"Есть что показать и есть чем гордиться". Первыми маршруты промышленного туризма в Лиде прокладывают педагоги

"Есть что показать и есть чем гордиться". Первыми маршруты промышленного туризма в Лиде прокладывают педагоги

Проект «#Экономика. Личность. Будущее», который реализуется в Лидском регионе, стартовал в начале текущего года.

Он был инициирован председателем райисполкома Сергеем Ложечником и направлен на профориентацию нынешних школьников – завтрашних выпускников.

Ключевая идея проекта состоит в том, чтобы в процессе реализации программы удалось восполнить дефицит кадровых ресурсов Лидчины за счет молодых специалистов, возвращающихся на малую родину после обучения в различных учреждениях высшего, средне-специального и профессионально-технического образования, а также сформировать профессиональную компетенцию учащихся еще на этапе получения общего среднего образования.

Инициатива главы региона, бесспорно, поможет молодым людям свободно и более осознанно подойти к выбору профессиональной деятельности, соответствующей личностным интересам, и при этом будет способствовать удовлетворению интересов региона, общества и запросам регионального рынка в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Знакомство с трудовыми и экономическими достижениями Лидского региона сформирует у молодых людей чувство гордости, патриотизма и мотивирует их к стремлению внести собственный вклад в развитие различных сфер экономики малой родины, убежден руководитель Лидчины.

Реализация проекта «#Экономика. Личность. Будущее» рассчитана на два календарных года – 2021 и 2022 годы. Партнерами инициативы выступят самые различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации, учреждения общего среднего, профессионально-технического и дополнительного образования, управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, средства массовой информации и другие.

Основная целевая группа проекта – старшеклассники и учащиеся учреждений профессионально-технического образования. Однако первыми на себе опробуют данный проект их педагоги. Ведь кто, если не учитель, способен достучаться до детских сердец, нацелить, вовремя подсказать? Неспроста его еще иначе называют наставником. Именно учителям предстоит "протоптать тропинки" по маршрутам промышленного туризма для своих учеников. И первые из них уже проложены.

За неполных три месяца педагогические коллективы значительно расширили свой кругозор, посетив различные промышленные предприятия Лидчины.Так, только за последнюю неделю было проведено 17 экскурсий. Объектами профориентации стали такие предприятия, как «Лидсельмаш», «Лидастройматериалы», «Лидахлебопродукт», «Белпласт Интернэшнл», ЛРСП-17, завод электроизделий и другие. Заглянули школьники с педагогами и на мехмастерские. И сегодня мы публикуем несколько репортажей о посещении местных предприятий и организаций в рамках проекта «#Экономика. Личность. Будущее».

Лида жить без транспорта не может, а значит, важен транспортников труд

Экскурсию для педагогов средней школы №9 в филиале «Автобусный парк №2 города Лиды» ОАО "Гроднооблавтотранс" провел главный инженер предприятия Александр Найден. Он рассказал гостям об истории автобусного парка и его дне сегодняшнем.

2.jpg

Началом появления междугородних автобусных перевозок в городе Лиде принято считать 1920 год. Местом остановки транспорта была площадь Славы, которая находилась в самом центре города, около Фарного костела. Неподалеку находились заправка и торговые киоски. Первая автостанция принимала около 60 автобусов в день. В 1935 году в нашем городе был создан автобусный кооператив "Лидчанка", который первоначально владел всего одним автобусом.

После Великой Отечественной войны, в начале 50-х годов, недалеко от замка был открыт автовокзал. Это был просто кирпичный навес с кассой. Присесть там можно было только на собственном багаже. В 1961 году вокзал – это уже одноэтажное здание с диспетчерской, буфетом, бытовкой для водителей, печным отоплением. А в 1970 году начал функционировать новый вокзал на том месте, где он теперь и находится.

Автобусно-таксомоторный парк был организован 21 апреля 1960 года на базе АТК СНХ БССР и в прошлом году отметил свое 60-летие. Сегодня предприятием обслуживаются три района: Лидский, Ивьевский и Дятловский. В структуру автопарка входят пять удаленных подразделений: автовокзал "Лида", автостанция "Дятлово", автокассы в Ивье и Березовке и бывший грузовой парк города Лиды.

При автопарке работают две станции технического обслуживания автомобилей: СТО №223 по улице Мицкевича и СТО №100 по улице Транспортной. Впрочем, лидчане в автопарке могут не только продиагностировать свой транспорт – предприятие также оказывает населению услуги по ремонту автомобилей и двигателей. Кроме того, автопарк №2 занимается междугородними грузоперевозками.

Кстати, водители – основная профессия, которая востребована на данном предприятии, но не единственная. Из 420 человек, которые в настоящее время работают на предприятии, 170 – водители, 90 – ремонтные рабочие. А это сварщики, слесари и шиномонтажники.

Педагоги СШ №9 не только ознакомились с теорией, но и, пройдясь по территории автопарка, увидели, как организована работа в диспетчерской, на автомойке грузовых автомобилей и автобусов, в помещении компьютерной диагностики, в ремонтных мастерских, сервисной станции МАЗ, а также получили ответы на интересующие их вопросы.

