Свой ярлык на чужой товар

Свой ярлык на чужой товар

До сих пор казалось: объяснять, что брать чужое – нехорошо, нужно лишь детишкам-несмышленышам. Поднятый в ряде электронных СМИ шум вокруг так называемого «дела БелТА» показывает, что  доказывать эту непреложную истину нужно и вполне взрослым людям  – медийной составляющей интернет-пространства.

Для тех, кто не в курсе, поясню: на ряде интернет-ресурсов на протяжении нескольких лет в обход существующих норм пользовались информацией Белорусского телеграфного агентства.

К плагиатщикам, выдававшим чужую информацию за свою или использовавшим ее без ссылки на законного автора или издание, в журналистской среде всегда относились крайне негативно. У уличенных в этом грехе корреспондентов было только два выхода: или избавляться от пагубной привычки, или уходить из профессии. Пресекались подобные явления буквально на корню и самими журналистами, и редакторами изданий.

Посыл, что журналиста ноги кормят, образно говоря, не потерял своей актуальности и сегодня, в век невиданной ранее всеобщей доступности к огромнейшему массиву информации. И появляется эта информация не из вакуума, не по мановению волшебной палочки. Если брать медийное пространство, то за каждой новостью, даже если она всего в несколько строк, непременно стоит конкретный автор. И автору, чтобы довести эту новость до читателя, пришлось прежде всего ее найти, часто побывать на месте события, пообщаться с героями или очевидцами, свидетелями. Не возбраняется и дистанционный контакт, но здесь, чтобы не попасть впросак, требуется получить сведения или из первых уст, или от компетентных источников.

Если делать иначе, получится не информация, а фэнтези, что в журналистике и недопустимо, в том числе и в  интернет-ресурсах, позиционирующих себя как средства массовой информации.

1.jpg

Сейчас практически у каждого печатного государственного издания в Беларуси есть свой сайт. Не все они еще соответствуют реалиям нынешнего времени, но есть немало создающих серьезную конкуренцию частным интернет-порталам, давно обосновавшимся в белорусском сегменте всемирной сети. А когда конкуренты наступают на пятки, а то и обходят в оперативности, по насыщенности своего контента, чтобы как-то противостоять этому, для начала можно отбросить в сторону журналистскую этику. Только попытавшимся это сделать следовало бы помнить, что малый грех зачастую порождает куда более тяжелый.  

Так оно и вышло. Заимствование чужих контентов набирало не только более широкий размах. Информация БелТА, взятая за основу, нередко с помощью разного рода манипуляций – заменой заголовка, выбором других акцентов  – буквально переворачивалась с ног на голову. Кто-то может возразить, что один и тот же стакан можно назвать и наполовину пустым, и наполовину полным. Оно так, но чтобы так утверждать, требуется хотя бы увидеть этот стакан.

В любом печатном издании, на сайте есть напоминание, что «публикуемая информация является интеллектуальной собственностью издания, а ее перепечатка возможна только с разрешения редакции». Кстати, это разрешение не так уж и сложно получить. Правда, если взялся за републикацию такого материала, обязан в точности его соблюсти.

БелТА, конечно, не газета, у него статус телеграфного агентства, но и оно имеет своих подписчиков. Для них и существует специальная лента новостей. Хочешь иметь доступ к ней – подпишись за определенную плату. Большинство клиентов БелТА так и поступают. Некоторые же и здесь попытались схитрить.

Плагиат – выдача чужого произведения за свое или использование его в своих трудах без ссылки на автора – происходит от латинского plagiatus. Дословный перевод этого слова звучит куда жестче – «похищенный». Когда доходит до такой терминологии, задумываешься не только об этике…