил банку во исполнение заключенного с банком кредитного договора на покупку массажера, и денежную компенсацию морального вреда.
Решением суда Октябрьского района Гродно договор купли-продажи был расторгнут. Суд взыскал с продавца в пользу истца компенсацию морального вреда, возмещение расходов за проезд, госпошлину и штраф в местный бюджет. Мужчина смог в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу возвратить ответчику приобретенные по договору купли-продажи товары.
Правда, ответчик через некоторое время подал апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Гродненского областного суда. Однако решение оставили без изменения.
Похожая ситуация произошла в Новогрудском районе. На презентации товаров представители компании продемонстрировали уникальный товар – массажную накидку, рассказали о ее функциях и массажных программах. После провели розыгрыш призов и выбрали счастливую обладательницу целого набора товаров. Женщину отвели в другой зал и сделали уникальное предложение – купить массажное кресло в рассрочку на 36 месяцев со скидкой 30%. Обдумать его толком она не успела, так как консультанты отвлекали ее большим количеством вопросов, никак не относящихся к предмету договора. Тут же на месте оформили договор купли-продажи на массажное кресло (хотя в реальности ей продали ту самую накидку, которую разрекламировали в начале презентации). Представители компании сообщили, что кредит на покупку одобрен и товар доставят по месту жительства женщины. Хотя изначально они обещали продать его в рассрочку.
Уже дома, когда покупательнице помогли выгрузить все ее приобретения (к массажной накидке стоимостью 3 920 рублей бонусом шли меховое одеяло за 3 рубля, диванные подушки всего за 2 рубля, а также бесплатные сковорода и кастрюля), она решила почитать инструкцию по эксплуатации и ахнула. Оказалось, что у чудо-накидки есть целый ряд противопоказаний и при их наличии необходимо проконсультироваться с врачом. В тот же день женщина решила вернуть товар, однако принимать его назад, естественно, отказались.
В суде истец просила вернуть деньги за товар и взыскать с организации в ее пользу денежную компенсацию морального вреда. Представитель ответчика на судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела его известили. Решением суда Новогрудского района договор розничной купли-продажи был расторгнут.
Отстоять свои права в случае приобретения некачественного товара тоже возможно. В сентябре этого года судом Ленинского района Гродно рассмотрено гражданское дело о расторжении договора розничной купли-продажи и взыскании денежной компенсации морального вреда.

Решением суда Ленинского района Гродно договор розничной купли-продажи, заключенный между женщиной и продавцом расторгнут. Суд обязал истца возвратить товар ответчику, а ответчика обязал возвратить истцу уплаченную за товар сумму.
Не все такие ситуации решаются через суд. В случае, если покупателю продали товар ненадлежащего качества, он вправе по своему выбору потребовать у продавца замены товара, уменьшения его стоимости, устранения его недостатков, возмещения расходов по такому устранению, возврата денег за товар, а также возмещения убытков. Сроки удовлетворения требований клиента могут составлять 14-30 дней. Кстати, на время замены или ремонта потребитель имеет право потребовать в пользование аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование в трехдневный срок, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Если продавец затягивает с выполнением своих обязательств, тогда стоит обращаться в суд.

КСТАТИ
В Гродно в марте этого года зарегистрировано общество защиты прав потребителей, обманутых на презентациях. Как рассказал его руководитель Дмитрий Косенков, недовольные покупатели и их родственники начали обращаться за помощью уже с первых дней работы. Зачастую люди стесняются признать, что их ввели в заблуждение, их попросту обманули, поэтому просят родственников представлять их интересы.
Среди тех, кто обращается к юристам, есть не только пострадавшие от продавцов на презентациях. Как правило, это обладатели некачественного товара, купленного в магазине, недовольные оказанием услуг по ремонту и обслуживанию бытовой техники.
– В нашей практике бывали случаи, когда обращались люди, приобретавшие автомобиль в автосалоне, или недовольные изготовлением памятника на кладбище. Кстати, люди, обманутые на презентациях, впоследствии отмечают, что заранее знали, каким будет формат мероприятия и не собирались ничего покупать. Однако все же ушли оттуда счастливыми обладателями посуды, постельных принадлежностей и массажных накидок. При этом многие говорят, что на момент участия в таких презентациях все было как в тумане, и только дома они осознали, что принесли кредит и много не нужных вещей.
По словам Дмитрия Косенкова, сейчас наметилась тенденция к снижению количества таких обманутых покупателей. И в первую очередь – из-за прекращения деятельности некоторых из компаний и снижения их активности. В основном это обусловлено тем, что банки практически не дают кредитов, а продать товар стоимостью в 3000-5000 рублей за наличные деньги очень сложно.
– В месяц у общества около 20-30 судебных заседаний. На сегодняшний день все решения были вынесены в пользу потребителя. Но не всегда дело доходит до суда: в основном в ходе процесса компании и продавцы идут на мировое соглашение, полностью или частично удовлетворяя требования покупателя. К слову, максимальная сумма в пользу потребителя была 4400 рублей при стоимости товара 3925 рублей.
Если вас приглашают на бесплатный массаж, кулинарное шоу или просто проверить здоровье и еще обещают подарки – надо понимать, чем все это может обернуться. Ведь, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Как рассказали в Гродненском областном суде, только за первое полугодие 2020 года было рассмотрено 66 таких дел, из них с удовлетворением иска – 54. Среди них нередко встречаются примеры, когда жители области оставались недовольны покупками, сделанными на презентациях различных товаров – посуды, бытовой техники и прочего.

Все перечисленные факты насторожили мужчину. Еще раз все обдумав, он в тот же день попытался вернуть товар продавцу. Смутила и стоимость массажера. Как признавался позже покупатель, лишнюю цифру он попросту не увидел из-за проблем со зрением. Продавцы массажер назад не приняли, несмотря на то, что потребительская упаковка не была вскрыта, да и товар использовать по назначению не успели.