3.jpg

С работой автобусного парка №2 мы сталкиваемся ежедневно: многие лидчане активно пользуются общественным транспортом, но при этом не задумываются о том, что за автобусом, который курсирует лишь по одному городскому маршруту, стоит труд такого большого количества людей,   – поделилась впечатлениями от экскурсии заместитель директора по воспитательной работе средней школы №9 Екатерина Верешко. – Кстати, труд рабочих оценивается дифференцированно, и более высококлассный специалист в денежном эквиваленте получает гораздо большую зарплату.

Не менее интересно было узнать о том, как проводится санитарная обработка салонов рейсового транспорта, что немаловажно в период пандемии. Порадовал также тот факт, что профессиональному мастерству водителей и безопасности движения транспорта на дорогах руководством предприятия уделяется большое внимание, а пассажиры застрахованы от несчастных случаев. Думаю, экскурсия в автопарк нашим учащимся будет полезна вдвойне: она не только поможет сориентироваться на рынке труда, но и научит молодежь ценить труд людей, занимающихся пассажирскими перевозками, а также бережно относиться к городскому транспорту.

4.jpg

Чтоб во тьме мы не блуждали, не споткнулись, не упали

Для педагогов средней школы №16 ОАО "Лидский завод электроизделий" стал шестым объектом, который учителя посетили в рамках проекта «#Экономика. Личность. Будущее». Также наставники побывали на заводах "Конус", "Оптик", предприятиях "Лидаспецавтотранс", "Белвторчермет", в экологическом образовательном центре "Парк "Горни". В ближайших планах – ЛРСП-17, "Лида-агротехсервис" и «Гроднооблтопливо». Вмеcте с педагогическим коллективом посетил завод электроизделий и журналист "Лідскай газеты".

5.jpg

Инженер по охране труда Игорь Войтюк ознакомил экскурсантов с историей предприятия. А началась она в 1926 году с создания мануфактуры по производству гвоздей "Дротiндустрыя", основателями которой были купцы-братья Гирш и Граля Чартки. Выпуск гвоздей составлял 100 тонн в год. Позже ассортимент пополнился новой продукцией: дверными и оконными завесами, подковами для сапог, проволокой, затем хозяйственными цепями, пружинами для матрацев, детскими игрушками. Выпускать светильники здесь стали в 1949 году, но тогда они еще не определяли профиль завода.

Сегодня завод специализируется на выпуске светотехнической продукции для освещения общественных, бытовых и производственных помещений, улиц, сельскохозяйственных объектов. Основное направление – выпуск светодиодных светильников: освоено около 120 наименований изделий. Кроме того, на предприятии изготавливают трансформаторы мощностью от 16 до 160 кВ. Последняя производственная новинка – это промышленные обогреватели, разработанные на основе технологий, применяемых в космосе. Преимущество данных обогревателей в том, что, даря тепло помещению, они не "съедают кислород".

6.jpg

Учителя-экскурсанты прошли по цехам и ознакомились с производственным процессом, новым, современным оборудованием, которое механизировало человеческий труд на механоштамповочном участке, в цехе №1 на участке полимерных покрытий. А сложный участок по производству светодиодных плат обслуживает и вовсе один-единственный специалист. У педагогов было много вопросов. Для организации учебного процесса в школах ведь тоже используют светильники. Как не ошибиться в их выборе? Какое освещение считается оптимальным и безвредным? Как на предприятии организована охрана труда и здоровья? Прозвучали и другие вопросы. Ни один не остался без ответа.

7.jpg

Учитывая то, что, будучи школьницей, на заводе электроизделий я проходила профориентационную деятельность, здесь есть что сравнить. – резюмировала собственные наблюдения директор СШ №16 Ольга Виниченко. На предприятии проведена огромная работа по модернизации – новые станки, новое оборудование. Хотелось бы пожелать заводу наращивания объемов производства и дальнейшего развития, а с трудовыми ресурсами мы поможем!

8.jpg

Хвала стеклу, подвластному творцам!

В ОАО "Стеклозавод "Неман" экскурсию для педагогов СШ №10 города Лиды, а также их коллег из Гончаров и Минойт организовал районный центр туризма и краеведения учащейся молодежи. Поездка на градообразующее предприятие города над Неманом привнесла яркие впечатления в эти серые, пасмурные будни. Учителя ознакомились с процессом производства изделий из стекла и заглянули в цех по выпуску стекловаты. А еще педагоги посетили заводской музей, где художник Василий Самохвалов ознакомил посетителей с историей создания стеклозавода "Неман", а также авторскими художественными работами из стекла, экспозиция которых здесь широко представлена.

9.jpg

Своим мнением о поездке на стеклозавод в город Березовку с журналистом "Лiдскай газеты" поделилась заместитель директора по воспитательной работе ГУО "Гончарский УПК детский сад-средняя школа" Анна Дымович:

К счастью, лидскому краю есть что показать и есть чем гордиться. И самое большое наше достояние – это трудолюбивые, талантливые люди. Процесс производства стекла очень уникален, ведь это ручной труд. Лично меня очень впечатлил музей – своими выставочными экспонатами. Это удивительные работы. Понять их глубже и осознать уникальность помог рассказ художника. Василий Дмитриевич рассказал о судьбе некоторых авторов, истории создания удивительных произведений из стекла, которые экспонировались на художественных выставках прикладного искусства в различных уголках земного шара и завоевывали на них высокие награды.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»