Решением суда Октябрьского района Гродно договор купли-продажи был расторгнут. Суд взыскал с продавца в пользу истца компенсацию морального вреда, возмещение расходов за проезд, госпошлину и штраф в местный бюджет. Мужчина смог в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу возвратить ответчику приобретенные по договору купли-продажи товары.
Правда, ответчик через некоторое время подал апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Гродненского областного суда. Однако решение оставили без изменения.
Похожая ситуация произошла в Новогрудском районе. На презентации товаров представители компании продемонстрировали уникальный товар – массажную накидку, рассказали о ее функциях и массажных программах. После провели розыгрыш призов и выбрали счастливую обладательницу целого набора товаров. Женщину отвели в другой зал и сделали уникальное предложение – купить массажное кресло в рассрочку на 36 месяцев со скидкой 30%. Обдумать его толком она не успела, так как консультанты отвлекали ее большим количеством вопросов, никак не относящихся к предмету договора. Тут же на месте оформили договор купли-продажи на массажное кресло (хотя в реальности ей продали ту самую накидку, которую разрекламировали в начале презентации). Представители компании сообщили, что кредит на покупку одобрен и товар доставят по месту жительства женщины. Хотя изначально они обещали продать его в рассрочку.
Уже дома, когда покупательнице помогли выгрузить все ее приобретения (к массажной накидке стоимостью 3 920 рублей бонусом шли меховое одеяло за 3 рубля, диванные подушки всего за 2 рубля, а также бесплатные сковорода и кастрюля), она решила почитать инструкцию по эксплуатации и ахнула. Оказалось, что у чудо-накидки есть целый ряд противопоказаний и при их наличии необходимо проконсультироваться с врачом. В тот же день женщина решила вернуть товар, однако принимать его назад, естественно, отказались.
В суде истец просила вернуть деньги за товар и взыскать с организации в ее пользу денежную компенсацию морального вреда. Представитель ответчика на судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела его известили. Решением суда Новогрудского района договор розничной купли-продажи был расторгнут.
Отстоять свои права в случае приобретения некачественного товара тоже возможно. В сентябре этого года судом Ленинского района Гродно рассмотрено гражданское дело о расторжении договора розничной купли-продажи и взыскании денежной компенсации морального вреда.
Истец в заявлении суду указала, что в магазине купила для своего сына электросамокат за 630 рублей, который быстро перестал работать. На табло управления высвечивался красный квадрат, а электросамокат не ехал. В сервисном центре его починили, но спустя две недели ситуация повторилась. На повторный ремонт электросамокат не приняли. Поскольку ответчик в добровольном порядке отказался устранить неисправности полностью за свой счет, истец просила расторгнуть договор купли-продажи и вернуть полную стоимость товара, а также взыскать компенсацию морального вреда.
Решением суда Ленинского района Гродно договор розничной купли-продажи, заключенный между женщиной и продавцом расторгнут. Суд обязал истца возвратить товар ответчику, а ответчика обязал возвратить истцу уплаченную за товар сумму.
Не все такие ситуации решаются через суд. В случае, если покупателю продали товар ненадлежащего качества, он вправе по своему выбору потребовать у продавца замены товара, уменьшения его стоимости, устранения его недостатков, возмещения расходов по такому устранению, возврата денег за товар, а также возмещения убытков. Сроки удовлетворения требований клиента могут составлять 14-30 дней. Кстати, на время замены или ремонта потребитель имеет право потребовать в пользование аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование в трехдневный срок, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Если продавец затягивает с выполнением своих обязательств, тогда стоит обращаться в суд.

В Гродно в марте этого года зарегистрировано общество защиты прав потребителей, обманутых на презентациях. Как рассказал его руководитель Дмитрий Косенков, недовольные покупатели и их родственники начали обращаться за помощью уже с первых дней работы. Зачастую люди стесняются признать, что их ввели в заблуждение, их попросту обманули, поэтому просят родственников представлять их интересы.
Среди тех, кто обращается к юристам, есть не только пострадавшие от продавцов на презентациях. Как правило, это обладатели некачественного товара, купленного в магазине, недовольные оказанием услуг по ремонту и обслуживанию бытовой техники.
– В нашей практике бывали случаи, когда обращались люди, приобретавшие автомобиль в автосалоне, или недовольные изготовлением памятника на кладбище. Кстати, люди, обманутые на презентациях, впоследствии отмечают, что заранее знали, каким будет формат мероприятия и не собирались ничего покупать. Однако все же ушли оттуда счастливыми обладателями посуды, постельных принадлежностей и массажных накидок. При этом многие говорят, что на момент участия в таких презентациях все было как в тумане, и только дома они осознали, что принесли кредит и много не нужных вещей.
По словам Дмитрия Косенкова, сейчас наметилась тенденция к снижению количества таких обманутых покупателей. И в первую очередь – из-за прекращения деятельности некоторых из компаний и снижения их активности. В основном это обусловлено тем, что банки практически не дают кредитов, а продать товар стоимостью в 3000-5000 рублей за наличные деньги очень сложно.
– В месяц у общества около 20-30 судебных заседаний. На сегодняшний день все решения были вынесены в пользу потребителя. Но не всегда дело доходит до суда: в основном в ходе процесса компании и продавцы идут на мировое соглашение, полностью или частично удовлетворяя требования покупателя. К слову, максимальная сумма в пользу потребителя была 4400 рублей при стоимости товара 3925 рублей.
Если вас приглашают на бесплатный массаж, кулинарное шоу или просто проверить здоровье и еще обещают подарки – надо понимать, чем все это может обернуться. Ведь, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!